Научно-практическая работа
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_stihov_1.docx | 15.45 КБ |
Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова
На литературном небосклоне сияют имена великого Пушкина, мудрого Толстого, загадочного Фета. Но особой изящностью и тонкостью слога привлекает меня поэзия Фёдора Ивановича Тютчева.
Лучшие стихи Тютчева волнуют своей глубиной, красотой и силой мысли. Поэт не создавал поэм , его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырёхсот лирических фрагментов. Н.А. Добролюбов говорил, что Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия , и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями , но и вопросами нравственным , интересами общественной жизни».
Я предлагаю сопоставить стихи Тютчева со стихами других поэтов, прикоснуться к различным граням его творчества.
Проведя сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Небо и звёзды» (1831) и Ф.И. Тютчева «Душа хотела б стать звездой …» (1836) , я пришла к выводу: в обоих стихотворениях лирический герой , испытывающий душевный разлад , обращается к звёздам , к космосу , видя там источник спокойствия и счастья . В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе . Лирический герой хочет стать звездой , потому что не находит счастья среди людей . Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен , герой стремится к слиянию с природой , к гармонии , к «божеству» . У Лермонтова – «я… их место занять бы хотел» ; у Тютчева – «душа хотела б быть звездой» . Звёзды Лермонтова ясны , но не живы . Звёзды Тютчева – «как живые очи» . Для изображения ночи и звёзд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения («счастье» - «несчастье», «добрые люди» - «счастье питают» ). Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева ( не ночью – но днём ) . Но, по существу, обе части стихотворения не противопоставлены , а объединены : днём звёзды горят ещё светлей . Лермонтов использует повтор , усиливающий звучание основной мысли стихотворения . Тютчев дважды использует сравнение («как живые очи» , «как божества» ) , одушевляя и олицетворяя звёзды и космос .
Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночеств, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова , индивидуализм , ставка на своё «я» , противопоставленное миру , сливаются с желанием гармонии с миром и природой . Оба поэта часто используют приём контраста . В стихах Лермонтова он подчёркивает противопоставленность лирического героя миру , у Тютчева отражает «двойное бытие» , на пороге которого бьётся душа лирического героя .
Если сопоставить два стихотворения Тютчева, разделённые 20 –ю годами: «Как над горячею золой…» (1830 ) и «Не рассуждай, не хлопочи!..» (1850 ), то невозможно не прочувствовать эволюцию мировосприятия Тютчева. Стихи объединяет проблема смысла жизни , решается она противоположно в каждом стихотворении ( «Я просиял бы и – погас !» , «День пережит – и слава Богу!») .
Состояние лирического героя первого стихотворения изображается так : параллелизм с образом огня, который сначала тлеет, потом вспыхивает и гаснет; возникает ощущение динамики внутреннего переживания лирического героя : длительная экспозиция (тление) – мгновенный подъём , кульминация (просиял бы) – и быстрая развязка (погас) . Но произнесённое с восклицательной интонацией , это слово , несмотря на своё лексическое значение , звучит оптимистично .
Второе стихотворение построено в форме обращения – диалога . Собеседники – два «я» лирического героя . Тот , кто хочет «просиять и погаснуть» , и тот , кто , разочаровавшись во всём , призывает уйти от борьбы и покориться судьбе . Форма диалога , наличие вопросов и обращений передают сложность внутренней борьбы лирического героя . Жизненная позиция «день пережит – и слава Богу» ему , рождённому «пламенеть» , даётся с большим трудом и внутренним трагическим накалом.
Оба стихотворения написаны четырёхстопным ямбом. Отсутствие эпитетов во втором создаёт напряжённый, прерывистый ритм , напоминающий прозаическую речь . Ощущение протяжённости , монотонности , «тления» жизни возникает в первом стихотворении за счёт использования эпитетов и глаголов настоящего времени .
Многие поэты воспринимали Ф.И.Тютчева как великого мудреца и гуманиста, который трагедию, сострадание, боль превращает в красоту и радость.
Простые новогодние шары из бумаги
Как нарисовать небо акварелью
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Весёлая кукушка
На берегу Байкала