Сочинение по теме: "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова.
Рассказ «Хирургия»"
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.46 КБ |
"Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова.
Рассказ «Хирургия»"
А. П. Чехов — автор прекрасных юмористических рассказов, великий художник слова. Дебют писателя состоялся в юмористическом журнале «Стрекоза». Опубликованная под псевдонимом «Юный старец» юмореска возвестила миру литературы о появлении нового, яркого и искрометного таланта. Ранние рассказы Чехова юмористичны, чеховский смех весел и заразителен, это смех до слез. Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объемом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они — живое подтверждение чеховского афоризма: «Краткость — сестра таланта».
Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта.
Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «...толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовои жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое...», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!».
Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также не умеючи, снова ничего не выйдет. С течением дела меняются и взаимоотношения между героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произносить не самые лестные слова. А Курятин, уважительно принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья...», — бормочет дьячок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
В небольшой сценке Чехов сумел великолепно раскрыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдшером и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору. Курятин не раз упоминает о своем авторитете — Александре Иваныче Египетском, человеке образованном, один только костюм которого стоит рублей сто. И последнее — веский аргумент в отношении фельдшера к людям.
Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма сомнительны и применяемые им до обращения к фельдшеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.
Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостатков, к повышению культуры. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,— утверждал писатель и эту точку зрения яростно отстаивал.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Прекрасная арфа
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Любили тебя без особых причин...
Валентин Берестов. Аист и соловей