• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Изображение война 1812 года в художественной литературе

Опубликовано Ткачева Татьяна Анатольевна вкл 28.04.2023 - 13:41
Ткачева Татьяна Анатольевна
Автор: 
Серегина Татьяна

Сочинение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobytiyam_1812_goda_prinadlezhit_osoboe_mesto_v_nashey_istorii.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма, охватившего Россию, напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков.

О Великой Отечественной Войне 1812 года писали многие великие поэты и писатели.  Такие как В.А. Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой  и многие другие.  Поэтические открытия Батюшкова наряду с открытиями Жуковского оказали решающее влияние на всю русскую поэзию. Гениальность Батюшкова, проявившаяся во многих незавершенных им самим начинаниях, получила свое дальнейшее развитие в творчестве других русских писателей, реализовавшихся гениях — от Пушкина до Льва Толстого.   В.А.Жуковский и К.Н. Батюшков  были  свидетелями-летописцами великой эпохи Отечественной войны 1812 года, они  породили Пушкина, который считал их  своими  первыми вдохновителями,и оказавшие решающее влияние на всю русскую поэзию. Это были поэты, которым он начал подражать буквально с поэтической юности, у которых учился и которым отдавал должное в годы творческой зрелости, не раз обращаясь к их творениям.

Рассмотрим два стихотворения, В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову», посвященных войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе — уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.

И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения. Жуковский пишет:

Наполним кубок круговой!

Дружнее! руку в руку!

Запьем вином кровавый бой

И с падшими разлуку.

Кто любит видеть в чашах дно,

Тот бодро ищет боя...

О, всемогущее вино,

Веселие героя!

Батюшков:

Мой друг! я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары.

И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, Родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.

Но, несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:

За гибель - гибель, брань - за брань, .

И казнь тебе, губитель!

Вожди славян, хвала и честь!

Свершайте истребленье,

Отчизна к вам взывает: месть!

Вселенная: спасенье!

Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.

Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.

Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:

Я видел сонму богачей,

Бегущих в рубищах издранных,

Я видел бледных матерей,

Из милой родины изгнанных!..

Лишь угли, прах и камней горы,

Лишь груды тел кругом реки,

Лишь нищих бледные полки

Везде мои встречали взоры!..

Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому свой “послужной список”. Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.

Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.

Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.

На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося, война для него.— безусловное зло.

Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война есть горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина. Поэт гордится исходом войны 1812 года.Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы “Евгения Онегина”, воспевающие подвиг Москвы: 

    Напрасно ждал Наполеон, 


    Последним счастьем упоенный, 


    Москвы коленопреклоненной 


    С ключами старого Кремля: 


    Нет, не пошла Москва моя 


    К нему с повинной головою.

В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие стихотворцы. А спустя шесть лет в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и проникновенный образ, дал такой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора, что и по сей день, историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всех написанных о нем слов. В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Принципиальным художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура.

В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец». Стихотворение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, оно резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.

 «Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог:

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?»

А. С. Пушкин

Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадить город. Потрясенный император смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центр города, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди!» — повторял он.

Отечественная война 1812 года и А.С. Пушкин — два крупнейших явления великой истории России, навеки останутся в благодарной памяти народной. Они в определенной мере взаимосвязаны.

События 1812 года, как победу русского народа, изобразил  в своем романе Лев Николаевич Толстой.В 1867 году Толстой закончил работу над произведением  « Война и мир». О событиях периода войны он знал от отца гр. Н. И. Толстого, участника Отечественной войны 1812 года. Автор описывает простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Образ вторгшегося врага определяется только его действием - его вторжением. Когда, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте.Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов  не делал никаких распоряжений .Он знал , что  решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего , не место , на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти . Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Облик Александра I в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя.

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени были присущи: Пьеру Безухову, князю Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. В народной войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила, которая перерождала любимых героев Толстого, выжигала в их душе многие сословные предрассудки. В Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой, что и судьба народная. Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . Ещё до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли правителей , а от самого народа. Простые русские солдаты сыграли также решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Он прошёл через увлечение масонством, благотворительностью, и ничто не дало ему нравственного удовлетворения. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: “Пока есть жизнь, есть и счастье”. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра , простоты и правды ".

Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка. " Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир ". Каждый участник исторических событий для Толстого не менее важен , чем Наполеон. Победа России - это непросто чудо, выражение непреклонной  воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своей родины.  Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона.

Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.

Сочинение по теме:

«Изображение война 1812 года в художественной литературе»

Выполнила: ученица 8 «А» класса

Учитель: Ткачёва Татьяна Анатольевна


Поделиться:

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Четыре художника. Осень

Рисуем кактусы акварелью

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"