В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи,
уникальны, индивидуальны. Для этого использовала критическую литературу, биографию поэта,
попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.
Пришла к выводу: основными составляющими его творчества являются лиричность,
музыкальность, драматичность, одухотворённость.
Образ природы выступает в качестве связующего звена между внутренним и внешним миром. С
его помощью стихи стали не просто набором удачных рифм, красивых фраз, а именно
отражением всего того, чем когда-то жил поэт. Уходя с головой, отгораживаясь от реальной
жизни, в них он находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни - красоту, свободу,
цельность, гармонию.
По способу выражения собственных мыслей Фета можно считать не просто поэтом, а поэтом -
художником, поэтом-музыкантом. То, что выражается без труда словами, старается преподать в
более выгодном свете, отходя от поставленных рамок, обращаясь к другим видам искусства.
Причиной же драматичности в творчестве стала трагическая любовь самого поэта. Она надолго
запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на
бумагу. Кроме того, двойственность, противоречивость, а порой, и дерзость поэта сыграла не
меньшую роль.
Природа в понимании Фета - живой организм. Парадокс: стоило очеловечить природу, создать
" образ её образ по-новому, чтобы через неё ближе узнать подлинную людскую сущность.
Из всего полученного получаем вывод, что индивидуальное творчество индивидуально во всём,
присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности художественных образов в творчестве А. А. Фета - исследовательская работа | 68.5 КБ |
Тезисы к докладу «Особенности художественных образов в
лирике А. А. Фета».
не имеющим равного по мастерству. Уважение, восхищение в его адрес выражает А. К. Толстов.
3. Простая и изящная, радостная и светлая, чистая поэзия делает Афанасия Фета чуточку
ближе к «идеальному солнцу».
4. Фет как певец, писатель, художник русской природы. Композиторы находили черты
музыкальности, что делало стихи наиболее привлекательными. Это стало поводу к написанию
прекрасных романсов. А всё потому, что свобода фантазии, мысли, чувств подарили поэту
главную возможность - затрагивать струны человеческих душ.
5.Стих как кладезь впечатлений, эмоций, но в то же время тихий и спокойный. Позволяет
оживать, придаёт ему необычайную эмоциональность богатство красок, гармония и игра
звуков.
6. Самая открытая, откровенная страница поэзии. Трагическая история любви легла большим
светлым пятном, придало произведениям горестную окраску, а читателям возможность
поразмыслить над собственной жизнью, расставить приоритеты, задуматься о человеческих
ценностях.
7. Между строк стихотворения «Учись у них - у дуба, у берёзы ... ». Тесная связь с жизненной
трагедией, одиночеством. Почему произведение актуально и сейчас?
8.Воспевание красоты, изящества заключаются в простоте. Доказательство на примере
стихотворения «Это утро, радость эта ... » и «Здравствуй! Тысячу раз привет тебе, ночь ... ».
9. Ещё одна привлекающая черта - «фетовский почерк», дерзость, свобода слова.
Непокорность поэта, творчество вопреки недовольству критиков и законам грамматики
делают Фета новатором. Доказать это можно на примере одного из стихотворений под
названием «Певице».
10.Подведение итогов работы, выведение главной мысли - художественные образы являются
основой всей лирики поэта, а настоящее искусство нетленно!
Аннотация.
В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи,
уникальны, индивидуальны. Для этого использовала критическую литературу, биографию поэта,
попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.
Пришла к выводу: основными составляющими его творчества являются лиричность,
музыкальность, драматичность, одухотворённость.
Образ природы выступает в качестве связующего звена между внутренним и внешним миром. С
его помощью стихи стали не просто набором удачных рифм, красивых фраз, а именно
отражением всего того, чем когда-то жил поэт. Уходя с головой, отгораживаясь от реальной
жизни, в них он находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни - красоту, свободу,
цельность, гармонию.
По способу выражения собственных мыслей Фета можно считать не просто поэтом, а поэтом -
художником, поэтом-музыкантом. То, что выражается без труда словами, старается преподать в
более выгодном свете, отходя от поставленных рамок, обращаясь к другим видам искусства.
Причиной же драматичности в творчестве стала трагическая любовь самого поэта. Она надолго
запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на
бумагу. Кроме того, двойственность, противоречивость, а порой, и дерзость поэта сыграла не
меньшую роль.
Природа в понимании Фета - живой организм. Парадокс: стоило очеловечить природу, создать
" образ её образ по-новому, чтобы через неё ближе узнать подлинную людскую сущность.
Из всего полученного получаем вывод, что индивидуальное творчество индивидуально во всём,
присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.
Особенности художественных образов в творчестве А. А. Фета.
Почему именно А. А. Фет, а не кто-либо другой? Чем так привлекательно и особенно его
творчество? Попытаемся ответить на этот вопрос, докопаться до сути, познакомившись и
проникнувшись его произведениями.
Перед нами отзыв, принадлежащий современнику Афанасия Афанасьевича Фета, драматургу,
прозаику, лирику Алексею Константиновичу Толстому: « ... Я, наконец, познакомился с его книгой
- там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет
перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет-
поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе ... » 1. И
действительно, я увидела необычность художественных образов в творчестве А. А. Фета. Очень, динамичные и в то же время застывшие во времени. Сразу начинаю сравнивать стихи поэта с
картинами таких художников, как И. Левитан, А. Куинджи.
Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно
он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом
- О картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых
движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще
чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его
чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой
проникнуты почти все его стихи. Иным современника Фета казалось, что поэт витает в облаках,
оторван от жизни и лирика его надуманна. У фетовской музы «идеальное солнце» - это выражение
Я. П. Полонского, поэта, близко знавшего Фета, его многолетнего друга. Поэт постоянно
напоминал, что придерживается изречения из «Фауста» Гёте:
Старайся почерпать из жизни то людской!
Все ей живут, не всем она известна;
А где ни глянь, повсюду интересна.
Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его
изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и
Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы. Пётр Ильич Чайковский,
часто обращавшийся к фетовской лирике, в одном из своих писем так объявил её неизменную
притягательность для композиторов: « ... Ему дана власть затрагивать ... струны нашей души,
которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не
просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются
выражению словом» 1.
На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую
известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее
увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле
и густой тенистый лес обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная,
притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет
своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается
на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию
никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем.
Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета
легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его
поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и
печалей. Взять хотя бы такие из них, как "Луч твой, летящий далеко ... ", "Недвижные очи, безумные
очи ... ", "Солнце луч промеж лип ... ", "Тебе в молчании я простираю руку ... ". И эта музыкальность -
особенность лирики Фета.
Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не
щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило,
кончаются они светло, мажорно.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все
его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма
талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой
причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Влюблённые расстались. Лазич
вскоре трагически погибла, но её образ на всю жизнь вошёл в любовные стихи Фета, придав им
горестную окраску.
***
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
3 декабря 1883
Между строк этого стихотворения ясно виден облик самого автора, а значит произведение
тесно связано с событиями жизни самого А. А. Фета. В них об обидах судьбы и жгучей муке
сердца, о томительных и скучных годах, о рыдающих звуках музыки. Откуда эти загадочно -
печальные образы? Не из времён ли, связанных с Марией Лазич? Но в данном случае это не просто
выражение собственных чувств, а осознанный разговор, обращение к читателю, опираясь, как
обычно, на образ природы. Первое, на что обращаем внимание - олицетворение. Несложно
догадаться, кто в жизни явился дубом, а кто берёзой ... Но потому произведение и сейчас
актуально, ведь эти образы можно примерить и на себя. Затем россыпью ярких самоцветов
появляются метафоры: холод хватает за сердце; они стоят, молчат; промчится гений; переболит
душа. Цветовую гамму составляют два ярких пятна, светлые герои, мрачные тона - сама
общественность, обстоятельства, ситуация, судьба. Но история создания «Учись у них - у дуба, у
берёзы ... » не исчерпывается одним жизненным фактом. Как всякое истинное произведение
искусства, оно таит в себе заманчивую глубину и потому нетленно.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с
исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины
природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений
действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси. Во всех
описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, опенкам,
настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько
лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их
принадлежат такие поэтические шедевры, как "Шепот, робкое дыхание ... ", "Я пришел к тебе с
приветом ... ", "На заре ты ее не буди ... ", "Заря прощается с землей ... ".
***
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Эти вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1881
Именно в этом стихотворении проявляется небывалое мастерство поэта в описании
природы. Если раньше в её описании царило обобщение, то в поэзии Фета она изображена
детально. Но не только это необычно, а то, что всё это одна фраза (будто бы произносимая
м имолётно, на одном дыхании), а все её части - назывные предложения. Фет с их помощью
смог передать то, что неуловимо, невыразимо ничем, кроме ощущения: он описал нам весну.
Также понять смысл произведения помогает стилистическая фигура анафора, многократное
повторение указательного местоимения «это». Стихотворение полно движения, картины,
мгновенно вспыхивая и угасая, сменяют друг друга, льются одним потоком, беспрерывным
бурлящим ручьём. Мгновение в этом стихотворении - это именно мгновение, в полном его
понимании. Они живут единым днём, но ценность этой мимолётности вечна. И снова встречаем
олицетворения: эти капли - эти слёзы; этот пух - не лист. У всех предметов появляются
совершенно несвойственные им первоначально качества: мощь дня и света; говор вод; вздох
ночной селенья; жар постели. Произведение отличается простотой и лёгкостью. Картины
быстро сменяют друг друга, оставляя в сознании свои следы, которые затем и собираются в
цельный образ - весну. Мы, не задумываясь, можем сказать, что более выразительно, ярко и
насыщенно, чем Фет, природу не изображал никто. Лирический талант поэта в том, что он умеет
открыть сокровеннейшие тайники души человека, умеет ловить неуловимое, давать образ тому,
что ранее было ничем иным, как смутным, незаметным ощущением. Но А. А. Фет смог сделать
не только это, но и передать галерею образов самому читателю.
***
Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, тёплая,
Серебром окаймлённая!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну ...
Меня не видать, зато сам я всё вижу ...
Дождусь, непременно дождусь:
Калитка вздрогнет, растворяясь,
Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго,
Долго при месяце будет мелькать покрывало.
1842
Даже при отсутствии всякой рифмы, «Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь ... » нисколько
не страдает. Основная задача, донесение скрытого смысла, сути стихотворения, выполнена.
Через него Фет не пытается чему-то учить нас, а просто выражает своё минутное настроение.
Автор ищет покой, в каждом движении, шорохе, звуке еле уловимая робость, но вместе с тем
лёгкость и грация. Я полностью понимаю его. Не всем дано разделить всю прелесть ночного
времени суток, а уж заставить посмотреть на это своими глазами, как делает это Фет, кажется,
практически невозможно. Опять же за помощью Афанасий Афанасьевич обращается к
олицетворениям. В его понимании ночь - образ истинной женщины, нежной, тёплой, тихой,
глубокой, ласковой, прекрасной. Обращается к ней с должным уважением и восхищением.
Больше внимания уделяет автор не так созданию звукового момента, преобладающей тишине, и
цветовой гамме, как передаче душистых луговых запахов, пряных ароматов, именно они
располагают к спокойствию, делают течение времени неторопливым и размеренным.
Метафоры: калитка вздрогнет; мелькает покрывало.
«Трепет жизни» - вот то, что Фет умел улавливать один из немногих'. Духовное богатство -
блеск ума, силу чувства, свежесть восприятия, - вот единственное, что было страшно терять
Фету в этом мире.
Многие современники не только не принимали, но и не понимали стихов Фета. Среди читателей
и даже почитателей его редко находился человек, который принимал его поэзию безоговорочно.
Причиной непонимания, неприятия чаще всего послужила сама поэтическая манера, фетовский
«почерк». Вот ещё одна, привлекающая в его лирике, черта. Критики недоумевали и
раздражались, когда встречали в его стихах такие выражения, как «Вышла жаба на дорогу»,
«Можно ль тужить и не жить нам в обаянии», «Теснее и ближе сюда раскрой ненаглядное око!».
Но более всего удивляли словосочетания Фета, в которых природа очеловечивалась дотоле
неслыханно: «травы в рыдании>, «овдовевшая лазурь», « ... лес проснулся, Весь проснулся,
веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся ... ». Он был новатором и по-своему раскрепощал
слово, позволяя ему вступать в соединения. Вопреки, казалось, не только здравому смыслу, но и
законам грамматики. «Откуда у этого добродушного толстого офицера, - писал Толстой,-
берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»2 Раскрепощённость
слова в творчестве Фета выражалась не только в вольных сочетаниях, но и в том, что оно
тяготело к музыке и живописи. П. И. Чайковский, например, писал: « ... Фет в лучшие минуты
свои выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область ... Его часто
не понимают, а есть даже и такие господа, которые
смеются над ним или находят, что стихотворения, вроде «Уноси моё сердце в звенящую даль» ...
есть бессмыслица» 2.
***
Уноси моё сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! Как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путём,
Будто шаткая тень за крылом
Вдалеке замирает твой голос, горя,
Словно за морем ночью заря, -
И откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет звонкий прилив жемчугу.
Уноси ж моё сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путём
Я, как шаткая тень, за крылом.
Нелегко было быть первым читателем этого стихотворения сразу принять его.
Ну, откуда в звуках могут быть «жаркие слёзы»? И почему на них «кротко светит улыбка
любви»? И что за «незримые зыби»? Причём тут «шаткая тень за крылом»? Но стихотворение
действительно создавало удивительный музыкальный эффект. Покорённые звуки многоголосой
стайкой вспархивают с каждой строки этого стихотворения. Слышится то отдалённое эхо рояля,
то чистая россыпь скрипки, то вздох виолончели. Музыкальный поток подобен «звонкому
приливу жемчугу». Когда эти звуки замолкают, то мелодию по-своему продолжает хор
природы. Настоящий кладезь метафор: улыбка светит; плыву серебристым путём; замирает
голос, горя; грянет прилив. Богато эпитетами: звенящая даль; жаркие слёзы; незримые зыби;
серебристый путь; звонкий прилив; кротка печаль; шаткая тень. Сравнения: где как месяц за
рощей печаль; я будто тень за крылом; твой голос, словно за морем ночью заря.
Проанализировав стихи и биографию А. А. Фета, я заметила некоторую странность,
двойственность восприятия мира поэтом. С одной стороны, он трезво смотрит на реальную
жизнь, дорожит каждым мгновеньем (это, вероятно, от того, что он строгий помещик, далеко не
романтик), с другой стороны поэзия его хрупкая тонкая материя, доступная не каждому
читателю. Может быть, его близкие друзья были правы, говоря, что по его стихам невозможно
понять его биографию в отличие от других поэтов. Сразу вспоминаю стихи А. Пушкина, М.
Лермонтова, где чётко отражены жизненные ситуации. Но я сделала вывод, что по творчеству
А. А. Фета можно судить о его отношении к женщине, родной природе. Используемые им
художественные образы делают его творчество индивидуальным, особенным,
одухотворёнными, драматичным. Естественность - главное, что определяет весь строй его
художественной системы.
Время безоговорочно подтвердило ценность поэзии А. А. Фета, показало, что она нужна нам,
людям ХХI века. Сияние его стихов широко разлилось по небу русской лирики. А отзвуки
дивной музыки между строк ещё долго будут носиться под её высокими сводами 1
Список литературы.
1) Н. П. Сухова. Соловьиное эхо. Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета.
2) Н. Скатов. Русские поэты Фёдор Тютчев, Афанасий Фет.
Осенняя паутина
Тупое - острое
Белый лист
Отчего синичка развеселилась
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018