Аннотация
В настоящее время стремительно появляются новые профессии. С появлением одних профессий, другие уходят в прошлое. Современные школьники не владеют знаниями о профессиях, которые существовали когда-то.
Данная работа посвящена изучению темы: «Исчезнувшие профессии».
Автор поставила перед собой цель: расширение знаний о профессиях, существовавших ранее. А также выдвинула гипотезу: современные подростки владеют недостаточными знаниями о профессиях прошлого.
Достижение цели и подтверждение гипотезу осуществлялось следующими методами: поиском информации и ее систематизации; проведением опроса среди подростков на знание предмета исследования.
В основной части учащаяся уделяет внимание обзору таких профессий, как глашатай, человек-будильник, целовальник, плевальщик, шторник и другие.
В главе исследования представлен анализ проведенного опроса среди учащихся 6 - 7-х, 9 - 10-х классов. Для объективности результатов было охвачено 70 человек. Результаты занесены в диаграммы и таблицу.
В работе делается вывод, который позволяет увидеть, что цель, поставленная автором, достигнута, а гипотеза подтверждена при помощи опроса и обработки результатов.
Практическим результатом исследования является разработанная стен-газета, которая нашла свое применение на практике.
Работа над исследованием укрепила интерес учащейся к данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
Полный текст работы. | 540.5 КБ |
Проверка на антиплагиат | 232.08 КБ |
Презентация к исследовательской работе | 980.75 КБ |
XIX Российское соревнование юных исследователей
«Шаг в будущее, Юниор»
г. Реутов
Исследовательская работа
«Исчезнувшие профессии»
Автор: Анохова Дарья Петровна,
МБОУ «Белая СОШ», 6 класс
Научный руководитель: Скобелева Н.И.,
учитель русского языка и литературы 1-й квалификационной категории, МБОУ «Белая СОШ», п. Средний, Усольский района, Иркутская область
Усольский р-н, 2021 год
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
Аннотация
В настоящее время стремительно появляются новые профессии. С появлением одних профессий, другие уходят в прошлое. Современные школьники не владеют знаниями о профессиях, которые существовали когда-то.
Данная работа посвящена изучению темы: «Исчезнувшие профессии».
Автор поставила перед собой цель: расширение знаний о профессиях, существовавших ранее. А также выдвинула гипотезу: современные подростки владеют недостаточными знаниями о профессиях прошлого.
Достижение цели и подтверждение гипотезу осуществлялось следующими методами: поиском информации и ее систематизации; проведением опроса среди подростков на знание предмета исследования.
В основной части учащаяся уделяет внимание обзору таких профессий, как глашатай, человек-будильник, целовальник, плевальщик, шторник и другие.
В главе исследования представлен анализ проведенного опроса среди учащихся 6 - 7-х, 9 - 10-х классов. Для объективности результатов было охвачено 70 человек. Результаты занесены в диаграммы и таблицу.
В работе делается вывод, который позволяет увидеть, что цель, поставленная автором, достигнута, а гипотеза подтверждена при помощи опроса и обработки результатов.
Практическим результатом исследования является разработанная стен-газета, которая нашла свое применение на практике.
Работа над исследованием укрепила интерес учащейся к данной теме.
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
Содержание.
1. Введение_______________________________________________________________ 3.
2. Глава 1. Профессии прошлого. _____________________________________________ 5.
3. Глава 2. Исследование____________________________________________________ 16.
4. Заключение _____________________________________________________________ 18.
5. Источники.
6. Приложение.
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
Введение.
Все началось со сказки «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака.
Канцлер: (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.
Королева: Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки!
Что за канцлер, который просит королеву подписать указы? А кто такой Глашатай, который зачитывает указ королевы? Учитель нам пояснил, что раньше вместо профессии секретаря, была профессия «канцлер». А глашатай – человек, который зачитывал народу указы, приказы - относится к «исчезнувшей» профессии.
Беседуя с одноклассниками по профессиям прошлого, я убедилась, что некоторые профессии, существовавшие раньше, в понимании современных людей не соотносятся со своим истинным назначением, поэтому вызывают большой интерес для изучения.
Все это мне самой стало очень интересно. Я захотела расширить свои знания о профессиях, которые существовали раньше, а сейчас либо получили другое название, либо исчезли совсем по каким-либо причинам. Это и определило цель моего исследования: расширение знаний о профессиях, существовавших ранее.
Я поставила перед собой задачи:
1. – изучить источники по теме исследования.
2. - представить информацию о самых интересных профессиях в форме презентации и стенгазеты.
3. – провести опрос среди учащихся разных возрастных категорий.
4. – проанализировать полученные результаты.
Объект: профессии.
Предмет: исчезнувшие профессии.
Гипотеза: я предположила, что современные подростки владеют недостаточными знаниями о профессиях прошлого.
Методы:
1) Поисковый (изучение источников по теме исследования).
2) Анализ (отбор интересной и важной информации)
3) Анкетирование (проведение опроса)
5) Метод обработки данных.
6) Творческий (создание презентации и стен-газеты)
В различных источниках много информации о истории происхождения данных профессий. Однако мало кто уделял внимание исследованию на предмет знаний этих профессий современными школьниками. Я решила изучить эту тему на примере своих сверстников. В этом заключается новизна моего исследования. Также новизной работы я считаю представление полученной информации в форме стен-газеты для всеобщего обозрения и ознакомления.
Мое исследование имеет практическую значимость: результаты проведенного исследования могут использовать при проведении уроков, внеклассных мероприятий по знакомству с профессиями, а также изучению профессий прошлого, при анализе художественных произведений, изучаемых в школе. Полученные данные можно использовать в работе литературного музея в школе, классных часах, на уроках русского языка и литературы, краеведения и истории, для школьной газеты, конференции.
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
Глава 1. Профессии прошлого.
Развитие технологии и техники в первую очередь направлено на усовершенствование и облегчение жизни каждого из нас. Но в то же время это является причиной исчезновения целого ряда ремесел. Исчезнувшие профессии – это та работа, которая ранее выполнялась специально подготовленными людьми, а сейчас вообще либо не имеет смысла (исчезла совсем), либо же получило иное название по определенным причинам. Это происходит с появлением техники, с утратой необходимости в том или ином роде деятельности. Это естественный процесс.
Пройдут десятки лет, и из жизни людей могут уйти или получить иное название профессии, которые развиты в наше время.
В своей работе путем изучения различных источников я представила ряд интересных, на мой взгляд, профессий прошлого. Далее в работе можно ознакомиться с такими профессиями.
1.1. Человек-будильник.
Для чего людям будильник? Мы заводим будильник на определенное время, чтобы не опоздать куда-либо. Когда-то вместо будильника механического или электронного людей будил «человек-будильник» – человек, который вставал раньше всех, ходил по домам, стучал длинной палкой в окна, тем самым будил всех на работу. А стучал он до тех пор, пока человек не проснется. Профессия эта была распространена в Великобритании. Работали по этой профессии в основном пожилые люди, которым не нужно было идти на завод. Профессия исчезла примерно в 40-е годы 20 века.
1.2. Трубочист.
Впервые с этой профессией я столкнулась, читая сказку Г.К.Андерсена «Пастушка и трубочист». Профессия говорит сама за себя. Трубочист – это человек, который чистил трубы. Данная профессия была развита в основном в западных странах. Ее родиной считается Дания. Но и в русской литературе у М.Горького можно встретить рассказ «Трубочист».
Источники дают сведения, что даже существовала школа трубочистов, в которой четыре года изучали науки, необходимые для работы трубочиста. Были определенные условия для приема на работу трубочистом – небольшое телосложение, так как им приходилось забираться внутрь трубы. Часто в помощники брали подростков. С трубочистами связаны некоторые суеверия. Например, встретить трубочиста на улице — к удаче. А чтоб удача наверняка знала, кого осчастливить, надо было дотронуться до пуговицы трубочиста или его щетки-метлы (раньше метла трубочиста делалась из берёзы, которая считается символом плодородия), а еще вымазать в саже руку. Главный атрибут трубочиста – цилиндр. Во-первых, в него трубочисты складывали небольшие инструменты, разметочные карандаши и прочую рабочую мелочь. А во-вторых, высокий цилиндр мог спасти голову от падающего кирпича, срабатывая как амортизатор.
В России самый первый трубочист появился в 1721 году, когда в Санкт-Петербурге был построен первый камин с дымоходом.
В 20 веке техника в сфере обслуживания дымоходов и вентиляционных каналов стремительно шагнула вперед.
Эта древняя профессия остается востребованной до сих пор, однако и она заметно изменилась с течением времени. Трубочист должен многое знать и уметь, проще всего в этой профессии с хорошим техническим образованием: надо уметь чертить, работать с компьютерными программами. В Германии на трубочиста надо учиться четыре года. В Петрозаводске проводятся единственные в России недельные курсы трубочистов. А на традиции сейчас никто не обращает внимания.
1.3. Фонарщик.
В начале XV века на улицах Лондона появились первые фонари. Интересный факт, что появление их связано с тем, чтобы люди не падали в канавы в темное время суток. В России уличные фонари появились при Петре I — в 1706 году в тогдашней столице — Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. В 1723 году на улицах Петербурга работало 595 фонарей. Обслуживанием этих фонарей занимались 64 фонарщика. Фонари зажигали с августа по апрель
Фонарщик – человек, который следил за уличными фонарями. Сейчас их зажигают автоматически, а раньше фонарщик ходил по улицам и зажигал каждый фонарь в ручную. В его обязанности входило:
В Художественной литературе профессия фонарщик встречается в таких произведениях, как Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц», Памелы Трэверс «Мэ́ри По́ппинс возвраща́ется».
В XIX веке доминирующей формой уличного освещения стали газовые фонари. Ранние газовые фонари ещё требовали присутствия фонарщика, но в конечном итоге были разработаны системы, которые позволили зажигать фонари автоматически.
1.4. Молочник.
Его роль заключалась в том, чтобы доставлять молоко в дома свежим. С появлением технологий обработки молока для длительного хранения, а также с появлением первых холодильников (1910г в США) эта профессия ушла в прошлое. Профессия молочников существовала с давних времён, но охватывала всегда лишь города, поскольку в сельской местности не было недостатка в свежем молоке.
1. 5. Глашатай.
Сейчас мы узнаем новости из газет, из телепередач. Раньше, когда этого не было, был такой человек, который разглашал те или иные указы, приказы, новости. А называлась профессия – Глашатай.
Глашатай – это человек, который благодаря своему громкому голосу завлекает публику на какое-либо яркое событие в городе: ярмарку, свадьбу, соревнование и др. Появилась профессия еще в древности и, по мнению многих выдающихся историков, была очень уважаемой, даже имела документальное подтверждение. Постепенно у людей этой специальности появлялись новые обязанности. При чем на эту должность люд избирались по жребию.
1. 6. Плакальщик.
На Руси для оплакивания покойного нередко нанимались плакальщицы — «раскосмаченные» (с распущенным волосами) женщины, «испускавшие вопли над телом». Они участвовали до и после церемонии похорон, а также в ежегодных поминальных пирах, где задавали вопросы покойному вместо его родственников. Отсутствие плакальщика считалось позорным.
Без воплениц не проходила ни одна свадьба. По традициям того времени, невеста, покидая родительский дом, должна была горевать. Но не всегда новоиспеченная жена могла это сделать искренне. Здесь на помощь и приходили плакальщицы, затягивали свои заунывные притчи, и слезы наворачивались на глаза почти у всех.
Интересно, что в это профессии были свои тонкости. Например, больше всего получала та, которая могла вопить на разный лад, обладала актерским талантом, умела сходу складывать притчи, ориентируясь по обстановке. Такому специалисту предлагали дополнительные вознаграждения за то, чтобы именно она присутствовала на обрядовых мероприятиях.
1.7. Плевальщик.
Как вы думаете, какова роль ПЛЕВАЛЬЩИКА?
Это человек, который сажал пшеницу, рожь, выплевывая зерна в землю. Их задачей было сеять репу, выплевывая семена. Посевной материал был очень мелкий, при посадке руками зерна терялись, либо падали в землю кучкой в одно место. Работа эта была не столь легка. Плевальщику было необходимо научиться контролировать силу плевка, рассчитывать оптимальное количество семян для определенной площади земли. Профессионалы имели достойный заработок и за отдельное вознаграждение учили секретам ремесла всех желающих. В разгар посевной за лучших плевальщиков боролись богатые земледельцы, обещая хорошие деньги за работу именно на их поле.
Сейчас их заменила современная техника. А раньше за этих людей боролись богатые землевладельцы.
1.8. Шарманщик.
В произведении Антона Чехова «Каштанка» меня привлекла профессия ШАРМАНЩик. Современный синоним этой профессии МУЗЫКАНТ. Шарманщик ходил по улицам и играл на специальном инструменте – ШАРМАНКЕ. Сейчас этот вид музыки не востребован.
Механизм шарманки – переносного механического органчика – был изобретен в конце XVII века, а уже в начале XVIII распространился по всей Европе. Название инструмента произошло от самой популярной песни, которую крутили все шарманщики, – «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрин»).
Часто шарманщик ходил с обезьянкой, которая сидела у него на плече и вытаскивала из коробки «билетики счастья», иногда компанию музыканту составлял говорящий попугай или дрессированная мышь.
Появившись как профессия для бедных скитальцев, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, со временем игра на шарманке превратилась в почетную, пусть и плохо оплачиваемую профессию. Так, свое умение шарманщики передавали детям, и те продолжали их музыкальное дело.
Профессию шарманщиков прославили Ганс Христиан Андерсен в сказке «Свинопас», где принц с помощью музыкального волшебного горшочка вынудил капризную принцессу к поцелую, и в сказке итальянца Карло Коллоди «Пиноккио», в которой отец главного героя, кроме того, что умел тесать дерево, играл на шарманке.
1.9. Ямщик и извозчик.
Ямщик – человек, который перевозил людей по городу и за его пределами. Сейчас у нас другие профессии: водитель, шофер, таксист. Да и не на лошадях, а на машине. Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе.
Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы. Например, товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, Ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку Ваньки брали 30–70 копеек. Грузовое такси – ломовики – работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики – «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.
1.10. Бурлаки.
Бурлаки. Эта группа людей, которая до появления пароходов тянула речные суда.
Бурлак - наёмный рабочий в России XVI- конца XIX веков, который, идя по берегу (по т.н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII–XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра.
При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).
В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.
Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.
В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.
В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века.
В Германии использование живой силы прекратилось во второй половине XIX века.
В нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу, однако фактов ее применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с ее экономической неэффективностью.
1.11. Скоморохи.
Многие люди любят ходить в театр, где на сцене выступают актеры. Раньше, при царе, их заменяли СКОМОРОХИ, которые исполняли шуточные песни, веселя этим людей.
Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
1.12. Водовоз.
Водовоз – высокооплачиваемая и востребованная профессия в старые времена. Сейчас все это заменили современные водопроводы.
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
1.13. Шорник.
Шорник – человек, который изготовлял аммуницию для лошадей. Работа была ручной и кропотливой.
Сегодня представителей данной профессии встретить очень сложно. Ремесло постепенно теряет свою актуальность. Хотя еще несколько столетий назад профессия считалась одной из самых востребованных.
Работа начинается с выбора материала. В подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается коже большого рогатого скота, реже – дереву.
Выбор кожи – это отдельный процесс. Специалист выбирает материал, который хорошо держит форму и сохраняет свойства после шерфовки. Во время обработки мастер пропитывает кожу антисептическим составом, который защищает организм лошади от попадания болезнетворных микроорганизмов.
Что бы изделие имело правильную геометрическую форму, специалист использует заготовку, по контурам которой вырезаются шоры. Иногда их украшают деталями, вырезанными на поверхности ножом.
Хотя профессия шорник постепенно превращается в редкость, умения специалиста все же находят свое применение. Шоры покупают для лошадей, принимающих участие в скачках, для цирковых выступлений и частных клубов.
1.14. Коробейник.
Сейчас в каждом киоске можно купить книги, журналы…. А раньше все это продавали такие люди, как КОРОБЕЙНИКИ. Главным для них являлся звучный голос.
Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.
Работа коробейника физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.
Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар.
Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей.
1.15. Целовальник.
Как вы считаете, ЦЕЛОВАЛЬНИК – это кто?
Профессия с таким романтическим названием относилась к финансовой области. Подати и исполнение судебных решений – вот основные направления, за которые отвечал целовальник. Ему же вверялись населенные пункты и участки для полицейского надзора.
Это обычные служащие, которые отвечали за сбор налогов и судебных решений. Перед этим они целовали крест, тем самым, клялись «служить верно и честно».
Целовальников избирали. Впервые эта должность была упомянута в Судебном уставе 1497 года, и просуществовала она до XIX века, когда и начала именоваться «судебный пристав». После выборов проводилась церемония назначения, на которой целовальник должен был принести клятву верности и чести, и поцеловать крест. Вот откуда возникло такое название.
По сути это были чиновники, которые работали под присмотром земских начальников. Однако к их работе применялись строгие требования, кроме того, в отличие от современных служащих, целовальники несли полную ответственность за свои действия. Основное требование, которое должно было быть исполнено – прирост (или, в крайнем случае, неизменность) сумм пошлин, налогов и недоимок по сравнению с предыдущим периодом. Меньше денег – изволь выложить недоимку из своего кармана, иначе на тебе повиснет долг перед казной. Вот так власть обеспечивала приток финансов.
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
2 глава. Исследование.
Чтобы выяснить, как мои сверстники и старшие школьники понимают названия данных профессий, я решила провести опрос среди учащихся 6-х, 7х, 9-х, и 10-х классов. В опросе приняли участие 70 учащихся.
Цель анкетирования – выяснить, знают ли современные подростки значения некоторых профессий прошлого.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
Перед вами названия профессий.
1. Подчеркните профессии, которые вам совсем незнакомы (что они обозначают)
Человек-будильник, трубочист, плевальщик, фонарщик, молочник, плакальщик, глашатай, ямщик, скоморохи, бурлаки, шорник, водовоз, целовальник, коробейник, титулярный советник, шарманщик, кучер, заготовщик льда, коробейник, косарь.
2. Напишите одну профессию, которая больше всего вам показалась интересной.
3. Попробуйте дать определение (как вы считаете) профессиям:
Шорник - Целовальник - Плевальщик –
Результаты первого вопроса представлены в диаграмме. (См. Приложение 1.)
В данном случае мы видим, что 67 учащихся (95,7 %) не понимают значение профессий «плевальщик» и «шорник». Второе место занимает профессия «титулярный советник». Данную профессию отметили 65 учащихся (92,8 %).
Также неизвестными для учащихся остаются профессии: «целовальник» - 61 человек (87,1%), «коробейник» - 56 человек (80%).
Знакомыми профессиями являются «фонарщик», «водовоз», «кучер», «молочник», «заготовщик льда». Эти профессии не знают менее 10 учащихся.
По второму вопросу предпочтения учащихся распределились таким образом: «косарь» – 5 чел., «целовальник» – 18 чел., «человек-будильник» – 4 чел., «плевальщик» – 13 чел., «коробейник» - 8 чел., «трубочист» – 4 чел., «скоморох» – 3чел., «плакальщик»- 14 чел.
Мы видим, что наибольший интерес у респондентов вызывает профессия «целовальник» - 25,7 % всех опрошенных. Второе место по популярности занимает профессия «плакальщик» - 20 %. Одному учащемуся (1,4%) интересными показались все профессии.
Анализируя ответы по третьему вопросу, убеждаемся, что многие респонденты не имеют представления о значении предложенной профессии. Часть респондентов – примерно 25 % - вообще эти пункты оставили пустыми. Самые интересные ответы учащихся мы привели в таблице. (См. Приложение 3). Я распределила ответы по возрасту учащихся: 5-е классы и 8-10 класс, чтобы сравнить представления двух разных возрастных категорий.
По определениям видно, что практически все учащиеся не смогли дать хотя бы близкое значение профессии «шорник». Среди ответов были слова «шьет», «лошади». Но то, что это человек, который шьет для лошадей, среди всех ответов не было.
Часть учащихся 8-10-х классов имеют представление, что «целовальник» - это должностное лицо, которое собирает налоги, принимали судебные решения. Однако пояснить, что название происходит от того, что им приходилось перед этим целовать крест, смог только 1 человек из 10 класса.
Что означает третья профессия, многие учащиеся имеют представления. Примерно 35% смогли связать эту профессию с землей и посадкой семян. Однако были и интересные ответы, которые представлены в таблице.
Общий анализ анкеты позволяет увидеть картину того, как учащиеся понимают значения тех профессий, которые в наше время не существуют совсем или получили иное название.
«Исчезнувшие профессии»
Анохова Д.П.
Россия, Иркутская область, Усольский район, рп.Средний, МБОУ «Белая СОШ», 6 кл
Выводы
В процессе работы я изучила различные источники по теме исследования, отобрала интересный материал, привела все в систему. Для себя я отметила, что на Руси людям жилось не так легко, как современному человеку. Чтобы заработать денег крестьянин должен был пахать и даже подвергать своё здоровье, а иногда и жизнь опасности, и всё для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Но с развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень даже востребованы.
Проведя исследование в форме опроса, я убедилась, что большая часть респондентов не понимают значения названия многих профессий. Все результаты были обработаны и представлены в форме диаграмм и таблицы. Самыми неизвестными и в то же время интересными профессиями являются «целовальник», «плевальщик», «шорник».
В самом начале работы над исследованием я поставила перед собой цель: расширить знания о профессиях, существовавших ранее.
Для достижения цели я определила задачи:
1. – изучить источники по теме исследования.
2. - представить информацию о самых интересных профессиях в форме презентации и стенгазеты.
3. – провести опрос среди учащихся разных возрастных категорий.
4. – проанализировать полученные результаты.
На мой взгляд, путем решения задач я достигла поставленной цели. Мне было интересно узнать самой об этих профессиях, особенно о тех, которые встречаются на страницах литературных произведений (глашатай, канцлер, трубочист, бурлак другие).
Метод опроса позволил мне подтвердить выдвинутую гипотезу: некоторые профессии, существовавшие раньше, в понимании современных подростков не соотносятся со своим истинным назначением.
Перспективу работы я вижу в дальнейшем более детальном изучении профессий «прошлого». Однако я считаю, что исследование в этом направлении можно продолжить, изучив употребление данных професссий в литературных произведениях более глубоко. Это тоже, на мой взгляд, мало изученный, но не менее интересный вопрос. В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.
В процессе работы над исследованием я приобрела опыт поиска нужной информации, систематизации найденной информации, а также я научилась обрабатывать результаты, полученные путем опроса. Думаю, что в дальнейшем мне этот опыт пригодится.
Созданная мною стен-газета нашла свое применение на практике. Она была представлена на общее обозрение. Я увидела, что не только мои одноклассники заинтересовались названиями этих профессий, но и старшие школьники.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Таблица. Значение профессий.
Шорник | Целовальник | Плевальщик | |
Человек, который занимается ремнями. | Целует грустных людей | Люди, которые плюют по вызову за отдельную плату. | 9 – 10 классы |
Расчесывает лошадей | Тот, кто успокаивает царя перед сном | Тот, кто плюет | |
Шьет шорты | Тот, кто следит за постельным бельем | Тот, кто работает на основе равнодушия к людям | |
Шоркает кого-то | Должностное лицо, которое исполнят обязанности полицейского | Тот, кто укладывает бетон. | |
Тот, кто переделывает старые куклы | Должностное лицо, целовал крест | Человек, который сеял репу | |
Специалист по изделиям из шара | Передает радостные вести по праздникам | Поводырь верблюдов | |
Низкий человек | Целует мертвецов перед захоронением | В древней Руси собиратель податей | |
Одевает шорты | Тот, кто целует крест, перед выполнением служебных обязанностей. | ||
Тот, кто шьет воротники | |||
Тот, кто играет | Ведущий | Тот, кто сеет семечки | 6-е - 7-е классы |
Тот, кто убирает улицы | Тот, кто целует всех | Тот, кто плюет и таким образом сажает семена | |
Шьет шорты | Ведущий свадеб | Тот, кто щелкает семечки | |
Тот, кто издает шорох | Тот, кто целует для утешения | Плюет в людей | |
Тот, кто сажает растения | |||
Тот, кто помогает с огородом |
Библиография
Литература:
Интернет-ресурсы.
Слайд 1
«Исчезнувшие профессии» Подготовила: Ученица 5 «Б» класса МБОУ «Белая СОШ» Анохова Дарья.Слайд 2
Актуальность Профессии бывают разные, но время бежит, меняется мир, меняются люди… И тогда появляются новые профессии , а другие уходят в прошлое , оставляя о себе только воспоминания…
Слайд 3
Цель: расширение знаний о профессиях, существовавших ранее. Я поставила перед собой задачи : 1. – изучить источники по теме исследования. 2. - представить информацию о самых интересных профессиях в форме презентации и стенгазеты. 3. – провести опрос среди учащихся разных возрастных категорий. 4. – проанализировать полученные результаты . Объект : профессии Предмет : исчезнувшие профессии.
Слайд 4
Гипотеза : Я предполагаю, что современные подростки владеют недостаточными знаниями о профессиях прошлого. Новизна работы : изучение темы на своих сверстниках; создание стен-газеты по теме исследования Практическая значимость :
Слайд 5
Человек будильник. человек, который ходил от дома к дому с длинной палкой и давал знать, что пора на работу . - профессия существовала в XVIII–XIX веках в Европе, когда активно начали появляться фабрики и заводы. - кроме длинных палок, будильщики также использовали другие методы, такие как мягкие молотки, трещотки и даже метательные трубки. одним из последних в истории будильщиков была жительница Лондона по имени Мэри Смит. В 1940-х. - с быстрым распространением электричества и будильников, профессия начала исчезать.
Слайд 6
Трубочист. Родиной трубочиста считается Дания. Долгое время трубочисты были изгоями, им было запрещено ходить по тротуарам и полагалось держаться дальше от людей, потому что трубочисты могли их испачкать. Тем не менее считалось, что трубочисты приносят удачу. Отсюда и обычай дотрагиваться до пуговиц трубочиста. Главный головной убор – цилиндр. В него складывались инструменты. Часто у трубочиста были помощники – мальчик 4-7 лет. Некоторые трубы были очень узкими, поэтому пролезть в них, чтобы прочистить, могли только дети. Кстати, счастливой любви пастушки и трубочиста посвящена одноименная сказка датчанина Ганса Христиана Андерсена.
Слайд 7
Фонарщик. Фонарщик — городской служащий, наблюдающий за исправностью уличных фонарей и их зажигающий. Образ фонарщика, как человека несущего свет, иногда используется в произведениях искусства. В XIX веке доминирующей формой уличного освещения стали газовые фонари. Ранние газовые фонари ещё требовали присутствия фонарщика, но в конечном итоге были разработаны системы, которые позволили зажигать фонари автоматически. Современных людей, исполняющих обязанности фонарщиков, называют инженерами сетей или электрика
Слайд 8
Молочник. Еще одна профессия, убитая современными технологиями, это профессия молочника. Это были люди, которые доставляли молоко и другие молочные продукты к каждому дому каждый день. Из-за нехватки холодильников молоко доставлялось свежим, иначе оно могло испортиться. Конечно, когда были изобретены холодильники и они получили широкое распространение, то профессия молочника стала неактуальной, так как молоко разливалось в бутылки и перерабатывалось для более длительного хранения.
Слайд 9
Глашатай. Работа глашатаев заключалась в том, чтобы разглашать самые важные новости или официальные заявления, так чтобы люди в городе смогли их услышать. Глашатаи, как правило, носили специальную одежду и звонили в маленький колокольчик. Сегодня эта профессия есть в развлекательных целях в туристических местах. Затем эту функцию заменили радио и телевидение, а сейчас у нас есть интернет, откуда мы узнаем все главные новости.
Слайд 10
Плакальщик. Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессии плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица, тем больше вознаграждение в итоге получала. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.
Слайд 11
Плевальщик . Представители этой профессии на Руси были в почете. Их задачей было сеять репу, выплевывая семена. Посевной материал был очень мелкий, при посадке руками зерна терялись, либо падали в землю кучкой в одно место. В разгар посевной за лучших плевальщиков боролись богатые земледельцы, обещая хорошие деньги за работу именно на их поле.
Слайд 12
Шарманщик. "Музыкант ", не умеющий играть ни на одном музыкальном инструменте, играл на столь простом в использовании приспособлении, издающем приятную мелодию. Шарманщик мог выступать сольно или же в компании с неким зверьком. Часто в роли помощников "музыканта" выступал обезьянка или попугай, тянувшие билетики «на счастье». В "музыкальной" группе также могли выступать и кукольники. В наши дни мало кого удивишь даже самой современной аудиосистемой, поэтому профессия шарманщика абсолютно не востребована.
Слайд 13
Ямщик. Без этих людей перемещение в черте города на достаточно дальние расстояния было бы невозможным. Экипажи, запряжённые лошадьми, управлялись ямщиком-извозчиком. Эти экипажи были не только средством перемещения, но и красивым дополнением пейзажу города. В наши дни лошади - редкость, их заменили железные кони, автомобили, развивающие большую скорость. А ямщиков с конным экипажем можно увидеть только на торжествах в качестве сопровождающего эскорта или в исторических местах, посещаемых туристами. И позволить такое удовольствие могут далеко не все.
Слайд 14
Бурлак. Человек, предназначенный для работ в качестве тягловой силы, тянувший речное судно при помощи бечёвки вдоль берега. Обычно это была группа людей. После появления пароходов с двигателями тяжелый труд бурлака стал ненужным. Остались лишь напоминания об этой нелегкой профессии благодаря картине Репина «Бурлаки на Волге».
Слайд 15
Скоморох. Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель , жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Слайд 16
Водовоз. В древние времена эта профессия была достаточно высокооплачиваемой и почётной. Не секрет, без воды нельзя и дня протянуть. В наши дни при наличии централизованного водопровода это элементарно – повернул кран, и у тебя потекла струя воды. А тогда жители деревень, да и городских окраин испытывали явную нехватку животворящей влаги. И единственным спасением в этом всём был водовоз, наполнявший бочку водой и развозивший ее на телеге, собирая с жителей немалые деньги.
Слайд 17
Шорник. Шоры – это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек. Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
Слайд 18
Коробейник. На Руси, начиная с конца XVII столетия, существовало огромное множество бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар: книги, лубочные изделия, бумагу, ткань. В основном они были выходцами из крестьян, и в некоторых губерниях их звали офенями, а в иных - коробейниками. Главной чертой этих торговцев был звучный голос, чтобы зазывать покупателей и умение «лицом» показать товар. Для сокрытия профессиональных секретов офени имели собственный секретный язык - «феню». Отсюда пошло известное выражение «по фене ботать ».
Слайд 19
Целовальник. Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали "всем миром" самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник». Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в XV веке и так называли их вплоть до начала XIX века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава. Впоследствии, начиная с XIX столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Слайд 20
Титулярный советник. Титулярный советник — статский классный чин в Российской империи. Относился к 9 классу Табели о рангах, по статусу был ниже коллежского асессора и выше коллежского секретаря, титуловался «ваше благородие». Название чина происходило от слова «титулярный», то есть «номинальный» — как бы уже не секретарь, но еще не полноправный советник. В XIX веке титулярные советники, как правило, занимали должности старших помощников столоначальников в департаментах министерств, старших помощников секретарей, протоколистов, регистраторов и переводчиков в Сенате, вице-консулов и т. д. Специфика социального статуса данного чина была использована Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Главный герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» — Акакий Акакиевич Башмачкин работал титулярным советником в Санкт-Петербурге.
Слайд 23
Шорник Целовальник Плевальщик Человек, который занимается ремнями. Целует грустных людей Люди, которые плюют по вызову за отдельную плату. 8 – 10 классы Расчесывает лошадей Тот, кто успокаивает царя перед сном Тот, кто плюет Шьет шорты Тот, кто следит за постельным бельем Тот, кто работает на основе равнодушия к людям Шоркает кого-то Должностное лицо, которое исполнят обязанности полицейского Тот, кто укладывает бетон. Тот, кто переделывает старые куклы Должностное лицо, целовал крест Человек, который сеял репу Специалист по изделиям из шара Передает радостные вести по праздникам Поводырь верблюдов Низкий человек Целует мертвецов перед захоронением В древней Руси собиратель податей Одевает шорты Тот, кто целует крест, перед выполнением служебных обязанностей. Тот, кто шьет воротники Тот, кто играет Ведущий Тот, кто сеет семечки 5-е классы Тот, кто убирает улицы Тот, кто целует всех Тот, кто плюет и таким образом сажает семена Шьет шорты Ведущий свадеб Тот, кто щелкает семечки Тот, кто издает шорох Тот, кто целует для утешения Плюет в людей Тот, кто сажает растения Тот, кто помогает с огородом
Слайд 24
Выводы: Изучив источники, я пришла к выводу: - исчезновение профессий происходит с появлением каких-то новых технологий, возможностей. - некоторые профессии исчезают совсем из жизни людей, так как больше не востребованы. - некоторые профессии не исчезают, а приобретают иные черты, и получат новое название.
Слайд 25
Спасибо за внимание.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Лавовая лампа
Сказка "12 месяцев". История и современность
Можно от Солнца уйти...