• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Как живёт русский язык в «Живом Журнале» (социальных сетях)

Опубликовано Егупова Альбина Геннадьевна вкл 03.07.2020 - 10:54
Автор: 
Ганкин Андрей

Проектная работа по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivet_russkii_yazyk_v_zhivom_zhurnale.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

"Лицей"

ПРОЕКТ

на тему: «Как живёт русский язык в «Живом Журнале»

 (социальных сетях)»

 

 Предмет: русский язык
ученик 9 класса «В»
ФИО: Ганкин Андрей Львович.

руководитель проекта: Егупова Альбина Геннадьевна  
(Учитель русского языка/литературы)

г. Балашиха

2019


Содержание

 

1. Паспорт проекта        3

2. Краткая аннотация (введение)        4

3.Обоснование необходимости проекта        5

4. Цели и задачи проекта        6

5. Основное содержание проекта        6

6. Ресурсы        8

7.Партнеры        8

8. Целевая аудитория        8

9.План реализации проекта        8

10. Ожидаемые результаты        11

11. Перспективы        11

12. Литература        12

Приложение        14


1. Паспорт проекта

Фамилия, имя отчество проектанта

Тема проекта

 Как живёт русский язык в «Живом Журнале» (социальных сетях)

Основа проекта

Ориентирован на подростков 15-18 лет

Цель

  Цель  работы:  получить ответ на вопрос: Как живёт русский язык в «Живом Журнале»?

 

Аннотация

  Как представителю молодёжи, небезразлична судьба русского языка, ведь культура общения, как мне кажется, уходит на второй план.  

    К сожалению,  сейчас  для  русского  языка настало  трудное  время.  Стремительные негативные  изменения,  которые  происходят в  нём,  заставляют  многих  учёных,  исследователей  всё  чаще  и чаще  говорить  о  том, что  он  истощается,  теряет свой  блеск,  глубину. Русский язык играет значительную роль в жизни каждого из нас. Он выступает как необходимый инструмент для общения между людьми.

Продукт проектной деятельности

1. Открыть канал в YouTube и призываю моих ровесников к использованию грамотной речи, показываю недостатки упрощений, аббревиатур и чрезмерное использование смайликов.  

2. Кружок «Забытые правила в соц. сетях».

   На кружке рассматривать данную тему, тем самым оказывать помощь своим одноклассникам, друзьям.


2. Краткая аннотация (введение)

С появлением Интернета многие люди начали общаться на форумах, переписываясь в чатах. Возник интернет-язык – симбиоз письменной и устной речи. Орфографические правила сложны для такого общения. Возникли другие виды интернет-общения, например, мемы или смайлики. Пользователи социальных сетей, особенно молодежь, знают и используют их, ведь такие значки упрощают общение, помогают более доступно и быстро высказать свое мнение [10].

Молодежный жаргон позволяет выражать свое мнение в очень интересной, иногда абсурдной форме. Самые распространенные виды молодежного жаргона на сегодняшний день – это жаргон учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы  [5].

  1. Заимствования. Чаще всего из английского, так как он достаточно популярен и известен у молодых людей. Многим, даже не изучавшим английский язык понятны такие слова, как: фифти-фифти, респектую, лузер, пипл. Вот так сильно и прочно влился зарубежный жаргон в современную речь, что мы даже уже не обращаем на него внимания.
  2. Компьютеры и технологии. Не стоящий на месте прогресс волей-неволей наполняет речь новыми словами. А для понимания молодежного интернет-жаргона уже даже словари начали составлять. Если в варианте с заимствованными словами обычный человек еще как-то оставался в теме разговора, то в данном случае без специальных знаний мало того что ничего не поймешь, так еще и голова заболит.
  3. Музыка. Здесь все элементарно просто. Чаще всего слова в данном случае образуются от названия музыкальных стилей (попсятина, транс, фолк), композиций (новье, свежак) и прочей музыкальной атрибутики.
  4. Противозаконные веяния. Слова, относящиеся к наркомании, уголовникам и прочему. К сожалению, есть у нашей молодежи «привычка» впитывать в себя все грязное и ненужное. Некоторым кажется, что используя в речи такой жаргон, они кажутся солиднее остальных.
  5. Хобби и работа. Как уже было сказано, в каждой среде присутствуют свои выражения, появившиеся в процессе работы.

3.Обоснование необходимости проекта

  Как представителю молодёжи, небезразлична судьба русского языка, ведь культура общения, как мне кажется, уходит на второй план.  

    К сожалению,  сейчас  для  русского  языка настало  трудное  время.  Стремительные негативные  изменения,  которые  происходят в  нём,  заставляют  многих  учёных,  исследователей  всё  чаще  и чаще  говорить  о  том, что  он  истощается,  теряет свой  блеск,  глубину.

Вот  факты  и цифры, подтверждающие  это  мнение:  

  • К 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек.
  • В 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
  • К 1990 г.  русский язык являлся родным в общей сложности для 163,8 миллионов человек 
  •  к 2015 году, число тех, для кого русский язык — родной, сократится до 144 миллионов (в том числе в самой России — до 120 миллионов).  

Тенденции распространения русского языка в XX веке и в первой четверти XXI века (оценка и прогноз)

http://www.polit.ru/media/archive/demoscope/251_gr8.gif

Но  всё-таки  остаются  значимыми подкреплённые фактами утверждения тех учёных, которые говорят: «Авторитет русского языка по-прежнему очень высок в мире». Вот  факты  и цифры, подтверждающие  это  мнение:

-  в 1999 г.  русский язык  входил в  восьмерку самых распространных языков в мире (170 млн.)

-  к началу  2010 г. русский язык  входит  в  пятерку самых распространных языков в мире (293 млн.) [9].

- на сегодняшний день  русским языком владеют уже полмиллиарда человек в мире. Такие данные привела  на Всемирном конгрессе соотечественников президент Санкт-Петербургского государственного университета, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая.

Актуальность проблемы: использование особых форм общения в социальных сетях, негативно  влияющих на речь подростков.

4. Цели и задачи проекта

 Цель  работы:  получить ответ на вопрос: Как живёт русский язык в «Живом Журнале»?

Задачи:

1) выявление происхождения и особенностей «сетеяза» как стиля современного русского языка в «Живом Журнале»;

2) причины использования сленга подростками;

3) изучение, сравнительный анализ отношения к молодёжному сленгу моих сверстников, взрослых на основе анкетирования, лингвистического анализа блогов, чата, данных, размещённых в Интернете;

5. Основное содержание проекта

Почти все люди используют в социальных сетях заимствования для удобства и быстроты общения.

Мною собраны наиболее часто встречающиеся слова:

лайк-шок – чувство, возникающее у человека, чей пост в соцсетях собралбольше «лайков», чем он ожидал;

крэйзи – чокнутый, ненормальный, псих;

сори - принести свои извинения;

фейк – фальшивый;

чекиниться – отметить свое месторасположение;

лайкать – отметить, что нравится;

селфи – сам, себя; русские эквиваленты — «себяшка»;

мейл – почта в электронном варианте;

мэйби – может быть, возможно;

гудбай – до свидания;

фолловер – подписчик;

зафрендил - добавил в друзья;

френд – друг;

троллинг –форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении;

пост -сообщение в блоге или на форуме;

кликать - нажимать кнопку мыши, «щёлкать» по кнопке или ссылке на сайте.

Это неплохо, однако надо помнить об их значении и уместности использования.

Язык интернет-общения уникален. Это что-то среднее между письменной и разговорной речью, в нем полно неологизмов, иностранных заимствований, графических элементов. Появился такой язык для ускорения передачи мыслей и эмоций. Пользоваться им можно, есть только одно «но» – в таком языке позволительно делать ошибки: когда торопишься что-то кому-то сообщить, не до правописания. И если молодое поколение полностью променяет чтение хорошей литературы на форумы и сообщения в соцсетях, о грамотности можно будет забыть.

К сожалению, с развитием такой «культуры» люди действительно забывают, истощают свой словарный запас, что ведет к безграмотности и бескультурью. Нас учат в школе, как правильно переносить слова, где и какие должны быть знаки препинания, как ставить верно ударения. А в Интернете это необязательно, стоит лайкнуть, нажать на улыбающийся или плачущий смайлик, и тебя все поймут. Лингвисты озадачены этой проблемой, организации против безграмотности в Интернете уже существуют. Самая известная из них – «Грамота нации», которая распространяет картинки для мотивации грамотного общения.

6. Ресурсы. Использование социальных сетей для анализа.

7.Партнеры. Проект выполнен самостоятельно.

8. Целевая аудитория: одноклассники.

9.План реализации проекта

1. Выбор темы.

2. Анализ социальных сетей

3. Разработка анкеты

4. Проведение анкеты

6. Оформление проекта.

7. Представление и защита проекта.

Таблица 1

Анализ анкетирования

№ вопроса

Варианты ответов

Число ответов%

Количество

опрошенных

1

Да               83

75

110

Нет              27

24

110

2

Да               79

71

110

Нет              31

28

110

3

Да                92

83

110

Нет              18

16

110

4

Да                95

86

110

Нет              15

13

110

Диаграмма 1.

Анализ сообщений учащихся 7 -11 –ых  классов

Из опрошенных 83% считают, что русский язык меняется не в лучшую сторону.  По их мнению, для сохранения русского языка в социальных сетях необходимо много читать и писать на русском языке, соблюдать орфографические нормы. Дети нашего времени учатся читать и читают с экрана наверняка больше, чем с бумажного листа. А если в интернете дети видят текст с ошибками, это означает, что у них не может возникнуть единственный нормативный графический облик слова, а вариантность написания для них абсолютно естественна.

Русский язык играет значительную роль в жизни каждого из нас. Он выступает как необходимый инструмент для общения между людьми. Кроме этого все учащиеся школ готовятся к сдаче единого государственного экзамена. А русский язык – один из обязательных предметов, по которому необходимо сдавать экзамен. В качестве вступительного испытания большинство ВУЗов, средних специальных учебных заведений также выбирают эту форму экзамена по русскому языку. Кем бы ни хотел стать российский школьник, необходимо сдавать экзамен по русскому языку.

Развиваясь, русский язык должен оставаться литературным. Хотелось бы, чтобы русский язык не утратил своего значения и чистоты для последующих поколений. Мы носители данного языка, который нам достался от наших предков, значит, мы ответственны за его сохранение.

Целью проведения анкетирования послужило следующее:

1) Определить круг пользователей социальных сетей.

2) Определить отношение учащихся к русскому языку, используемыми ими в социальных сетях.

3) Выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без не литературного сленга и орфографических ошибок в социальных сетях.


10. Ожидаемые результаты

По мнению старшего поколения, основным минусом молодежного жаргона является то, что он засоряет русскую речь. Но мало кто задумывается о том, что такая особенность речи современной молодежи – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию. Также использование жаргона сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла  [5].

 Но одним словом можно сказать то, что пришлось бы укладывать в два-три предложения. А эмоциональный окрас этих культурно сказанных предложений явно бы проиграл. Вот так и молодежный жаргон: позволяет нам выражаться более ярко и эмоционально, но при этом культурно.

К сожалению, эффективный для всех способ борьбы с неграмотностью мне найти не удалось, но в планах есть цель разработать небольшой курс  видеозаписей, мотивирующий подростков учить родной язык и уважительно относиться к  культуре своей страны.

 11. Перспективы

1. Открыть канал в YouTube и призываю моих ровесников к использованию грамотной речи, показываю недостатки упрощений, аббревиатур и чрезмерное использование смайликов.  

2. Кружок «Забытые правила в соц. сетях».

   На кружке рассматривать данную тему, тем самым оказывать помощь своим одноклассникам, друзьям.


12. Литература

  1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих -М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
  2. Антонова, Е.С. Русский язык: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования   - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c.
  3.    Берестовская Э. М. Молодежный жаргон: формирование и функционирование // Вопросы языкознания — 1996. — № 3. — с. 32–41.
  4. Вилюман В. Г. О способах образования слов жаргона в современном английском языке// Вопросы языкознания/В. Г. Вилюман. — 1960. — № 6. — с. 137–140.
  5. Валгина, Н.С Современный русский язык. Синтаксис - М.: Высшая школа, 2013. - 416 c.
  6. Компьютерный сленг: [сайт]/Википедия - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 12.01.19)
  7.  «jimm-info.ru»: [сайт]/ Icq для мобильного – URL: http://www.jimm-info.ru/tele/212-smile-history.html (Дата обращения 12.01.13)
  8. Советы начинающим пользователям интернета (словарь интернет-сленга и выражений): [сайт]/ «Виртуальное чтиво» 2002–2013. Журнал электронной литературы. – URL:  http://chtivo.webhost.ru/articles/tousers.php#lib (Дата обращения 12.01.19)
  9. История появления смайликов: [сайт]/ Твои личные смайлики – URL:  http://www.yoursmileys.ru/smileys.php (Дата обращения 12.01.13)
  10. Уроки русского: [сайт]/ Ехл, а - URL:  http://ehil.narod.ru/russian.html (Дата обращения 03.04.2019)
  11. Смайлик: [сайт]/Википедия - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 03.04.2019)
  12. История появления СМАЙЛИКА : [сайт]/ Обучающие и развивающие программы – URL:   http://uchprog.ucoz.ua/index/0-2 (Дата обращения 10.02.19)
  13. Папарацци: [сайт]/электронный журнал «Папарацци»  - URL:  http://www.paparazzi.ru/blogs/Valerie.R/243882/  (Дата обращения 03.04.2019)

                                                       


Приложение

АНКЕТА

Фамилия Имя респондента ________________________________________________


№

Вопросы: 


Да 


Нет 


 


1. У тебя есть дома интернет? 




 


2. У тебя есть своя страничка в интернете (мail агент, мой мир, контакт и др.)? 



3 


3. Считаешь ли ты, что язык меняется не в лучшую сторону? 



4. Важен ли для тебя русский язык? 



   5. Ситуация: представь, что ты не знаешь, что задали по литературе и сейчас ты пишешь через интернет сообщение другу. Напиши это сообщение__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________



Поделиться:

Прекрасная арфа

Композитор Алексей Рыбников

Новогодние гирлянды

Просто так

Как Снегурочке раскатать тесто?