• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

НИР "Употребление бессоюзных сложных предложений в рассказах А.П.Чехова"

Опубликовано Малярова Татьяна Анатольевна вкл 15.05.2018 - 13:48
Автор: 
Мельникова Анна

    Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования. Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения. Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnikova.docx899.49 КБ

Предварительный просмотр:

G:\АттестМТА 2018\ЗАКИНУЛИ\МТА достижения в восп разд\012.jpg

G:\АттестМТА 2018\ЗАКИНУЛИ\МТА достижения в восп разд\014.jpg

Использование бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова

     Цель: Исследовать  роль бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова, частотность и цель их употребления.

     Задачи: самостоятельно изучить бессоюзные сложные предложения; прочитать рассказы А. П. Чехова; проанализировать употребление БСП в рассказах А. П. Чехова; методы исследования; самостоятельное изучение нового материала; анализ литературы; сравнение; систематизация; обобщение.

     Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения.

Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования.

     Кто не знает слов Чехова, ставших крылатым выражением: «Краткость – сестра таланта»?  Он говорил также с гордостью: «Умею коротко говорить о сложных вещах», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко», «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче».  Действительно, чеховская проза является образцом сжатости и лаконизма. Работая в основном над «малым» жанром, т. е. рассказом, Чехов не мог позволить себе подробного описания событий жизни своих героев. В его рассказах проходит не день за днем, а год за годом.

      Жанр рассказа – малой формы эпических произведений – Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России.      

      Бессоюзные сложные предложения достаточно активны в творческом наследии «позднего» Чехова. Для исследования я отобрала 600 предложений из рассказов 1899 – 1903г. и выявила, что из них доля БСП – 92 предложения, что составляет 15%

      Отобранные для анализа БСП я классифицировала по значению.

      Исследуя язык Чехова с точки зрения синтаксиса, я пришла к выводам, что лаконичность, краткость его речи выражена и через используемые им синтаксические единицы. В его рассказах преобладают простые, простые осложненные предложения;  неполные предложения  (в диалогах героев), сложные бессоюзные предложения.

      Но, говоря не только о приспособленцах и обывателях, мертвых и омертвевших душах, а о героях, которые противостоят им, о героях, которые стремятся вырваться из этого омута, мы видим и сложные синтаксические конструкции.

         В рассказах А. П. Чехова употребляются разнообразные виды предложений.  Бессоюзные сложные предложения – типичные конструкции в авторском повествовании «позднего» Чехова.

         Использование БСП  – 15 % от общего числа анализируемых (92 предложения из 600).

         Использование БСП в составе усложненных синтаксических конструкций составило 13%  (80 предложений из 600, взятых для анализа).  

В чеховских БСП выражается широкий диапазон смысловых отношений между компонентами в составе конструкций. Наиболее активны предложения с причинно-следственными, противительными, уступительными, присоединительными и временными отношениями.

         Идейную канву рассказа А. П. Чехов передает не только лексическими средствами. Авторская речь отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

   

Список использованной литературы:

1. Агеносов В.В. Современная школьная энциклопедия – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010

2. Баранов М.Т. Русский язык справочные материалы – М., Просвещение, 1988

3. Бурдина И.Ю. Чехов. Рассказы: анализ текста, основное содержание, сочинение – М.,

    Дрофа 2004

4. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя – М., 1959

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку – М., АЙРЕС – пресс, 2005

6.Фогелььсон И.А. Литература учит – М., Просвещение, 1990

7. Чехов А.П. Рассказы, повести – М., Дрофа

7. Интернет – ресурсы

Использование бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова

Цель: Исследовать  роль бессоюзных сложных предложений в рассказах А. П. Чехова, частотность и цель их употребления.

Задачи:

  1. Самостоятельно изучить бессоюзные сложные предложения
  2. Прочитать рассказы А. П. Чехова
  3. Проанализировать употребление БСП в рассказах А. П. Чехова.

Методы исследования:

  1. Самостоятельное изучение нового материала.
  2. Анализ литературы.
  3. Сравнение
  4. Систематизация
  5. Обобщение

Предметом исследования являются бессоюзные сложные предложения.

Объектом исследования являются рассказы А. П. Чехова

Актуальность проблемы обусловлена тем, что данный вопрос мало изучен. Русские лингвисты, в основном, основательно исследовали простые предложения, традиционно типичные для авторского повествования.

       Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, в которых простые предложения объединены без союзов и союзных слов. Средства их связи – содержание и интонация.

      Бессоюзие – это не просто  отсутствие союзов; это мобилизация других средств связи – интонации, лексических показателей и др.

      Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения: перечисление, последовательность, сопоставление, пояснение, несоответствие, условие, причина, следствие, время, цель и др.  

В сложных бессоюзных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; знаки более разнообразны, правила их употребления более сложны.

      Кто не знает слов Чехова, ставших крылатым выражением: «Краткость – сестра таланта»?  Он говорил также с гордостью: «Умею коротко говорить о сложных вещах», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Писать талантливо, то есть кратко», «Чем теснее, чем компактнее, тем выразительнее и ярче».  Действительно, чеховская проза является образцом сжатости и лаконизма. Работая в основном над «малым» жанром, т. е. рассказом, Чехов не мог позволить себе подробного описания событий жизни своих героев. В его рассказах проходит не день за днем, а год за годом.

     Жанр рассказа – малой формы эпических произведений – Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России.  

     Писатель считал, что лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадаться сам. Как этого достигает А. П. Чехов?

  1. Заглавием, которое почти всегда имеет точное идейное звучание.
  2. Сюжетом, который строится на необычном положении, случае, нарушающих обычное течение жизни.
  3. Композиционными элементами: краткой экспозицией, динамичным действием, неожиданной развязкой, художественной деталью.
  4. Четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.  

     В своих ранних рассказах А. П. Чехов доводит до карикатуры образ своего «маленького человека». Страстью пресмыкаться перед высоким начальством заражены герои рассказов «Толстый и тонкий» и « Хамелеон», в которых представлено добровольное холопство, выраженное в речи персонажей.

      В рассказах «Хирургия» и «Злоумышленник» с помощью языковых средств создаются образы чеховских типов. Это тонкая ирония, языковая игра, стилизация.

      В более поздних рассказах Чехов, имея диплом земского врача, ставит своим героям диагноз – пошлость.

      Расцвет творчества приходится на 1890 – 1900 годы. В рассказах этой поры писатель воссоздает мир провинциальной России – от помещиков и чиновников до крестьян и бродяг. В центре его внимания – средний человек, русский интеллигент, прозябающий в жизненной рутине. Так в рассказе «Человек в футляре» образ воображаемого футляра расширяется до значения символа бездуховности, равнодушия и пошлости.  

      Об изменениях, которые происходят с чеховскими героями на разных этапах жизни, мы обычно узнаем по отдельным деталям, которые соотносятся между собой без обстоятельных авторских характеристик. Так, в рассказе «Ионыч» об одновременном обогащении и духовном обнищании героя дается знать несколькими штрихами, изображающими его в пути: сначала Старцев ходит пешком, затем он ездит на паре лошадей с кучером, а в последних главах – на тройке с бубенчиками. Это жизненные рубежи героя. Той же цели служат скупые упоминания о службе героя. Вот два выразительных определения к характеристике слова «практика»: в четвертой главе – «большая», в пятой – «громадная».

      Все, что происходит с героями Чехова, не поражает новизной. Но нас волнует то главное, что связывает между собой все события в рассказах, - мысль о том, в чем заключается истинная ценность человека.    

   Бессоюзные сложные предложения достаточно активны в творческом наследии «позднего» Чехова. Для исследования я отобрала 600 предложений из рассказов 1899 – 1903г. и выявила, что из них доля БСП – 92 предложения, что составляет 15% .

    Отобранные для анализа БСП я классифицировала по значению.

       I. Большую часть БСП представляют предложения, которые выражают одновременность и последовательность событий, а также статичность в описании.

1. «Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой». – «Невеста»

2. «Дети ему надоели, банк надоел, не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». – «Дама с собачкой»

3. «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна  жизни. Солнце зайдет, и землю окутает мгла; дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкою грудью…»  -  «Степь»

4. «Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго». – «О любви»  

5. «Ножи стучат, посуда звенит, масло шипит». – «Свадьба»    

6. «Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди, хрюкнет в одеяло». – «Крыжовник»

7. «Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло, не хотелось в самом деле работать». – «Невеста»

     Сказуемые в таких предложениях чаще всего выражаются глаголами одного и того же вида и времени. Обычно простые предложения в таких случаях отделяются запятой, если предложения более не распространены.

       II.  Значение причины и пояснения выражено в следующих БСП:

1. «Я несчастлив: каждый день гости». – «О любви»

2. «Ему что-то нездоровилось: дыхание было горячее и тяжкое, ослабели ноги, тянуло к питью». -«Скрипка Ротшильда»

3. «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося». – «О любви»

     В таких предложениях между частями БСП ставится двоеточие.    

       III.Смысловые отношения между частями выражают неожиданное присоединение (и вдруг, и сразу); вывод, результат, следствие.

1. «Игнат спустил курок – ружье дало осечку». – «Белолобый»

2. «Телега сильно накренилась – сейчас упадет; на ноги Марьи Васильевны навалилось что-то тяжелое – это ее покупки». – «На подводе»

     В данных случаях между частями БСП ставится тире.

       IV. Употребление БСП в составе сложных синтаксических конструкций.

     Усложненные синтаксические конструкции составляют 13% (80 предложений из 600, взятых для анализа).   Это предложения с разными видами сочинительной и подчинительной  связи. Они образуют стройную в смысловом и интонационном отношениях законченную единицу речи. 1. «Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что – то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги». - «Белолобый»

2. «Несколько  раз пробует он лечь, но ничего  у него не выходит: мешает удушье». - «Гусев»

3. «Теперь уж я не нужен ей, она выпорхнет, и я останусь один». - «Моя жизнь»

4. «Было немного сыро, слегка покачивало, и дамы ушли  к себе в каюты». - «Ариадна»

5. «Уже унесли, но все еще  в воздухе держался этот приятный, сладковатый запах» -  «В родном углу»

6. «Яншин думал еще об одном обстоятельстве: в прошлую ночь жена Леночка объявила ему, что она беременна». - «Расстройство компенсации»

7. «Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, ему стало неловко».  - «Ионыч»

8. «Немножко жутко, а взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль потерять хоть одно мгновение жизни». – «Степь»

9. «Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою». – «Степь»

10. «Но, когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный, пронизывающий ветер, все смолкло». - «Студент»    

  Знаки препинания в таких предложениях ставятся так же, как и в сложных союзных и бессоюзных предложениях.    

Заключение

          Исследуя язык Чехова с точки зрения синтаксиса, я пришла к выводам, что лаконичность, краткость его речи выражена и через используемые им синтаксические единицы. В его рассказах преобладают простые, простые осложненные предложения;  неполные предложения  (в диалогах героев), сложные бессоюзные предложения.

         Но, говоря не только о приспособленцах и обывателях, мертвых и омертвевших душах, а о героях, которые противостоят им, о героях, которые стремятся вырваться из этого омута, мы видим и сложные синтаксические конструкции.

         В рассказах А. П. Чехова употребляются разнообразные виды предложений.  Бессоюзные сложные предложения – типичные конструкции в авторском повествовании «позднего» Чехова.

Использование БСП  – 15 % от общего числа анализируемых (92 предложения из 600).

Использование БСП в составе усложненных синтаксических конструкций составило 13%  (80 предложений из 600, взятых для анализа).  

В чеховских БСП выражается широкий диапазон смысловых отношений между компонентами в составе конструкций. Наиболее активны предложения с причинно-следственными, противительными, уступительными, присоединительными и временными отношениями.

         Идейную канву рассказа А. П. Чехов передает не только лексическими средствами. Авторская речь отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения, как правило, короткие, простые по построению, ясные с точки зрения связи слов.

Список использованной литературы:

1. Агеносов В.В. Современная школьная энциклопедия – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010

2. Баранов М.Т. Русский язык справочные материалы – М., Просвещение, 1988

3. Бурдина И.Ю. Чехов. Рассказы: анализ текста, основное содержание, сочинение – М.,

    Дрофа 2004

4. Винокур Г.О. Язык художественной литературы. Язык писателя – М., 1959

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку – М., АЙРЕС – пресс, 2005

6.Фогелььсон И.А. Литература учит – М., Просвещение, 1990

7. Чехов А.П. Рассказы, повести – М., Дрофа

7. Интернет – ресурсы


Поделиться:

Усатый нянь

Волшебная фортепианная музыка

Девочка-Снегурочка

Ель

Две снежинки