Аннотация на реферат "Донские курганы в творчестве М.А.Шолохова"
Актуальным является обращение к исследуемой теме – анализу художественного свое-
образия шолоховского пейзажа, т.к. вся жизнь и творчество М.А.Шолохова связаны с дон-
скими местами. Его имя стало символом Дона. На этих землях разворачивались события, описанные в его произведениях, которые являются скрупулёзнейшими описаниями в ху-
дожественной форме истории, этноса, культуры и, конечно, природы Дона.
На Белогорском кургане – необычный памятник – могучий орёл, раскрывший крылья перед полётом.
На кургане Орёл
В память людям стоит,
Здесь он место обрёл –
Будто в небе парит.
Цель данной работы – реферативный обзор шолоховского пейзажа, в структуре которого присутствует курган как объект описания степи.
Реферат состоит из введения, где излагается цель работы и её структура, даётся опреде-
ление основных понятий, необходимых для раскрытия темы.
В основной части сообщается (реферируется) содержание романов "Поднятая целина" и "Тихий Дон" в контексте рассматриваемой темы, а также раскрывается значимость окру-
жающей среды (в частности, меркуловских курганов) в наиболее полном восприятии творчества М.А.Шолохова.
В заключении кратко делаются выводы по всему реферату.
В данной работе использованы издания романов М.Шолохова "Поднятая целина" и "Тихий Дон", словари русского языка, литературоведческие статьи, статьи Т.Балак и Н.Са-
гайдук из газеты "Тихий Дон", результаты археологических исследований меркуловских курганов из работы ст. научного сотрудника ГМЗШ С.Усовой, стихи местных поэтов Н.Зенкова и А.Голубева о курганах, а также фотографии меркуловских курганов и леге-
нды о них, записанные меркуловскими краеведами.
Основные методы исследования. На первом этапе исследования методом сплошной вы-
борки из текста романов были извлечены пейзажные зарисовки, в которых присутствует курган как объект описания степи. Основной исследовательский метод – описательно-аналитический.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использова-
ны для дальнейших исследований шолоховского пейзажа не только в романах, но и в дру-
гих произведениях автора. Материалы работы могут найти применение как на уроках ли-
тературы по творчеству М.Шолохова, так и во внеклассной краеведческой работе.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.5 КБ |
МОУ Меркуловская СОШ
Шолоховский район
Исследовательская работа на тему:
«Донские курганы
в творчестве М. А. Шолохова»
Выполнила:
ученица 10 класса
Зеленькова Ольга
Руководитель:
Мутилина Т. В.,
учитель русского языка
и литературы
х. Меркуловский
2006 г
1. Введение.
2. Основная часть.
1) Литературоведы о шолоховском пейзаже.
2) Пейзажные описания в "Поднятой целине" М.Шолохова.
3) Пейзажные описания в "Тихом Доне" М.Шолохова.
4) Меркуловские курганы.
5) Донские поэты о курганах.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
1. Введение.
Актуальным представляется мне обращение к исследуемой теме – анализу художественного своеобразия шолоховского пейзажа, т.к. вся жизнь и твор-
чество М.А.Шолохова связаны с донскими местами. Его имя стало символом Дона. На этих землях разворачивались события, описанные в его произведе-
ниях, которые являются скрупулезнейшими описаниями в художественной форме истории, этноса, культуры и, конечно, природы Дона.
Все мы, наверное, знаем слова А.Серафимовича о молодом орелике, внеза-
пно так широко распахнувшем свои крылья…
Несколько лет назад на Белогорском кургане был воздвигнут необычный памятник. Издали он кажется небольшим, но на вершине кургана мы увидим могучего, ширококрылого, уже, пожалуй, не орелика, а орла, раскрывшего крылья перед полетом. И этот орел, и степи, и поля – все, что лежит вокруг кургана, кажется единым.
На кургане Орел
В память людям стоит,
Здесь он место обрел –
Будто в небе парит.
И пройдет много лет,
А он будет стоять,
Будет этот орел
Наш покой охранять.
Целью данной работы является реферативный обзор шолоховского пейзажа, в структуре которого присутствует курган как объект описания степи.
Пейзаж – это вид, изображение какой-либо местности, картина природы. В литературном произведении пейзаж – это описание, где основной предмет изображения – природа (2, 38).
Курган – древний могильный холм, холмик; земляная насыпь в степи, слу-
жившая в старину для пограничного надзора (3, 308).
Реферат – это краткое изложение документа или произведения, или их час-
тей, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для ознакомления с ними (2, 711; 1, 55). Поэтому в работе излагается содер-
жание прочитанных произведений в русле заданной темы.
По утверждению специалистов, рефераты любого вида "не должны отра-жать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, в реферате не дается и оценка реферируемого документа" (1, 57).
Разумеется, рамки реферата не позволяют раскрыть все многообразие испо-
льзования пейзажных описаний в произведениях писателя, но выбранные эпизоды ( в которых обязательно присутствует описание донских курганов) позволили создать целостную картину шолоховского пейзажа.
Реферат состоит из введения, где излагается цель работы и ее структура, да-
ются определения основных понятий, необходимых для раскрытия темы.
В основной части сообщается (реферируется) содержание романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина" в контексте рассматриваемой темы, а также рас-
крывается значимость окружающей среды (в частности, меркуловских курга-
нов) в наиболее полном восприятии творчества М.А.Шолохова.
Завершает работу заключительная часть, где кратко делаются выводы по всему реферату.
В данной работе использованы издания романов М.А.Шолохова "Тихий Дон" и "Поднятая целина", словарь русского языка под редакцией А.П.Евге-
ньева, современный толковый словарь русского языка под редакцией С.А.Ку-
знецова, статьи Н.Федь, Л.Якименко, В.Тамахина, А.Софронова, статьи Т.Ба-
лак и Н.Сагайдук из региональной газеты "Тихий Дон", результаты археоло-
гических исследований меркуловских курганов из работы ст.научного сотру-
дника историко-краеведческого отдела ГМЗШ С.Усовой, стихи донских по-
этов о курганах.
Основные методы исследования. На первом этапе исследования методом сплошной выборки из текста романов были извлечены пейзажные зарисовки. Основным исследовательским методом является описательно-аналитический.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований шолоховского пейзажа не только в романах, но и в других произведениях автора. Материалы работы могут найти применение как на уроках литературы по творчеству М.А.Шоло-
хова, так и во внеклассной краеведческой работе.
2. Основная часть.
1) Литературоведы о шолоховском пейзаже.
Н. Федь
Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе. Не только по многочисленности и разнообразию, но и по удельному весу в сюжетно-композиционной структуре повествования. Художник не описывает, не созе-
рцает природу – она живет в его произведениях, будучи воспроизведенной с точностью, равноценной непосредственному восприятию.
…Для него природа не мастерская, не лаборатория, где человек полновласт-
ный хозяин, а Храм, куда он приходит укрепить свой дух, научиться труду и смирению… Шолохов – поэт действительной природы, существующей рядом с человеком и не зависимый ни от психологических состояний, ни от жела-
ний его… Самоценность шолоховского пейзажа несомненна. Но он тесно связан с характерами и происходящими событиями. Эта связь глубоко скры-
та в ткани повествования и осуществляется посредством тонких внутренних ассоциаций, опосредованных логических параллелей и сложных ощущений.
(Природы чудный лик…//Слово. № 1-2)
Л. Якименко
Развернутые пейзажные описания незаметно подготавливают чувство и мысль читателя к тому, что будет сказано о внутреннем состоянии героя. В то же время в этом параллельном ряде (герой – природа) происходит весьма примечательное явление. Читатель и герой незаметно, как бы сами собой, со-
единяются в едином порыве сопереживания… Эта способность как бы слить воедино читателя и героя придает огромную впечатляющую силу шолохов-
ским произведениям, его сопоставлениям внутренней жизни человека и окру-
жающего мира природы.
(Творчество Шолохова)
В. Тамахин
…Пейзаж в "Тихом Доне" в той или иной форме всегда соотнесен с дейст-
виями, поступками, переживаниями отдельных лиц, социальных слоев или явлениями общественной жизни. Эта соотнесенность осуществляется худож-
ником прямо или опосредованно через созвучие мотивов, эмоциональную на-
строенность , перекличку деталей и т.д. Одно из основных заданий шолохов-
ского пейзажа – передача времени – исторического и художественного, что выступает немаловажным источником эпического в произведении. Картины природы в "Тихом Доне" проникнуты глубоким лиризмом и максимально приближены к читателю. Трудно, конечно, перечислить все функции шоло-
ховского пейзажа, поэтому назовем лишь главные из них. Во-первых, он яв-
ляется средством психологического анализа, во-вторых, выступает средством выражения настроения автора и персонажей и, в-третьих, служат способом изображения времени и места действия… в произведениях писателя нет "бе-
зучастных" и "равнодушных" картин, все они являются органической состав-
ной частью единого художественного целого, и каждая из них выполняет оп-
ределенную роль в раскрытии авторского замысла.
(Поэтика картин природы в "Тихом Доне" //
Русская литература. 1979. № 3)
"Невообразимо красива лазоревая донская степь. Это знает всякий, кто хоть однажды прошелся по ней пешком, стряхивая тяжелую росу с пушистых кле-
вееров и медовых луговых кашек, кто видел, как скачет внамет, вздымая да-
льнюю пыль, молодой и горячий всадник, кто пил из копанки в жару чистей-
шую ключевую водицу… Но пуще всего знает об этом тот, кто хоть однажды читал Шолохова, склоняясь над бессмертными страницами, всем существом вбирая в себя многоцветье и многозвучье его чистого и яркого мира. Любовь и ненависть, страдание и гнев, красота и жестокость – все это в его книгах из-
мерено мерой земной, мерой человеческой и народной. Связь с землею… оказывается у Шолохова столь… сильной, что ощущение почти физического прикосновения к созданной им жизни делает его произведения как бы неру-
котворными. Что написано, понимаешь сразу, без труда, поскольку живая правда ведет за собою. Но понять, как это написано, - увы, невозможно. На пути от природы к искусству природа легко теряет свое естество, свой непо-
вторимый запах, цвет, свет. Шолоховым эти трудности преодолены почти без усилий, ибо между реальной жизнью и автором "Тихого Дона" и "Поднятой целины" не стоят другие художники, не носятся чужие вымыслы и догадки. Чтобы списывать не с копий, а с оригинала – с самой земли – необходима не только честность, искренность и художническая беспощадность, но и редкая поэтическая мощь. Этой мощью наделила писателя земля",- писал о произве-
дениях Шолохова, в которых описывается донская степь, А.Софронов.
2) Пейзажные описания в "Поднятой целине" М. Шолохова.
Писатель всегда ставил своего героя не только перед временем, но и перед вечностью, и она, холодная, отдаленная, поверяла живую и такую близкую жизнь человека. Вспомним хотя бы одну из страниц "Поднятой целины":
"Где-то позади остался, скрылся за изволоком Гремячий Лог, и широкая – глазом не окинешь – степь поглотила Давыдова. Всей грудью вздыхая хмельные запахи травы и не-
просохшего чернозема, Давыдов долго смотрел на далекую гряду могильных курганов…
Потом рассеянно блуждающий взгляд его поймал в небе еле приметную точку. Черный степной орел – житель могильных курганов, - царственно величавый в своем одиночест-
ве, парил в холодном поднебесье, медленно, почти незаметно теряя на кругах высоту. Ши-
рокие, тупые на концах, недвижно распростертые крылья легко несли его там, в подоблач-
ной вышине, а встречный ветер жадно облизывал и прижимал к могучему костистому те-
лу черное, тускло блистающее оперение. Когда он, слегка кренясь на разворотах, устрем-
лялся на восток, солнечные лучи светили ему снизу и навстречу, и тогда Давыдову каза-лось, что по белесому подбою орлиных крыльев мечутся белые искры, то мгновенно вспыхивая, то угасая.
…Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Черный орел в небе. Мяг-
кий шелест стелющейся под ветром травы…Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов, тоскливо оглядывая томящую своей бесконечнос-
тью степь. Мелким и ничтожным показались ему в эти минуты и его любовь к Лушке, и горечь разлуки, и несбывшееся желание повидаться с ней…Чувство одиночества и ото-
рванности от всего живого мира тяжко овладело им. Нечто похожее испытывал он дав-
ным-давно, когда приходилось по ночам стоять на корабле "впередсмотрящим"… "(кн.2, гл.5).
Велика роль пейзажа в раскрытии изменений, происходящих в психологии народа. В этих отрывках – мотив движения природы к весне:
"Февраль…Жмут, корежат землю холода. В белом морозном накале встает солнце. Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается. Курганы в степи – как переспе-
лые арбузы – в змеистых трещинах. За хутором возле зяблевой пахоты снежные наносы слепящее, нестерпимо блещут. Тополя над речкой все серебряного чекана…" (кн.1, гл.14).
"За хутором призывно чернела освобожденная от снега зябь…Великая благостная тиши-
на стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями – солнце, молочно-белый пар, во-
лнующий выщелк раннего жаворонка да манящий клик журавлиной станицы, вонзающей-
ся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес. Над кургана-
ми, рожденное теплом, дрожит, струится марево; острое зеленое жало травяного листка, отталкивая прошлогодний отживший стебелек, стремится к солнцу"(кн.1, гл.26).
Наиболее ярко раскрывается психологическое состояние героя через пейзаж, в котором центральное место занимает курган:
" Сбочь дороги – могильный курган. На слизанной ветрами вершине его скорбно шур-
шат голые ветви прошлогодней полыни и донника, угрюмо никнут к земле бурые космы татарника, по скатам, от самой вершины до подошвы, стелются пучки пушистого ковыля. Безрадостно тусклые, выцветшие от солнца и непогоди, они простирают над древней, вы-
ветрившейся почвой свои волокнистые былки, даже весною, среди ликующего цветения разнотравья, выглядят старчески уныло, отжившие, и только под осень блещут перелива- ются гордой изморозной белизной. И лишь осенью кажется, что величаво приосанив-
шийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу.
Летом, вечерними зорями, на вершину его слетает из подоблачья степной беркут. Шумя крыльями, он упадет на курган, неуклюже ступнет раза два и станет чистить изогнутым клювом коричневый веер вытянутого крыла, покрытую ржавым пером хлупь, а потом дре-
мотно застынет…
Зимою же, когда могильный курган – в горностаевой мантии снега, каждый день в
голубино-сизых предрассветных сумерках выходит на вершину его старый сиводуший ли-
совин…
В запахе куропаток так много плотно ссученных оттенков, что лисовину, для того, что-
бы насытить нюх, надо сойти с кургана и проплыть, не вынимая из звездно искрящегося снега ног, волоча покрытое сосульками, почти невесомое брюшко по верхушкам бурьяна, саженей пятьдесят…
…Точат заклёклую насыпную землю кургана суховеи, накаляет полуденное солнце, размывают ливни, рвут крещенские морозы, но курган все так же нерушимо властвует над степью, как и много сотен лет назад, когда возник он над прахом убитого и с бранны-
ми почестями похороненного половецкого князя, насыпанный одетыми в запястья смуг-
лыми руками жен, руками воинов, родичей и невольников…
Стоит курган на гребне в восьми верстах от Гремячего Лога, издавна зовут его казаки Смертным, а предание поясняет, что под курганом когда-то, в старину, умер раненый ка-
зак, быть может, тот самый, о котором в старинной песне поется:
… Сам огонь крысал шашкой вострою,
Разводил, раздувал полынь-травушкой.
Он грел, согревал ключеву воду,
Обливал, обмывал раны смертные:
"Уж вы, раны мои, раны, кровью изошли,
Тяжелым-тяжело к ретиву сердцу пришли!...
Степь мертвела в безлюдье, Макар долго лежал у подножия кургана…
"Приеду домой, попрощаюсь… и застрелюсь. Больше мне нету в жизни привязы! А ре-
волюция от этого не пострадает. Мало ли за ней народу идет? Одним меньше, одним боль-
ше…- равнодушно, словно о ком-то постороннем, думал Макар, лежа на животе, рассмат-
ривая в упор спутанные ковыльные нити…
- Так нет же, гадючья кровь! Не застрелюсь!..
Посветлевшими глазами оглядел он распростертый окрест его мир. Ему уже казалось, что положение его вовсе не такое непоправимое и безнадежное, каким представлялось не-
сколько часов назад…(кн.1, гл.34)
Короткая, как вспышка зарницы, земная жизнь человека и бесконечная жизнь природы – степи, могильного кургана, высокого небесного купола… Вот она, живая шолоховская философия, рожденная в сердце художника.
3) Пейзажные описания в "Тихом Доне" М.Шолохова.
Роман начинается с описания Мелеховского двора на самом краю хутора.
Автор в первых абзацах как бы вложил события, которые произойдут с Ме-
леховыми. Тут и "крутой спуск", означающий переломные события в истории народа, и "россыпь ракушек", символизирующая народ, и "нацелованные во-
лнами гальки", обозначающие тяжелые испытания, и "вороненые ряби стре-
мени Дона", символизирующие события, которые произойдут в жизни каза-
чества. Писатель использовал иносказание: так, восток олицетворяет появле-
ние новой силы, которая надвигается на Дон с "конскими копытами", а "жи-
вущой подорожник" означает казачество. И тут же при описании степи появ-
ляется курган:
"…Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Сажал ее там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями нозрева-
тому камню, садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь" (ч.1, гл.1).
Пейзаж в романе не существует отдельно от событий, описанных в нем, а тесно связан с ними. Вот отрывки из третьей книги:
"Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прилизанная ветрами, белая голая равнина. Будто мертвая степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чер-
нобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
Но под снегом всё же живёт степь. Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля,- там, вцепив-
шись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Ше-
лковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрушкому черно-
зему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ло-
мая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. И оно вста-
нет, выждав время! Будут биться в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаво-
ронок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, по-
ка вызревший, полнозёрный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет уса-
той головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зёрна" (ч.6, гл.19).
"Небо нахмарилось. Молния наискось распахала взбугренную черноземно-черную тучу, долго копилась тишина, и где-то далеко предупреждающе громыхал гром. Ядрёный дож-
девой сев начал приминать травы… Гром обрушился с ужасающей силой, молния стре-
мительно шла к земле. После нового удара из недр тучи потоками прорвался дождь, степь невнятно зароптала…" (ч.6, гл.3).
В обоих отрывках подразумевается время, которое принесет много перемен, отражающихся на судьбах людей. Этими описаниями предваряются трагиче-
ские события с приходом красных.
Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев:
"С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенис-
тые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и па-
ли под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, пото-
нули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, ус-
тремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.
…Иным, чудесно обновлённым и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водою яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями – всё казалось ей невиданно красивым, всё цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем.
Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил её холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозёма был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешком губ; незамысловатая песенка жаворонка, донёсшаяся откуда-то из туманной степи, разбудила в ней неосознанную грусть. Это она – услышан-
ная на чужбине песенка – заставила учащённо забиться Аксиньино сердце и выжала из глаз две крупные слезинки…
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное жела-
ние ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатис-
тым налётом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездоро-
жью, туда, где за широким логом сказочно зазеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле…" ( кн.4, ч.8, гл.1).
Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе дон-
ского края:
"Степь горяча, но мертва, и всё окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган си- неет на грани видимого сказочного и невнятного, как во сне…
Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жует шелко-
вистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низ-
ким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный про-
стор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою прес-
ную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!" ( кн.3, ч.6, гл.6).
"Степь мокро зеленела. Местами лишь кулигами выделялся прошлогодний чернобыл, багровел жабрей, на гряде бугра сизо отсвечивали сторожевые курганы" (кн.2, ч.5, гл.24).
"Туман пенился в степи, клубился в балках, ник в падинах, лизал отроги яров. Опушён-
ные им, светлели курганы. Кричали в молодой траве перепела. Да в небесной вышине плавал месяц, как полнозрелый цветок кувшинки в заросшем осокой и лещуком пруду"
(кн.2, ч.5, гл.31).
"Впереди, повитая нежнейшим голубым куревом, величественно безмолвствовала степь. В зените, за прядью опаловых облачков, томилось солнце. От жаркой травы стлался тягу-
чий густой аромат. Справа, за туманно очерченной впадиной лога жемчужно-улыбчиво белела полоска Жирова пруда. А кругом – насколько хватал глаз – зеленый необъятный простор, дрожащие струи марева, полуденным зноем скованная древняя степь и на гори-
зонте – недосягаем и сказочен – сизый грудастый курган.
Травы от корня зеленели густо и темно, вершинки просвечивали на солнце, отливали ме-
дянкой. Лохматился невызревший султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихрас-
тая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзерненную головку. Местами слепо и цепко прижимался к земле низкорослый железняк, изредка промереженный шал-
феем, и вновь половодьем расстилался взявший засилье ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, желтой сурепкой, молочаем, чингиской – травой суровой, однолюбой, вытесняв-
шей с занятой площади все остальные травы" (кн.3, ч.6, гл.2).
"Незримая жизнь, оплодотворенная весной, могущественная и полная кипучего биения, разворачивалась в степи: буйно росли травы; сокрытые от хищного человеческого глаза, в потаенных степных убежищах поднимались брачные пары птиц, зверей и зверушек, паш-
ни щетинились неисчислимыми остриями выметавшихся всходов. Лишь отживший свой век прошлогодний бурьян – перекати-поле – понуро сутулился на склонах, рассыпанных по степи сторожевых курганов, подзащитно жался к земле, ища спасения, но живитель-
ный, свежий ветерок, нещадно ломая его на иссохшем корню, гнал, катил вдоль и поперек по осиянной солнцем, восставшей к жизни степи" (кн.3, ч.6, гл.51).
"…Потом установилось вёдро, подул восточный ветер, в степи снова застрекотали ко-
силки, от почерневших копен понесло сладковато-прогорклым запахом плесени, степь
окуталась паром, и сквозь голубоватую дымку чуть-чуть наметились неясные очертания
сторожевых курганов, синеющие русла балок и зеленые шапки верб над далекими пру- дами"(кн.4, ч.7, гл.13).
"Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и ры-
жая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой ды-
мкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных ка-мней показались первые, ярко-зеленые острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зеленели в перелесках стволы тополей" (кн.4, ч.8, гл.13).
"Григорий…жадными глазами озирал повитую солнечной дымкою степь, синеющие на дальнем гребне сторожевые курганы, переливающееся текучее марево на грани склона. На минуту он закрывал глаза и слышал близкое и далекое пение жаворонков, легкую пос-
тупь и фырканье пасущихся лошадей, звяканье удил и шелест ветра в молодой траве…"
( кн.4, ч.8, гл.15).
В приведенных выше отрывках несложно проследить любимые Шолохо-
вым донские просторы.
Пейзаж в романах "Поднятая целина" и "Тихий Дон" выполняет разные фу-
нкции: раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, поэтизирует со-
бытия.
4) Меркуловские курганы.
"Возле лобастого, с желтой песчаной лысиной кургана остановились ночевать.
С запада шла туча. С чёрного её крыла сочился дождь. Поили коней в пруду. Над пло-
тиной горбатились под ветром унылые вербы. В воде, покрытой застойной зеленью и че-
шуей убогих волн, отражаясь, коверкалась молния. Ветер скупо кропил дождевыми капля-
ми, будто милостыню сыпал на чёрные ладони земли.
Стреноженных лошадей пустили на попас, назначив в караул трёх человек. Остальные
разводили огни, вешали котлы на дышла бричек.
Христоня кашеварил. Помешивая ложкой в котле, рассказывал сидевшим вокруг казакам:
- …Курган, стал быть, высокий, навроде этого. Я и говорю покойничку бате: "А что,
атаман не забастует на нас за то, что без всякого, стал быть, дозволенья зачнём курган по-
трошить?"
- Об чём он тут брешет? – спросил вернувшийся от лошадей Степан.
- Рассказываю, как мы с покойничком батей, царство небесное старику, клад искали.
- Где же вы его искали?
- Это, браток, аж за Фетисовой балкой. Да ты знаешь – Меркулов курган…
- Ну-ну… - Степан присел на корточки, положил на ладонь уголёк. Плямкая губами,
долго прикуривал, катал его по ладони.
- Ну вот. Стал быть, батя говорит: "Давай, Христан, раскопаем Меркулов курган". От
деда слыхал он, что в нём зарытый клад. А клад, стал быть, не каждому в руки даётся. Ба-
тя сулил богу: отдашь, мол, клад – церкву прекрасную выстрою. Вот мы порешили и по-
ехали туда. Земля станишная – сумнение от атамана могло только быть. Приезжаем к ночи.
Дождались, покель смеркнется, кобылу ,стал быть, стреножили, а сами с лопатами залезли
на макушку. Зачали бузовать прямо с темечка. Вырыли яму аршина в два, земля – чисто каменная, захрясла от давности. Взмок я. Батя всё молитвы шепчет, а у меня, братцы, ве-
рите, до того в животе бурчит… В летнюю пору, стал быть, харч вам звестный: кислое мо-
локо да квас… Перехватит поперёк живот, смерть в глазах – и всё! Батя-покойничек, цар-
ство ему небесное, и говорит: "Фу, говорит, Христан, и поганец ты! Я молитву прочиты-
ваю, а ты не могёшь пищу сдерживать, дыхнуть, стал быть, нечем. Иди , говорит, слазь с кургана, а то я тебе голову лопатой срублю. Через тебя, поганца, клад могёт в землю уй-
тить". Я лёг под курганом и страдаю животом, взяло на колотьё, а батя-покойничек – здо-
ровый был, чертяка! – копает один. И дорылся он до каменной плиты. Кличет меня. Я, стал быть, подовздел ломом, поднял эту плиту… Верите, братцы, ночь месячная была, а под плитой так и блестит…
- Ну и брешешь ты, Христоня! – не вытерпел Петро, улыбаясь и дёргая ус.
- Чего "брешешь"? Пошёл ты к тетери-ятери! – Христоня поддёрнул широченные ша-
ровары и оглядел слушателей. – Нет, стал быть не брешу! Истинный бог – правда!
- К берегу-то прибивайся!
- Так, братцы, и блестит. Я – глядь, а это, стал быть, сожгённый уголь. Там его было
мер сорок. Батя и говорит: "Лезь, Христан, выгребай его". Полез. Кидал, кидал этую стра-
моту, до самого света хватило. Утром, стал быть, глядь, а он- вот он.
- Кто? – поинтересовался лежавший на попоне Томилин.
- Да атаман, кто же. Едет в пролётке: "Кто дозволил, такие-сякие?" Молчим. Он нас,
стал быть, сгрёб – и в станицу. Позапрошлый год в Каменскую на суд вызывали, а батя догадался – успел помереть. Отписали бумагой, что в живых его нету.
Христоня снял котёл с дымившейся кашей, пошёл к повозке за ложками.
- Что ж отец-то? Сулил церкву построить, да так и не построил? – спросил Степан,
дождавшись, пока Христоня вернулся с ложками.
- Дурак ты, Стёпа, что ж он за уголья, стал быть, строил ба?
- Раз сулил – значится, должен.
- В счёт угольев не было никакого уговору, а клад…
От хохота дрогнул огонь. Христоня поднял от котла простоватую голову и, не разобрав,
в чём дело, покрыл голоса остальных густым гоготом".
М. Шолохов. "Тихий Дон",кн.1, ч.1, гл.6
"Степь родимая", – произносишь ты, приближаясь к известному всему ми-
ру уголку земли в верховьях Дона. Трудно передать состояние, охватываю-
щее тебя всякий раз, когда ты вступаешь в шолоховские места. Точно светлое и теплое облако обнимает душу твою, и ты не можешь без глубокого волне-
ния глядеть на ту далекую, извивающуюся синюю полоску реки с ее берега-
ми, с галькой, зацелованной волной, на знаменитое стремя Дона, и вон на то-
го беркута, разрезающего воздух косыми клинками радужных своих крыльев,
и вон на те задумчиво притихшие степные курганы...
Кто из жителей донского края не видел курганов или не слышал о них? Разбросанные по одному или группами, различных размеров, они стали при-
вычными для тех, кто живет рядом. Когда появились эти, как их называют "степные горы", почему Шолохов ввел в роман "Тихий Дон" топоним Мерку-
лов курган? Меня, как жителя хутора Меркуловского и просто внимательного,
вдумчивого читателя произведений Шолохова, заинтересовали эти вопросы, и захотелось найти на них ответы.
На страницах региональной газеты "Тихий Дон" в конце прошлого века поднимались эти вопросы, в частности, в статьях Н.Сагайдук "Курганы" и Т.Балак "Кто воздвиг курган?" Результаты археологических раскопок на территории бывшего совхоза "Меркуловский" взяты из работы ст.научного сотрудника историко-краеведческого отдела ГМЗШ С.Усовой. Фотографии
меркуловских курганов сделаны с помощью гл. агронома племхоза "Мерку-
ловский" А.А.Мутилина, который в 80-е гг. прошлого века был очевидцем раскопок курганов на распаханных теперь полях.
Бескрайны наши просторы, неповторимо прекрасны и богаты историей. Сотни лет их бороздили кочевники. Одни народы сменялись другими, а вре-
мя безжалостно стирало их следы.
Территория Шолоховского района составляет более 2,5 тыс. кв. км., только
на ней находится 256 памятников археологии, поставленных на государстве-
нную охрану.
Следует пояснить, что такое исторические эпохи. Современная наука де-
лит всю историю человечества на три большие периода:
1. Каменный век
2. Бронзовый век
3. Железный век (скифо- сарматская эпоха)
Первые люди на территории Дона появились 100-150 тыс. лет назад в исто-
рический период, который называется ашельской эпохой каменного века. Для территории Ростовской области это время существования различных ко-
чевых племен, сменяющих друг друга (7-8 в.; 10-13 вв.) и Хазарского Кагана-
та (8-10 в.). В 10-14 в. – это господство Золотой Орды, 15 в.- появление осед-
лых земледельческих поселений. На территории нашего района последний процесс не прослеживается. А уже в 16-17 вв. здесь появились первые каза-
чьи поселения.
Большинство из исследованных курганов на территории нашего района от-
носятся к бронзовому веку (3-1 тыс. до н. э.). Бронзовый век делится на эпохи:
1. Ранняя бронза (н.3 тыс. до н. э.)
2. Средняя бронза (н.2 тыс. до н. э. и н.1 тыс. до н. э.)
3. Поздняя бронза (сер.2 тыс. до н. э. и нач. 1 тыс. до н. э.)
Археологическими раскопками было установлено, что курганные погребе-
ния бронзового века можно разделить по конструкции могил на 3 группы:
1. Ямные
2. Катакомбные
3. Срубные
Они принадлежали различным племенам, последовательно сменявшим друг друга на донской земле.
Самые ранние погребения относятся к ямной культуре. Оставившие их племена обитали в к. 3 тысячелетия. Они использовали в быту круглодонные сосуды со сложным орнаментом, были вооружены каменными боевыми то-
порами с просверленным для рукоятки отверстием, знали металл, но больши-
нство орудий делали еще из кости и кремня. За несколько веков своего суще-
ствования племена ямной культуры претерпели многие изменения, часть ко- чевала, разводя скот, часть была оседлой. В начале 2 тыс. до н.э. донское правобережье было заселено пришедшими с запада племенами катакомбной
культуры. Местное население они частично уничтожили, часть его ушло, а остатки, очевидно, смешались с пришельцами. Новая культура расцвела с 18-16 вв. до н.э.
В последние века бронзовой эпохи все донское побережье , а частично и районы по левому берегу были захвачены племенами так называемой сруб-
ной культуры. Эта культура сформировалась в далеких заволжских степях.
Число курганов даже теперь, когда большая часть их уничтожена време-
нем, очень велико. Разбросанные группами и поодиночке, размерами от едва заметных холмиков до огромных насыпей, они тянутся над тихим Доном, оживляя степной пейзаж.
В народной памяти происхождение курганов обычно связывают с событи-
ями исторических эпох: на Украине – с деятельностью запорожцев, на Дону – с татарами, турками, казаками. Некоторые памятники старины говорят о пре-
дшественниках донских казаков, когда-то живших или кочевавших по веше-
нским степям. По водоразделу с Чиром вдоль правого берега Дона с незапа-
мятных времен проходила старинная торная дорога Гетманский шлях (Гат-
ман по-местному). Гетманский шлях был большой дорогой многих племен и народов и в более далекие времена. В память об этих народах остались боль- шие и малые курганы с погребениями кочевавших или ходивших в боевые
походы по придонским степям хазар, печенегов, половцев, татар. На курга-
нах или вблизи их иногда находят каменные изваяния (каменные бабы).
Много красивых легенд сложено об этих курганах…
"Гатман" затерялся в степных желтых песках под Меркуловским. У под-
ножья он велик. Судя по всему, был некогда громадиной. Есть несколько версий его появления. Одни полагают, что насыпало его шлемами войско татарского хана Гатмана. Так могуч был этот человек, так велико было его войско. Три дня и три ночи беспрестанно носили песок на курган.
Также существует и второе предположение: "Курган возвели некоему Гет-
ману. В те времена здесь проходил большой шлях до самой Украины. Гетман возвращался из похода в свои края, по пути умер от ран, его погребли на обо-
чине дороги".
Или еще одна версия. Насыпан он был войском Готт-Манна (человека-бога). Откуда появился этот полководец на донской земле, носитель герман- ской фамилии, какие войны он вел – знает только безмолвный курган.
А старожил хутора Меркуловский Турилин Никита Стефанович рассказал, что появлением этого кургана мы обязаны татаро-монголам. Совершая набе-
ги, они жгли, разоряли казачьи курени, грабили, уводили в плен, вырезали скот. И тогда казаки встали на защиту своей земли.
Битва длилась несколько дней. Много полегло и казаков, и татар. Но в ка- кой-то миг отступили татары, отхлынули, и наступила тишина.
Оказывается, погиб в этом сражении их атаман. Прощаясь с ним, нес каж-
дый воин шапку земли, чтобы засыпать тело своего атамана. И когда послед-
ний татарин принес шапку земли, ему пришлось взбираться на высокий кур-
ган. Так образовался Гатман.
Многие столетия его разрушали ветры, сгладили и превратили в округлую вершину. Дожди смыли поверхность, и она осела, расползаясь в песках. Дол-
го курган был обнаженный, засыпанный песком. У подножья робко поселил-
ся боярышник. Кусты шиповника чуть подальше. Бессмертник, бархатный седой полынок украсили сиротливые склоны. Неведомая сила кургана манит и устрашает. Несомненно, какое-то магическое воздействие он оказывает, что-то хочет поведать, но что?
Легкое дыхание степного ветерка всколыхнуло перекати-поле. Оно пока-
тилось, покатилось к кургану. Глухое безмолвие, печать времени да дикие степные ковыли…
А чуть поближе к Дону, на куликовских полях безмолвствуют еще три
кургана, три родных брата-богатыря. Говорят, их появление можно от- нести ко временам Чингиз-хана, времени покорения Дона.
Вроде бы недалеко отсюда, на белом мысу берега некогда рос могучий дуб. Однажды татары возвращались из похода в свои стойбища в верховье Дона, и на них напали русичи и изрубили многих, освободив угнанных полонян. Награбленное богатство татары успели завернуть в кожу коня и закопать под
вековым дубом. С тех пор и появилось три кургана.
По легенде, именно здесь зарыт клад…Может, здесь шолоховский Христо-ня с отцом его и искали?..
А если ехать от х.Осиновский по-над лесополосой в сторону Лысого курга-
на и Коммуны, то слева в лесополосе можно увидеть возвышение – курган под названием Синий. Назвали так потому, что "росла по нему синяя полынь. Раньше там не пахали. Батюшка с иконами к нему ходил, молебствовал" (по словам водянского старожила Токина Петра Григорьевича, 1915 г.р.).
У Шолохова: "Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочного и невнятного, как во сне…"
А название Лысый курган говорит само за себя. Это как у Шолохова:
"Возле лобастого, с желтой песчаной лысиной кургана остановились ночевать…"
В нашем Шолоховском районе много с именами и безымянных курганов, они как бы перекликаются между собой: с Блиновского кургана виден Анти-
повский, с Антиповского – Зяблый, что за Дударевкой, и т.д. Около Назарова буерака расположен Овчарский, далее – Песчаный. Может, они были сторо-
жевыми?
Так и существуют эти курганы на протяжении многих веков на донской земле подле глубоких буераков.
Каждый уголок нашего края уникален и может поведать целую историю.
А о чем рассказали археологические находки?
В 70-е годы 20 в. на Дону работало большое количество археологических экспедиций. Многие курганы были исследованы в зонах строительства со-
трудниками Ростовского госуниверситета. Началу работ на крупных и мел-
ких оросительных системах предшествовало обследование их территорий, составление археологических карт, выявление новых памятников. Благодаря
всем этим спасательным исследованиям были сохранены для науки тысячи
памятников и прежде всего курганов и курганных могильников.
В 1971 году была создана археологическая лаборатория Ростовского гос-
университета, основной задачей которого являлась организация работ в зонах строительства.
В1977 году сотрудники археологической лаборатории Ростовского госуни-
верситета, Чирский отряд Донской экспедиции Института археологии АН СССР приступили к исследованию земель, находящихся на севере Ростов-
ской области, в Вешенском и Боковском районах. Основной задачей работы
отряда являлось проведение археологической разведки. Археологическая разведка – поиск археологических памятников для их регистрации (составле-
ние археологических карт и последующих раскопок) в зоне строительства 1-ой очереди Чирской оросительной системы на землях совхозов "Меркулов-
ский", "Тихий Дон" Вешенского района и "Грачевский", "Каргинский" Бо-
ковского района. В ходе археологической разведки выявлено 30 курганных могильников, состоящих из 116 курганов. Кроме того, было исследовано 6 курганов. Под курганными насыпями было обнаружено 56 погребений, отно-
сящихся к различным эпохам.
Курганные могильники, выявленные в ходе разведки Чирским отрядом, как правило, располагаются на надпойменной террасе Дона, либо на водораз-
делах между балками, т. е. как раз там, где и предполагалось создание ороша-
емых участков.
Следует заметить, что подъемный материал (фрагменты керамики), собра-
нные на отдельных курганах, и исследования строений насыпей, а также ма-
териалы погребения говорят о том, что в курганах представлены преимущес-
твенно две эпохи: эпоха бронзы и эпоха раннего железа. И все же не исклю-
чено, что в курганах имеются и погребения других эпох, например, средневе-
ковья. Отдельные курганы содержат каменные сооружения в насыпи.
Из 56 выявленных в курганах погребений 4 относятся к эпохе средней бро-
нзы, 2 – к эпохе раннего железа, 1 – к средневековью (7-10 в. до н.э.). Датиро-
вку 9 погребений установить не удалось.
В 1980 году Чирский отряд в составе Ростовской экспедиции археологиче-
ской лаборатории Ростовского госуниверситета продолжил исследования ку-
рганов в зоне строительства Чирской оросительной системы (Донская земля), расположенной на севере Ростовской области (в Вешенском и Боковском районах). Основной задачей работы отряда явилось исследование курганных могильников Дубровский и Александровский 1, находящихся в южной ча-
сти земель совхоза "Меркуловский" Вешенского района. В ходе работ иссле-
довано 4 кургана. Под курганными насыпями обнаружено 8 погребений, от-
носящихся к различным эпохам. Из 8 погребений, выявленных Чирским от-
рядом, 2 погребения относятся к абашевской культуре, 2 – к эпохе средневе-
ковья, датировка 2 погребений не установлена.
В 1981 году Чирский отряд продолжил исследования курганов в зоне стро-
ительства Чирской оросительной системы (Донская зона).
Основной задачей работ отряда являлась раскопка курганных могильников Александровский 2 и Савельевский, находившихся в южной части земель совхоза "Меркуловский" Вешенского района. В ходе работ было раскопано
12 курганов. Под курганными насыпями обнаружено 35 погребений, 34 отно-
сятся преимущественно к эпохе поздней бронзы и 1 к эпохе средневековья. Помимо одиночных захоронений, встречены коллективные, содержавшие от двух до четырех костяков. На дне ямы отмечены подстилки из коры и мела, иногда охры. В ряде погребений остатки заупокойной пищи – кости крупного рогатого скота, лошади, овцы. Одно погребение совершено по обряду крема-
ции на стороне. Инвентарь включает от одного до трех сосудов (остроребер-
ные баночки с округлым туловом, чарки), в том числе орнаментированные крупнозубчатым штампом, ногтевыми вдавлениями, насечками, резным узо-
ром, инкрустированным белой пастой. Найдены также бронзовые ножи раз-
ных типов и серп, серебряные и бронзовые подвески, костяные пряжки и пря-
слице, каменный наконечник стрелы. В средневековом погребении обнару-
жены фрагменты пышно орнаментированной костяной обкладки лука, желез-
ное кресло эсовидной формы в чехле, уздечные принадлежности.
Исследование курганов в зоне строительства Чирской оросительной систе-
мы проводилось на протяжении 5 полевых сезонов (1977, 1980, 1981, 1982, 1983). Начальником археологической экспедиции был Житников Виктор Гео-
ргиевич, старший научный сотрудник археологической лаборатории РГУ. За это время было раскопано 44 кургана, расположенных на землях 3 хозяйств: совхоза "Меркуловский" Вешенского района совхозов "Грачевский" и "Кар-
гинский" Боковского района. Исследовано 148 погребений. Наибольший ин-
терес вызывает самая многочисленная (82,4 %) группа погребений эпохи поз-
дней бронзы.
Таким образом, курганы – это антропогенные формы рельефа, то есть ис-
куственные холмы, насыпанные человеком. Самые древние курганы созданы в бронзовом веке (конец 3 тыс. до н.э.) племенами скотоводов. Кочуя вслед за своими стадами, они не имели постоянных поселений и родовых кладбищ, поэтому над могилами умерших насыпали высокие курганы, которые даже через десятилетия можно было отыскать в бескрайней степи и поклониться праху. Но далеко не всегда курган сооружали над каждым умершим, часто использовался насыпанный ранее, иногда людьми совсем другого племени.
Жителям первых казачьих поселений курганы служили как сигнальные выш-
ки, на которых в случае опасности зажигались костры.
В курганах, раскопанных на севере Ростовской области, на правобережье Дона (в пределах Шолоховского и Боковского районов), были исследованы главным образом захоронения, относящиеся к указанной эпохе, к памятни-
кам покровского типа. Захоронения свершались в прямоугольных неглубоких ямах, погребенные скорчены на левом боку. Как правило, могилы снабжены лепными сосудами различной формы, в том числе баночной и острореберной. Сосуды всех форм часто и довольно разнообразно орнаментированы. Другие категории инвентаря разделяются на две группы - "женскую" и "мужскую". В первую группу входят: бронзовые иглы и шилья, бронзовые височные подве-
ски с несомкнутыми концами и бусы, костяные бусы и пряслица. Во второй,
"мужской" группе содержатся каменные булавы, костяные – пронизи, кольца,
втулки, навершия, а также костяные поясные пряжки. К общей для обеих групп категории инвентаря относятся бронзовые ножи. В раскопанных кур-
ганах не обнаружены богатые захоронения.
5) Донские поэты о курганах.
Милые сердцу края
За дальние лощины и курганы
Ушла зима, как все уходят сны,
А воздух чист, хоть наполняй стаканы
И пей до дна за здравие весны!
Окно вдруг ветер распахнул порывом.
Смотрю я вдаль – там милые поля.
Лес в пойме ожил за донским обрывом
И дышит пряным запахом земля.
Во всходах трав и степь, и луг заречный,
Поет ручей в объятьях тишины.
И льется гимн в моем саду скворечный
В честь прибывающей красавицы-весны.
Н.Зенков
* * *
Ковыли густые на кургане,
полынок да усики овса.
Никогда бесследно не увянет
родины негромкая краса.
На песках, в оранжевых разливах,
посреди пушистых тальников
хутору казачьему на диво
скачут трое ловких седоков.
Вот они, взлетев на гребень солнца,
оглядели из-под рук простор.
Головы легко склонив в поклонце,
снова понеслись во весь опор.
Следом пыль подпрыгнула густая,
взвихрилась фонтаном, как зола.
Широко и вольно Русь степная
до морей студеных пролегла.
Скачут кони трепетно, как птицы,
топчут чернобыл и лопухи…
Говорят, что ищут кобылицу
наши хуторские пастухи.
А.Голубев
3. Заключение.
В реферате рассмотрено пейзажное своеобразие в романах М.А.Шолохова "Поднятая целина" и "Тихий Дон".
Прочитав произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы:
- своеобразие пейзажа в произведениях М.Шолохова заключается в исполь-
зовании поэтического параллелизма при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев;
- писатель использует самоповторы при описании пейзажей в различных произведениях;
- часто автор обращается к пейзажу, когда предваряет какое-то событие, в будущем происходящее в жизни казаков;
- в описании пейзажа М.Шолохов использует различные изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравне-
ния, анафоры.
Пейзаж у Шолохова очеловечен, одухотворён. Романтика и будни, красота и жестокость, неукротимая сила и тонкий душевный уклад – таков пейзаж в изображении М.Шолохова.
В заключение можно сказать, что М.А.Шолохов является певцом степи, ко-
торый увлекает своего читателя живым описанием природы Дона, читателя, который, быть может, никогда не видел её.
Мой край родной! Мой Верхний Дон! Как же я тебя люблю! Здесь родилась я, здесь прошло моё детство. Край, воспетый народным художником, которо-
му внимала вся планета, куда я не устаю возвращаться снова и снова. Так прославить край Тихого Дона мог только человек, горячо любивший родную землю.
Моё детство неразрывно связано с шолоховскими местами, и до сих пор я с удивлением открываю для себя всё новые и новые уголки в краю, в котором, как мне казалось, всё мною открыто, и всё мне известно. То "…величествен-
ный простор безмолвной степи", то "…пустынные окрестные бугры, осыпан-
ные лебяжьим пухом молодого снега", то "…отсветившие миру звёзды", па-
дающие "в текущей речной воде", то "могильный курган", мимо которого я проезжала не раз, вспоминая рассказы старожилов, что насыпан он шапками воинов половецкого князя, похороненного здесь.
Когда мне бывает особенно грустно или просто хочется вспомнить родные места, я достаю свои снимки и получаю заряд энергии, положительных эмо-
ций от очередного общения с природой Шолохова. Этой неброской, тихой красотой, как и строками Шолохова, невозможно пресытиться. Переполняю-
щие меня чувства любви и преклонения перед красотой шолоховских мест Верхнедонья и раньше вызывали желание поделиться всей той полнотой эмо-
ций от соприкосновения с этим великим чудом; и пусть говорят, что на свете семь чудес. Для меня же их существует два: шолоховские строки и природа Верхнедонья.
Кто назвал тебя малою родиной?
Эту даль и ветрам не воспеть.
Позабыв о ней, в городе бродим мы,
А за городом чудится степь.
И над озером, сердце врачующим,
На закате стеклянно-румян,
Чуть колеблется дымом кочующим
Восковой непрозрачный туман.
Утомленные давними бедами,
Спят курганы у скифской тропы.
Словно витязей, в дали неведомы
Нас дороги несут по степи.
А.Гаврилов
4. Список использованной литературы.
1. Словарь русского языка: В четырёх томах. Т.3. П-Р. М.: Рус.яз. 1983.
2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. М.: Рус.яз. 1991.
3. Современный толковый словарь русского языка. С-Петербург, "Норинт", 2003.
4. Федь Н. Слово. Природы чудный лик… // Слово. № 1 – 2.
5.Якименко Л. Творчество Шолохова. М.: 1982.
6. Тамахин В. Поэтика картин природы в "Тихом Доне" // Рус. литература. 1979. № 3.
7. Шолохов М.А. Поднятая целина. М.: "Художественная литература". 1984.
8. Шолохов М.А. Тихий Дон. Ростовское книжное издательство. 1978.
9. Балак Т. Кто воздвиг курган? // Статья из газеты "Тихий Дон".
10. Сагайдук Н. Курганы.// Статья из газеты "Тихий Дон".
11. Усова С. Археологические памятники на территории ГМЗШ.
12. Зенков Н.Д. Милые сердцу края.// Стих. из газеты Тихий Дон".
13. Голубев А. Ковыли густые на кургане.// Стих. из газеты "Тихий Дон".
Аннотация на реферат "Донские курганы в творчестве М.А.Шолохова"
Актуальным является обращение к исследуемой теме – анализу художественного свое-
образия шолоховского пейзажа, т.к. вся жизнь и творчество М.А.Шолохова связаны с дон-
скими местами. Его имя стало символом Дона. На этих землях разворачивались события, описанные в его произведениях, которые являются скрупулёзнейшими описаниями в ху-
дожественной форме истории, этноса, культуры и, конечно, природы Дона.
На Белогорском кургане – необычный памятник – могучий орёл, раскрывший крылья перед полётом.
На кургане Орёл
В память людям стоит,
Здесь он место обрёл –
Будто в небе парит.
Цель данной работы – реферативный обзор шолоховского пейзажа, в структуре которого присутствует курган как объект описания степи.
Реферат состоит из введения, где излагается цель работы и её структура, даётся опреде-
ление основных понятий, необходимых для раскрытия темы.
В основной части сообщается (реферируется) содержание романов "Поднятая целина" и "Тихий Дон" в контексте рассматриваемой темы, а также раскрывается значимость окру-
жающей среды (в частности, меркуловских курганов) в наиболее полном восприятии творчества М.А.Шолохова.
В заключении кратко делаются выводы по всему реферату.
В данной работе использованы издания романов М.Шолохова "Поднятая целина" и "Тихий Дон", словари русского языка, литературоведческие статьи, статьи Т.Балак и Н.Са-
гайдук из газеты "Тихий Дон", результаты археологических исследований меркуловских курганов из работы ст. научного сотрудника ГМЗШ С.Усовой, стихи местных поэтов Н.Зенкова и А.Голубева о курганах, а также фотографии меркуловских курганов и леге-
нды о них, записанные меркуловскими краеведами.
Основные методы исследования. На первом этапе исследования методом сплошной вы-
борки из текста романов были извлечены пейзажные зарисовки, в которых присутствует курган как объект описания степи. Основной исследовательский метод – описательно-аналитический.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использова-
ны для дальнейших исследований шолоховского пейзажа не только в романах, но и в дру-
гих произведениях автора. Материалы работы могут найти применение как на уроках ли-
тературы по творчеству М.Шолохова, так и во внеклассной краеведческой работе.
Есть ли лёд на других планетах?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
В Китае испытали "автобус будущего"
Швейня
Проказы старухи-зимы