Цель исследования - определение роли Змея Горыныча в русских народных сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
zmey_gorynych.zip | 1.26 МБ |
Проектно-исследовательская работа по литературе по теме «Загадочный образ Змея Горыныча»
Методический паспорт проекта
1.Название проекта: «Загадочный образ Змея Горыныча»
2. ФИО разработчика проекта: Курмангалиева Юлия, ученица 6 «В» класса
3.Название образовательного учреждения : МОУ «ООШ №78» г.Саратова
4. Год разработки учебного проекта – 2011-2012 уч.год.
Почему мы хотим исследовать образ Змея Горыныча?
Слушая и читая сказки и былины, мы привыкли, что Змей Горыныч необходимый персонаж. Наступивший 2012 год- год дракона. Многое написано об этом мифическом существе китайского происхождения. Если поставить в один ряд Змей Горыныча и Дракона ,то вы сразу придете к выводу, что у них одна и та же природа происхождения. Огненная сущность Горыныча роднит его с китайским Драконом. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечет, притягивает к сказкам? Кто же это Змей Горыныч?
Цель нашего исследования – определение роли Змея Горыныча в русских сказках
Наше предположение мы считаем, что Змей Горыныч -грозное чудище
-Он всем вредит
-Создает на пути трудности
-У него страшный вид, его все боятся
-Змей Горыныч похищает людей
Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы мы должны были
Вопросы, на которые нам надо искать ответы
1.Как появился Змей Горыныч?
2.Где живет Змей Горыныч?
3.Какой он – Змей Горыныч
Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Рыбакова Б.А. и других отечественных ученых, а также славянских мифов и русских народных сказок.
Поставленные цели и задачи выполнены. Что же мы узнали?
Родословная Змея – Горыныча
1.Змей Горыныч - многоголовое чудище
2.ящероподобное существо
3.дракон - горный демон
4.чудо-юдо поганое
Жилище Змея Горыныча
Живет в пещерах и в горах
Образы Змея Горыныча энциклопедический - дракон, мифологический - сказочный персонаж, род змей
Роли Змея-Горыныча в русских народных сказках
1.Змей Горыныч-похититель молодых красавиц, которых потом мучает, может и съесть.
2. Змей Горыныч- враг богатырей русских, всей земли русской
Таким образом, Змей Горыныч – это отрицательный герой во многих русских сказках и былинах. Представление о нем формировалось в далекую эпоху. Постепенно этот образ все усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. Приход христианства негативные черты стали ведущими.СказочныйЗмей пронес сквозь века память о вымерших и исчезнувших релиниях, об освоении природных стихий и исторической прародине славян. Сказка- продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Ведь не случайно А.C.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках истории, литературного чтения и при проведении классных часов и викторин.
В ходе исследования я научилась: анализировать сказки, находить полезную информацию; делать выводы. Мне понравилось проводить исследование. Всегда интересно окунуться в сказочный и неизведанный мир истории
Откуда появился Змей Горыныч
Русские народные сказки всегда были и остаются неисчерпаемым источником изучения жизни наших далеких предков. Образы русских народных сказок содержат множество историко-культурных наслоений, раскрытие которых сродни кропотливой работе археолога, по песчинке восстанавливающего саму суть найденного объекта. Тем более, с этих позиций интересен образ «заклятого врага» всех красавиц и Иванов Царевичей – Змея Горыныча.
Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна этого яркого персонажа русского фольклора. Между тем, он мог бы многое рассказать о «белых пятнах» в истории нашего народа, позволить заглянуть в самые отдаленные глубины сознания древнего славянина.
Образ огнедышащего Змея-дракона существует не только в нашем отечественном фольклоре.
Многие народы по-разному относились к этому змею. У египтян Великий Змей Апоп охранял драгоценную, питающую землю влагу. В древнеиндийской мифологии демон Вритра тоже, удерживая дождь, ложился вокруг облаков, выступая в роли хранителя вод. В общеафриканских мифах змеи — поглотители вод — представлены в виде радуги. В мифологии индейцев Центральной Америки Змей Кецалькоатль («Змея, покрытая зелеными перьями»), бог-творец, создатель человека и культуры, является символом Вселенной. В китайской мифологии самым первым, изначальным богом также считался змей.
Неудивительно, что некоторые отечественные исследователи стали выводить фигуру Змея Горыныча непосредственно из мирового «сообщества» драконов.
Среди большинства исследователей русского фольклора утвердилось мнение, что «лютый змей» - олицетворение врага, некого абстрактного иноземного народа, покушающегося на святую землю русскую. Существует также точка зрения, согласно которой Змей Горыныч — поэтическая мифологизация особого вида артиллерийского оружия татаро-монгольской армии.
Не случайно в былинах, русский народ не только сумел победить Змея, но и запрячь его в соху. До сих пор жители Приднепровья показывают борозды, проведенные плугом, в который был запряжен русский дракон. Тянутся эти валы, получившие название Змиевых, на сотни верст (в Киевской, Подольской, Волынской и Полтавской областях). Согласно версии ученых, валы были созданы в целях защиты от набегов степных кочевых племен, нападавших на русские города в IX-X веках. Народ же приписывает их происхождение преданию о «Божьем кузнице», отождествляя его с киевским богатырем Никитой Кожемякой, который запряг в плуг Змея и вспахал на нем землю.
Академик Б.А.Рыбаков полагал, что данный персонаж русских сказок и былин это не что иное, как, претерпевшее значительные трансформации, воспоминания о мамонтах, память о которых сохранялась в народной памяти на протяжении почти 10000 лет. Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру в образе «коркодила», который «залегша в той реце Волхове».Выходит, что зоологической родиной Змея Горыныча предположительно могли быть земли расселения славянских племен в районе реки Волхов.
Змей гигантских размеров, изрыгающий огонь, летящий по небу в преддверии черных туч, обитающий в пещере и обладающий несомненным могуществом и властью над людьми, имеет в своем основании что-то от религиозного культа.
В славянском фольклоре существуют легенды, повествующие о борьбе главного бога Перуна и прочих божеств со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем, именуемым Василиском.
В процессе становления государственности на Руси Змей превращался в олицетворение иноземного врага, регулярно покушающегося на землю Русскую. Конечным звеном эволюции Змея Горыныча можно считать его поверженную фигуру змееборцем Георгием Победоносцем - сюжет, ставший символом сильной непобедимой державой.
Каким же все-таки мы видим Змея Горыныча в русских сказках!?
Змей Горыныч -в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь ,сказки не описывают. Горыныч как Горыня, происходит это имя от глагола- гореть. Огонь носит в себе и извергает его в случае нападения. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом- с рекой, с норой , пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна, знатная невеста, там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча. Ревет он таким зычным голосом, что дрожит от змеиного рева лес-дубравушка; бьет хвостом он по сырой земле -реки выступают из берегов; от ядовитого дыханья змеиного сохнет трава -мурава, лист с дерев валится.
О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. Про одну из пещер на берегу Иртыша рассказывают, что в ней скрылся вышедший из реки змей, и там где полз, осталась выжженная тропинка.
Многие храбрецы , богатыри русские, сталкивались с Горынычем. Это и Иван Царевич, и Добрыня Никитич.
«Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах ,о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.
Не раз Змей Горыныч уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например , похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырем, и уносит Забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич-Витязь русский. Многие художники посвятили этому змею свои работы.
Это и В.М.Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», и И.Я.Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну».
В современнных мультфильмах трехголовый предстает во всей «красе» фольклорного существа. Он также вероломен и жесток. Но персонаж нашего времени в том же мультипликационном фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» не отличается хитростью, чего не скажешь о мифическом животном,с которым предлагают познакомиться в русских старинных сказках. Победа героя над Змей Горынычем-торжество добра и справедливости.
Список используемой литературы
1.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - Спб.,1869.
2.Даль В.И. Толковый словарь русского языка, В 4-х томах.-М.: Русский язык,1991..
3. Кравцов Н.И. Русское народное творчество.-Изд. «Высшая Школа»,1983.
4.Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I.-М.,1953.
5.http:\\ ru.wikipedia.org
6.http:\\bestpeopleofrussia.ru
7. http:\\allaya.ru.history\dragon
Воздух - музыкант
Фокус-покус! Раз, два,три!
Какая бывает зима
Белый лист
Акварель + трафарет = ?