Цель исследования: приобретение новых знаний о жизни и творчестве великого русского поэта - М.Ю.Лермонтова; установление связи между живописными и поэтическими произведениями М.Ю.Лермонтова.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 42.29 КБ |
Республиканская НПК «VIII Киекбаевские чтения»
М.Ю. Лермонтов - поэт и художник.
Работу выполнила: ученица 9 класса
МОБУ СОШ с.Буриказганово
Василян Анаит
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
Габитова Гюзель Дамировна
2015 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1.М.Ю.Лермонтов – величайший поэт XIX столетия …………………………….4
2. Живописное наследие Лермонтова ……………………………………………..6
2.1 Художественный талант поэта…………………………………………….........6
2.3 Пейзажная живопись…………………………………………………………..10
2.4 Батальная живопись……………………………………………………………13
Заключение ………………………………………………………………………15
Литература………………………………………………………………………….16
Введение.
М.Ю. Лермонтов – один из непревзойденных гениев. Его талант повлиял на развитие не только литературы, но и отразился в других видах искусства. Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника. И если бы он занимался живописью и графикой более серьезно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером.
В связи с этим тема исследовательской работы звучит так: «Лермонтов-поэт и художник». Всегда интересно узнать о человеке что-то новое, особенно когда ты знаком с одной гранью его таланта.
Цель исследования: приобретение новых знаний о жизни и творчестве великого русского поэта - М.Ю.Лермонтова; установление связи между живописными и поэтическими произведениями М.Ю.Лермонтова.
Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи:
-изучить критические, научные статьи на тему: «Живопись М.Ю.Лермонтова»;
- найти информационные источники (справочники, энциклопедии, мемуарная литература, искусствоведческая литература, Интернет -ресурсы);
- изучить и проанализировать данные из различных информационных источников;
-проанализировать картины Лермонтова и их связь с литературными
произведениями.
Предметом исследования явились биографические записи и картины М.Ю.Лермонтова.
В своей работе мы использовали следующие методические приёмы:
- сравнительный анализ живописи и поэзии М.Ю.Лермонтова;
- аналитическое исследование Лермонтова как живописца;
- конспектирование научных материалов по теме.
Материалом для исследования послужили научная и художественная литература, критические статьи и монографии о поэте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы на уроках литературы, ИЗО и МХК по теме: «Биография и творчество М.Ю.Лермонтова».
Гипотеза : «Если живопись Лермонтова является органической частью всего творчества поэта, то она тематически близка его поэтическим созданиям и имеет сюжетную общность с литературными произведениями».
М.Ю.Лермонтов – величайший поэт XIX столетия.
Корни будущего поэта уходят в далекую Шотландию к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Собственно, Михаил развивался вполне в соответствии с традициями своего времени - на ряду с фехтованием, изящной словесностью, стихосложением и уроками музыки молодых дворян всенепременно обучали живописи.
Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана. После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Там в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на свет появился великий русский поэт. Непосредственно после рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским.
Первый биограф М. Ю. Лермонтова, Павел Александрович Висковатый (1842—1905), отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она часто музыцировала на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и якобы от нее Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».
Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. Стала прогрессировать болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в злейшую чахотку, которая и свела ее преждевременно в могилу. После смерти и похорон Марьи Михайловны… Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в свое собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, что он и сделал в скором времени, оставив своего сына, еще ребенком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевне…»
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она употребляла все усилия, чтобы дать ему все, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом.
Живописное наследие Лермонтова
Любовь к рисованию обнаружилась у Лермонтова с самого раннего детства. По воспоминаниям С.А.Раевского, пол в комнате маленького Мишеля в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по полу и чертить мелом. На самом раннем портрете будущий поэт изображен в возрасте 2- 3 лет с мелом в правой руке и свитком с рисунками – в левой.
По воспоминаниям А.П. Шан -Гирея. «…он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…».
В области техники диапазон Лермонтова-художника также очень разнообразен. Он работал в живописи, акварели, рисунке и даже в литографии (о последнем свидетельствует автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» (1837).
Из художественного наследства Лермонтова известно 13 картин маслом: «Вид Тифлиса» (1837), портрет А.Н. Муравьева (1836 – нач.1838), «Воспоминание о Кавказе» (март – апрель 1838), «Черкес» (1838).
Из дошедших до нас 44 акварелей Лермонтова часть находится в альбоме, принадлежавшем М.А. Шан-Гирей. Одна из лучших акварелей – «Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой» (1835–1836); она примечательна своей светлой поэтичностью: воздух чист и прозрачен, вдали в синеватой дымке, протекает река, на вершине холма – навсегда врезавшаяся в память автора «чета берез».
Наиболее значительный цикл среди акварелей Лермонтова составляют портретные зарисовки. Это, прежде всего трехкратное изображение В.А. Лопухиной, любовь к которой поэт пронес через всю жизнь.
В акварелях и рисунках Лермонтов охотно обращался к изображению баталий и сцен из военного быта. Наиболее интересны «Нападение русской кавалерии на французский обоз» (1830), «Эпизод из маневров в Красном Селе»(1833–1834).
Портретная живопись.
Как писатель и художник, Лермонтов всегда проявлял пристальный интерес к внешности человека, внимательное изучение которой помогает понять некоторые особенности характера. В «Княжне Мери» он говорит о возможности понимания человеческого характера, «когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души «испытанной и высокой». По портретам мы видим не только внешнее сходство, но и «души изменчивой приметы».
В автопортрете также отражается самосознание художника, дается оценка собственной личности.
Автопортрет. Акварель. 1837-1838.
Отпечаток души испытанной и высокой я вижу на акварельном автопортрете. Нет сомнения, что Лермонтов стремился изобразить в своем внешнем облике и некоторые черты своего характера и то настроение, которое было присуще для него в тот период. Душевная доброта и мягкость невольно читаются в его выразительных глазах. Но вместе с тем сколько в них грусти, печали!
В стихотворении, датированном теми же годами, что и знаменитый автопортрет, мы читаем:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
После дела о «непозволительных стихах» Лермонтов был выслан на Кавказ в действующую армию. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка. Фоном портрета является кавказский вид.
Личность поэта глубже и полнее познается в связи с теми людьми, которые были ему близки и дороги.
Портрет отца.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть….
В этих стихотворных строках, вызванных смертью самого близкого ему человека, Лермонтов с глубокой горечью характеризует драматически сложившиеся отношения с отцом. Конфликт с Е.А.Арсеньевой, обострившийся после смерти жены, заставил Юрия Петровича (1787 – 1831) покинуть Тарханы и поселиться в Кропотове. С этих пор встречи отца и сына стали редкими. Отец любил сына и чувствовал в нем талант. В своем завещании он писал: «…ты одарен способностями ума. – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! Благодарю тебя, бесценный друг мой. За любовь твою ко мне и нежное ко мне внимание…»
в стихотворении он пишет о любви к отцу:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
Екатерина Алексеевна Сушкова.
Рисунок М.Ю.Лермонтова на рукописи в стихотворения «Стансы».1830.
Лермонтов познакомился с Сушковой (1812 – 1868) весной 1830 года у М.А.Верещагиной. в том же году летом, когда Сушкова отдыхала близ Середниково, Лермонтов по-юношески пылко увлекся ею. Он посвятил ей целый ряд стихотворений, составивший так называемый «сушковский цикл». На рукописи стихотворения «стансы» он нарисовал портрет красивой девушки, по мнению большинства лермонтоведов запечатлел именно Сушкову. Она не отвечала ему взаимностью.
Варвара Александровна Лопухина (1815 – 1851)
Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835 - 1838.
Три портрета посвятил одной женщине. На первом мы видим молодую женщину с большими ласковыми глазами. Прямой пробор подчеркивает правильные черты лица с удлиненным овалом.
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
…………………………..
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
На втором мы видим любимую женщину поэта в одежде испанской монахини. Любовь к Вареньке он сохранил до конца своей жизни. Чувство к ней было безотчетно, но глубоко и истинно. В 1835 году она вышла замуж за Н.Ф.Бахметева. Лермонтов тяжело переживал случившееся. . В его стихах звучат горестные мотивы утраченной любви.
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Александр Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда.
Акварель м.Ю.Лермонтова. 1841.
А.А.Столыпин (1816 – 1858) приходился поэту двоюродным дядей с материнской стороны. С ним Лермонтова связывали длительные дружеские отношения. Они вместе закончили школу Гвардейских подпрапорщиков, служили в лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе жили в Царском селе. В 1840 году приняли участие в военной экспедиции в Малую Чечню. Вместе приехали в Пятигорск на лечение в мае 1841 года. А.А.Столыпин прожил рядом с Лермонтовым последние два месяца его жизни. На дуэли поэта с Мартыновым он был негласным секундантом.
Своего друга изобразил в поэме «Монго»
…породы английской он был –
Флегматик с бурыми усами,
Собак и портер он любил,
Не занимался он чинами….
Пейзажная живопись.
Парус.
Акварель М.Ю.Лермонтова. 1828 – 1832.
И акварель и одноименное стихотворение были навеяны одним впечатлением. В своем письме из Петербурга в августе 1832 года, адресованном С.А.Бахметевой, Лермонтов пишет: «…на лодке ездил в море – короче, я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!...». Спустя несколько дней он опять пишет Бахметевой и включает в письмо два стихотворения: «Примите дивное посланье…» и «По произволу дивной власти…». В письме Лопухиной от 28 августа он включает стихотворение «Для чего я не родился этой синею волной?», где вновь встречается образ шумной волны, недоверчивого челнока. И наконец в письме Лопухиной от 2 сентября он полностью приводит текст своего знаменитого стихотворения «Парус», предваряя его коротким комментарием: «Вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря». Изображение моря и паруса в стихотворении и акварели объединены темпераментом, эмоциональным накалом.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в стране родном?
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю.Лермонтова. 1835 – 1836.
Многие рисунки поэта запечатлели «проселочную» деревенскую Россию. В этой акварели Лермонтов «с отрадой, многим незнакомой», запечатлел приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку. Скачущую по проселочной дороге, «чету белеющих берез» на холме, дали, покрытые синеватой дымкой. Неподдельная искренность и поэтичность пейзажа акварели сливается с любовью к русской природе в стихотворении «Родина»:
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, мечтая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Особое место в жизни и творчестве поэта занимает Кавказ. Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком и навсегда влюбился в его неповторимую красоту
Покидая Кавказ, десятилетний Лермонтов страстно мечтал вернуться в этот край, который произвел на него огромное впечатление. В Тарханах он рисовал горы, бурные реки, всадников, лошадей.
Детский рисунок М.Ю.Лермонтова.
Бумага, акварель.
Внизу подпись на французском языке:
«М.Л.1825, 13 июня на Горячих водах».
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Люблю я Кавказ.
После первой ссылки на Кавказ он пишет картину.
Воспоминания о Кавказе.
Картина М.Ю.Лермонтова. масло. 1838.
Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки:
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили,
и я стой поры все мечтаю о вас да о небе.
М.Ю.Лермонтов
Кавказский вид с Эльбрусом
М.Ю.Лермонтов. 1837г.
Холст. Масло
Стихотворение «Тебе, Кавказ, суровый царь земли,…»
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный. 1838 – 1841
«Военно - Грузинская дорога близ Мцхета».
Картина была написана поэтом с натуры (так предполагают литературоведы) во время его путешествия по старой Военно-грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который еще ребенком был пленен генералом Ермоловым и оставлен при монастыре. Так возник замысел поэмы «Мцыри», законченной поэтом в августе 1839 года. Картина воскрешает места, описанные в поэме. Мы видим место, «где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». В правой части полотна изображен Мцхетский монастырь («из-горы и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…»), в «сумрачных стенах» которого томится герой лермонтовской поэмы.
На картине большую часть полотно занимает изображение неба. Я думаю, это не случайно. Оно так же окрыляет мечту живописца, как и мечту героя его поэмы.
Крестовый перевал
Картина Лермонтова. Масло. 1837 – 1838.
Романтическое восприятие кавказской природы, которая для него была «чудным миром», «где люди вольны. Как орлы», отразилось в живописных полотнах и стихах.
Стихотворение «Крест на скале»
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
Батальная живопись
Эпизод из сражения при Валерике.
Рисунок Лермонтова. 1840.
В многочисленных рисунках Лермонтова преобладает военная тематика. К числу лучших графических листов, отображающих «тревоги дикие войны» относится «Эпизод из сражения при Валерике». Рисунок создан по личным впечатлениям Лермонтова, который участвовал в сражении при Валерике (по-грузински – Река Смерти) и проявил в нем храбрость и воинскую смекалку. В изображении схватки русских войск и горцев мы видим переживания воинов в их движениях, жестах, выражении лиц: здесь и отчаянная решимость, и холодная, тупая жестокость, и мольба о пощаде. А в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право…» Лермонтов дает описание боя, очень близкое по воплощению на рисунке.
Верхом помчались на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
Перестрелка в горах Дагестана.
Картина Лермонтова. Масло. 1840 – 1841.
Одной из поздних картин М.Ю.Лермонтова является «Перестрелка в горах Дагестана», которая датируется 1840 – 1841гг. В картине пейзаж соединяется с батальной сценой, изображающей схватку русских с чеченцами. В основу картины легли впечатления о боевом походе по Дагестану. И эти же впечатления отображены в стихотворении «Сон», пейзаж которого близок пейзажу лермонтовского полотна.
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины…
Заключение.
Таким образом, исследовав небольшую часть живописного и поэтического наследия Лермонтова, мы пришли к выводу:
М.Ю.Лермонтов был щедро наделен природой не только поэтическим даром, но и талантом художника.
Свойственное поэту живописное видение мира нашло естественное отражение в его литературном творчестве. Живопись и поэзия объединены общностью тематики, мироощущения, впечатлений.
Использованная литература:
Сказка об осеннем ветре
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Под парусами
Денис-изобретатель (отрывок)
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым