Данная публикация представляет собой паспорт детского творческого проекта "Канты петровской эпохи". Целью проекта является подготовка и исполнение канта петровской эпохи неизвестного автора XVIII века "Радуйся, Росско Земле на юбилейном мероприятии, посвящённом 350-летию ПЕтра I.
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_kanty_petrovskoy_epohi.doc | 618.5 КБ |
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КАНТЫ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ»
Авторы творческого проекта:
учащиеся 7 класса Шумиловской ДШИ
Индрик Алёна и Саркисян Вероника
Руководитель творческого проекта:
преподаватель хорового и сольного пения
Карпонина Наталья Дмитриевна
Суходолье 2022
Паспорт творческого проекта
1 | Название | «Канты петровской эпохи» |
2 | Авторы | Учащиеся 7 класса хорового отделения МУ ДО «Шумиловская ДШИ» Индрик Алёна и Саркисян Вероника |
3 | Руководитель | Преподаватель по классу сольного и хорового пения МУ ДО «Шумиловская ДШИ» Карпонина Наталья Дмитриевна |
4 | Консультант | Концертмейстер МУ ДО «Шумиловская ДШИ» Крапивина Светлана Романовна Преподаватель по классу хореографии МУ ДО «Шумиловская ДШИ» Максимук Елена Ивановна |
5 | Учебный предмет, в рамках которого проводится работа | Хор. |
6 | Учебные дисциплины, связанные с темой | Вокал Фортепиано. Хореография. Информатика. |
7 | Название организации Адрес организации Телефон организации, реализующей проект | МУ ДО «Шумиловская ДШИ» Ленинградская область, Приозерский район, П. Сапёрное, ул. Школьная, д. 22. 8 813 79 90 706 |
8 | Тип (классификация) | Творческий. Среднесрочный. |
9 | Цель | Практическая: подготовка и исполнение канта петровской эпохи на мероприятии, посвящённом 350-летию Петра I. Педагогическая: активизация творческой активности учащихся, закрепление ЗУН в области вокально-хорового искусства. |
10 11 | Задачи Предполагаемый результат | - выбрать кант петровской эпохи и музыкальное сопровождение к нему; - составить план разучивания; - выучить кант самостоятельно; - разучить кант с группой учащихся старшего хора; - осуществить постановку канта на сцене как самостоятельного концертного номера; - исполнить кант на мероприятии, посвящённом 350-летию Петра I; - сделать оформление результатов работы в творческом проекте «Канты петровской эпохи»; Подготовка канта петровской эпохи неизвестного автора «Радуйся, Росско Земле» как самостоятельного концертного номера и исполнение его на юбилейном мероприятии, посвящённом 350-летию Петра I. |
12 | Срок реализации | 7 месяцев (09.11.2022 – 09.05.2023) |
13 | Место реализации | ДК Суходолье. Группа учащихся старшего хора в составе 7 человек. |
14 | Проблема, которую необходимо решить. Краткая история проекта. | Отсутствие в ДК специалиста в области вокала, который смог бы помочь осуществить в подготовке и исполнении канта петровской эпохи неизвестного автора ученикам старших классов Шумиловской ДШИ к празднику, посвящённому 350-летию Петра I на качественном уровне. Тем не менее, учащиеся 7 класса Шумиловской школы искусств и на данный момент уже имеют достаточный вокально-хоровой опыт в выборе, разучивании, подготовке и исполнению канта на мероприятии, посвящённом 350-летия Петра I. |
15 | Целевая группа | Группа учащихся старших классов Шумиловской ДШИ. |
Дневник творческого проекта
Русская музыка петровского времени хотя и изучена, но звучит довольно редко. Между тем она очень богата и разнообразна, хотя жанры её специфичны. К числу весьма распространённых в 17-18 веках жанров принадлежали канты (от canto – пение). Канты первоначально бытовали в узких круга при царском дворе, среди духовенства и учащихся академий и школ. Постепенно канты приобрели вполне светский характер и стали создаваться по случаю определённых событий общественного значения. Позднее канты исполнялись в честь военачальников и царственных особ (панегирические канты), а в демократических кругах – на сюжеты лирического, народно-юмористического и бытового характера. Во времена царствования Петра I специально сочинённые канты (виватные, навигацкие) исполнялись на торжественных процессиях по случаю побед русского оружия. Такие процессии проходили в Москве после взятия Азова, Шлиссельбурга, Нарвы, Дерпта, Дербента, по случаю побед над шведами, подписания Ништадского мира. Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из них создавались по случаю побед и воспринимались как гимны-символы этих событий. Пётр I был необычайно одарён. Он был не только замечательным зодчим, архитектором, инженером, моряком, строителем, плотником, цирюльником, но и великим Воином. Во время многочисленных походов он нередко сам водил войска и, ошеломляя противника личной храбростью, брал на абордаж шведские фрегаты. Созданный им лейб-гвардии Преображенский полк побеждал на суше и на море. Музыка «Преображенского марша Петра Великого» звучала как олицетворения величия и мощи России. Виватный кант «Радуйся, Росско Земле» прозвучал в 1721 году в момент подписания Ништадского мира после победы над шведами.
Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки. Это одна из массовых форм музыкального исполнительства. Она учит детей проявлять свои способности в творчестве, коммуникабельности, умении проявлять себя на различных массовых мероприятиях.
В данный период времени в ДК посёлка Суходолье отсутствует специалист в области вокала, который был бы способен помочь учащимся старших классов в подготовке и исполнении канта петровской эпохи неизвестного автора «Радуйся, Росско Земле» на юбилейном мероприятии, посвящённом 350-летию Петра I на качественном уровне. Тем не менее, учащиеся 7 класса Шумиловской школы искусств, на данный момент обучения уже имеют достаточный вокально-хоровой и творческий опыт в выборе, разучивании и подготовке к исполнению канта на мероприятии.
Цель творческого проекта:
Подготовка канта к исполнению на юбилейном мероприятии к 350-летию Петра I.
Задачи творческого проекта:
- выбрать кант петровской эпохи и музыкальное сопровождение к нему;
- составить план разучивания канта;
- выучить кант;
- разучить кант с группой учащихся старших классов Шумиловской ДШИ;
- осуществить постановку канта как самостоятельного концертного номера к юбилейному мероприятию, посвящённому 350-летию Петра I;
- исполнить кант на мероприятии;
- оформить полученные результаты.
Этапы работы
I | Предварительная подготовка: - определение проблемы; - определение целей и задач; - определение способов их выполнения; - определение обязанностей; - согласование места и времени консультаций. | 25.10.2021 – 30.12.2021 |
II | Организация деятельности: - выбор петровского канта; - выбор петровского канта и музыкального сопровождения к канту; - анализ музыкального материала (размер, тональность, мелодическая линия, форма, текст); - игра и пение хоровых партий; - работа с текстом; - самостоятельное исполнение канта с ритмическим сопровождением; - подбор группы участников проекта из учащихся старших классов Шумиловской ДШИ; - согласование места и время репетиций с певцами, преподавателями Шумиловской ДШИ и администрацией ДКgjc`посёлка Суходолье. | 13.01.2022 – 31.01.2022 01.02.2022 – 22.02.2022 26.02.2022 – 02.03.2022 |
III | Осуществление деятельности: - разучивание канта с группой творческого проекта; - осуществление постановки канта как самостоятельного концертного номера к юбилейному мероприятию; - исполнение петровского канта неизвестного автора «Радуйся, Росско Земле» на юбилейном мероприятии. | 03.03.2022 – 18.05.2022 |
IV | Заключение: - оценивание результатов выступления в рамках творческого проекта (трудности в процессе работы и их решение, положительные и отрицательные стороны); - оформление фотографий, презентации, паспорта и дневника проекта. | 18.05.2022 – 25.05.2022 |
Первый этап
Первый этап работы подготовительный – погружение в проблему.
Выбор петровского канта. Для выбора канта понадобилось прослушать несколько кантов неизвестных авторов 18 века петровской эпохи. Канты интересные, необычные по звучанию, похожи на народные песни. Послушали три канта неизвестных авторов в исполнении разных коллективов– «Орле Российский», «Буря море раздымает», «Радуйся, Росско Земле». Наш выбор упал на кант «Радуйся, Росско Земле». Музыка канта напоминает походную строевую песню и требует ритмического сопровождения.
На этом подготовительном этапе осуществлялось планирование всей работы над творческим проектом:
- осуществлялся выбор канта для разучивания;
- уточнялись основные задачи;
- составлялся график и место консультаций.
График консультаций с руководителем и консультантами
творческого проекта
Дата | Тема | Преподаватель |
09.11.2021 | Определение проблемы, цели и задачей проекта. Выбор канта. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. |
16.12.2021 | Распределение обязанностей. Планирование этапов работы над творческим проектом. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. |
16.01.2022 | Выбор музыкального сопровождения к канту. Определение основных принципов разучивания канта. | Концертмейстер МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Крапивина С. Р. Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. |
01.02.2022 | Анализ музыкального материала. Составление плана разучивания канта с группой участников творческого проекта. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. |
12.03.2022 | Разучивание канта. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. Концертмейстер МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Крапивина С. Р. |
13.04.2022 | План постановки канта как сценического номера (выход на сцену, движения на сцене, поклон, уход со сцены). | Преподаватель хореографии МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Максимук Е.И. |
12.05.2022 | Закрепление разучиваемого материала. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. |
19.05.2022 | Результаты выступления. | Руководитель творческого проекта проекта Карпонина Н.Д. |
21.05.2018 | Оформление презентации к проекту. | Преподаватель хорового и сольного пения МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Карпонина Н.Д. Концертмейстер МУ ДО «Шумиловской ДШИ» Крапивина С. Р. |
Второй этап
Для осуществления второго этапа творческого проекта потребовалось несколько шагов.
Шаг первый:
На данном этапе нам потребовалась помощь нашего руководителя творческого проекта для помощи в создании аранжировки выбранного нами канта, где учитывались бы количество участников творческого проекта и их владение вокально-певческими навыками.
В результате совместной работы в этом направлении получилась
следующая схема аранжировки:
- 1-2 такты звучат в инструментальном исполнении;
- в каждом последующем такте вступают поочередно 1 сопрано (2 участника), 2 сопрано (2 участника), альты (3 участника);
- далее до конца куплета двухголосие. Во втором куплете схема повторяется.
Затем потребовалась консультация нашего концертмейстера.
Необходимо было:
- сравнить между собой тембры и возможности ударных музыкальных инструментов;
- выбрать среди ударных инструментов самый подходящий для нашего творческого проекта по тембру и характеру;
- осуществить помощь в выборе ритмического рисунка для сопровождения. Чтобы решить проблему выбора, остановились на трёх инструментах:
- бубен по тембру не совсем подходил по способу извлечения звука и характеру предлагаемой музыки;
- барабан был бы сложен для использования в данном творческом проекте, так как по задумке необходимо сочетать игру с маршем и пением;
- коробочка для поддержания характера звучания голоса. Звук извлекается путём удара палочкой по деревянному корпусу инструмента.
Мы внимательно обсудили все варианты и в результате остановились на деревянном ударном музыкальном инструменте коробочка, звучание которого напоминает стук копыт, удобен для ритмического сопровождения, сочетается с маршем и пением.
Попробовав разные варианты ритмического сопровождения, выбрали такой вариант:
- в первом такте вступления к канту в размере 4/4 один из участников проекта отстукивает на коробочке ритм из четырёх четвертей, задавая темп, а во втором такте второй участник исполняет на коробочке ритм первой фразы канта;
- в следующих 7 тактах канта 2 коробочки вместе исполняют ритм из первого такта вступления;
- затем до конца первого куплета канта инструментального сопровождения нет;
- во втором куплете канта всё повторяется в таком же порядке.
Кроме того, концертмейстер осуществляет аккордовое гармоническое сопровождение на фортепиано.
Итак, партитура для разучивания есть, выбор инструментов и ритмический рисунок сопровождения сделан.
Шаг второй:
Нам, то есть учащимся хорового отделения Шумиловской ДШИ, необходимо было самостоятельно выучить кант для того, чтобы затем разучивать его с остальными участниками творческого проекта. Для этого вместе с руководителем творческого проекта мы сделали тщательный анализ канта, в который входило:
- определение тональности;
- определение размера;
- определение формы;
- определение характера мелодии;
- определение ритмических особенностей;
- определение содержания поэтического текста.
Затем мы научились:
- играть мелодию песни для лучшего усвоения;
- самостоятельно петь кант в сопровождении фортепиано и без него.
Шаг третий:
- подбирали певцов для творческого проекта;
- согласовывали время и место проведения репетиций с преподавателями Шумиловской ДШИ и администрацией ДК посёлка Суходолье.
Итак, у нас сформировалась группа из 7 участников старшего хора Шумиловской ДШИ для осуществления нашей задачи. Авторы творческого проекта выступили в роли солисток, т.к. обладали практическими вокально-хоровыми навыками, а также навыками пения двухголосия с элементами трёхголосия. Репетировать мы договорились проводить по субботам, а так же получили разрешение администрации о проведении репетиций либо на сцене ДК, либо в учебном классе Шумиловской ДШИ. Время тоже согласовали.
Третий этап
Данный этап работы над творческим проектом оказался самым трудоёмким. Нам предстояло разучить петровский виватный кант неизвестного автора 18 века «Радуйся, Росско Земле» в двухголосном с элементами трёхголосия варианте в сопровождении двух коробочек и фортепиано.
Разучивание проходило по следующей схеме:
- проговаривали текст в ритме канта отдельными фразами для закрепления чёткого произношения;
- разделились на две группы, где каждый автор проекта отвечал за свою партию;
- на инструменте фортепиано демонстрировали звучание мелодии для лучшего усвоения мелодии отдельных партий;
- отрабатывали чистоту интонацию в мелодии отдельными фразами, затем соединяя их;
- пробовали петь кант целиком;
- пели как по одному, так и все вместе, отрабатывая каждую фразу много раз.
Когда мы убедились, что текст уже постепенно запомнился и мелодия в каждой партии звучит довольно чисто, попробовали петь вместе. На этом этапе работы мы поняли, что движемся в правильном направлении. Кант уже звучал довольно слаженно.
Постановка песни как самостоятельного концертного номера на сцене
Чтобы наш кант прозвучал ярко, необходимо было представить его как самостоятельный концертный номер для исполнения на сцене. Так как музыка виватного канта петровской эпохи «Радуйся, Росско Земле» по сути является походной строевой песней, то мы сами придумали маршировать на месте на 1-7 тактах музыки. Но всё же не хватало профессионального взгляда со стороны для лучшего воплощения нашего замысла. Мы обратились к преподавателю хореографии за консультацией в этом вопросе.
Вместе с ним мы скорректировали следующее:
- выход на сцену;
- марш на месте;
- поклон;
- уход со сцены.
Так же с руководителем творческого проекта мы уточнили правила пользования микрофонами во время выступления. Решили использовать три микрофона на стойках.
И вот наступил этот день!
У нас всё получилось!
Виватный кант петровской эпохи неизвестного автора 18 века «Радуйся, Росско Земле» прозвучал, как и было задумана на сцене ДК посёлка Суходолье во время юбилейного мероприятия, посвящённого 350-летию Петра I!
Четвёртый этап
Подведение итогов. Цель творческого проекта «Канты петровской эпохи» достигнута. Мы многому научились. Мы достойно справились с поставленными задачами. К трудностям можно отнести то, что не все участники группы творческого проекта имели достаточно высокие вокально-хоровые практические навыков в пении, а так же навыки сценического воплощения песни как самостоятельного концертного номера. Но всё же даже за такой период времени удалось справиться с трудностями, исполнить кант петровской эпохи неизвестного автора 18 века на юбилейном мероприятии, посвящённом 350-летию Петра I!
Список Интернет-ресурсов:
1. http://musicworker.ru «Вокал для начинающих»
2. http://infourok.ru «Как разучить песню»
3. www.rastut-goda.ru «Как разучивать песню»
4. ru.wikipedia.org > Кант (песня)
5. sbitnevsv.ivejournal.com
6. vk.com>wall-85000957_10178
Сочинение
Как нарисовать ветку ели?
Сочные помидорки
Рисуем домики зимой
У меня в портфеле