• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Чем нас кормят в школьной столовой

Опубликовано Бурдуковская Оксана Владимировна вкл 16.10.2011 - 12:26
Автор: 
Свинкина Анастасия
Данная работа выполнена моей выпускницей Свинкиной Анастасией. Этот материал мы представили на школьный конкурс исследовательских работ «Шаг в науку», где получили номинацию "За актуальность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный конкурс исследовательских работ «Шаг в науку»

         Секция «Окружающий мир»

         Тема «Чем нас кормят в школьной столовой»

                                                     Свинкина Анастасия, 5 класс МОУ СОШ №4

                                                                    Научный руководитель: Бурдуковская О.В.,

                                                                    учитель 1-ой квалификационной категории

                                г.Петровск-Забайкальский 2010 год

Содержание

 I .  Введение

II.  Основная часть

  1. Возрастные особенности питания детей и подростков.
  2. Результаты исследований.

III. Заключение

                                                                

                                                                        

                                                     1

                                             Введение

Пища – это источник  жизни. Она нужна  организму  для его  роста и развития. Кроме того,  пища  служит  источником  энергии,  которую  человек   расходует  непрерывно.

Важнейшее  условие  правильного  построения  рациона питания -  разнообразие  пищи. Ведь  в различных  продуктах  питания  состав питательных  веществ  не одинаков.  Особенно  разнообразной   должна быть  пища для  растущего  детского  организма.

Гипотеза: Меню, предлагаемое в школьной столовой, не отличается разнообразием блюд и не содержит весь необходимый набор продуктов для детского питания.

Цель исследования:  изучить ассортимент блюд, предлагаемых учащимся в школьной столовой на соответствие основным требованиям, предъявляемых к детскому питанию.

Задачи:

       1. Изучить научную литературу по данному вопросу.

  1. Зафиксировать ассортимент блюд школьной столовой в течение одного месяца.
  2. Провести мониторинг среди учащихся 5 класса.
  3. Выработать рекомендации поварам столовой по улучшению качества питания.

В ходе исследования  был  зафиксирован  ассортимент  блюд  школьной  столовой,  предлагаемых    в  течение одного  учебного  месяца 2010 г. ( февраль,  март),  а также  проведен  опрос учащихся  5 класса,  получают ли они  горячий  завтрак  дома  перед  уходом в школу, удовлетворяет ли их работа школьной столовой.

                                                                         2

 Основная часть

Здоровье подрастающего поколения волнует не только их родителей, но и правительственные круги. Среди заболеваний подростков на первом месте – болезни опорно-двигательного аппарата, на втором – желудочно-кишечного тракта, на третьем – обмена веществ. Многие дети страдают анемией. И надо отметить, что большинство заболеваний непосредственно связано с проблемой питания.
Как это ни печально, в наше время есть дети, которые за неделю не получают даже 100 г фруктов, не говоря уже о недополученном количестве мясных и молочных продуктов. Многие дети не дополучают и другие жизненно необходимые продукты.
Подростковый возраст - период жизни, продолжающийся в среднем от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функции всех органов и систем. Принято считать, что подростковый возраст продолжается около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста.
Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов. С пищей подросток должен получать белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, воду. В норме соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4.
Рацион питания подростков должен быть здоровым и сбалансированным. Он должен удовлетворять потребности детей в энергии. В рацион должны входить фрукты, овощи и крахмальные продукты, а также умеренное количество продуктов, богатых белком, молоко и молочные продукты. Продукты с высоким содержанием жиров, особенно насыщенных жиров, сахара и соли рекомендуется употреблять лишь в небольших количествах.
В силу активного роста и гормональной перестройки подростки испытывают повышенную потребность в белках. Предпочтительнее белки животного происхож-

                                                                    3

дения, которые содержатся в мясе, птице, рыбе. Вегетарианство, о котором можно говорить во взрослом возрасте, подросткам категорически противопоказано – следствием может стать железодефицитная анемия.
Нередко подростки испытывают недостаток кальция, что приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: сколиозу и другим нарушениям осанки у школьников, остеохондрозу и  остеопорозу  – в более  старшем возрасте. Основным источником кальция являются молоко, кисломолочные продукты, особенно творог.
Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г).
Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества 
углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и подростков солей кальция и фосфора - не ниже 1,2:1.
Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник - 15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии. 
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак подаются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (в небольшом количестве) и т.п. 
обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В 
завтрак широко используются молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощным рагу, тушеной капустой, свеклой, морковью в молочном соусе, овощной икрой). Можно готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом, морковные, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (колбаски детские), мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые

                                                                         4

рубленые кулинарные изделия.
В качестве горячих напитков на завтрак используются чай, чай с молоком, кофейные напитки (без содержания кофе и кофеина), горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих плодов (фруктов), молоко, какао-напиток с молоком, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п. Если в составе завтрака было горячее блюдо, то в качестве напитка можно использовать соки, а также витаминизированные напитки. 
Обед, как правило, состоит из закуски, первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно горячее первое блюдо (суп), мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов), целесообразно в обед предлагать детям свежие фрукты.
В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать  бульоны - куриный, мясной, рыбный - готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские и молочные супы. 
В качестве 
вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное и отварное мясо, гуляш, мясо по-строгановски (бефстроганов), тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые рубленые кулинарные изделия. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные гарниры. При приготовлении крупяных гарниров следует использовать
разнообразные крупы, в том числе овсяную, гречневую, пшенную, ячневую, перловую, рисовую, которые являются важным источником многих пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). 
В рационе питания детей и подростков должны присутствовать молочно-крупяные блюда (каши). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе сложные овощные гарниры, картофель. Нецелесообразно давать в день более одного крупяного блюда. Поэтому, если, скажем, каша была на завтрак, на обед и ужин подайте что-нибудь другое.

                                                         5

Результаты исследований.

В результате проведенных   исследований  была   подсчитана периодичность  подаваемых  на завтрак  блюд (гарниров,  мясных  и рыбных   блюд,  а также напитков).  В  ходе   исследования  выяснено,  что  основной ассортимент школьных  завтраков  составляют  рисовая (она подавалась 6  раз ),  рожки (11  раз),  выпечка (12  раз),  картофельное пюре (13  раз),  гречневая каша (4 раза). Ни разу не подавались пшенная, манная каши, не было в меню тушеной капусты. В данный период времени нашему организму необходима подпитка витаминами, которые содержатся в овощах и фруктах. Поэтому целесообразно включить в рацион питания различные салаты, винегреты. Однако, никаких салатов, овощей не предлагалось.   Ни разу в меню    не включались  такие продукты,  как сливочное масло,  сыр,  сметана,  творог,  яйца,  свежие  фрукты и овощи.

Мясные блюда как добавление к гарнирам  предлагались ежедневно,  рыбные  лишь 3 раза. Между  тем,  известно,  что ребенок  должен  получать  в сутки  от  общего  количества белка 60 %  белка животного  происхождения,  а белок  рыбы усваивается организмом в несколько раз быстрее,  чем  белок мяса. (Н.Б. Коростылев. «Воспитание здорового   школьника», 1986, стр.35).

Из  напитков  на завтрак  подавали  в основном чай (22  раза).  А также сок (7 раз). Ни разу  не  подавались  компот, кисель, какао,  кефир,  молоко. Хлеб  на завтрак подавался только  пшеничный.

Между  тем,  в научной литературе  указывается,  что примерный  суточный набор  продуктов   для детей  11-14 лет  должен быть разнообразным,  содержать продукты,  включающие  витамины,  минералы (см. Приложение №1). В школьном горячем завтраке  должно  содержаться 15-30 г  белков, 15-20 г жиров, 80-100 г углеводов. Ассортимент  завтраков должен   содержать  мясо,  рыбу,  масло,  молоко,  яйца,  сыр (см. А.Г.Хрипкова «Физиология человека», 1976, с.132).

Учитывая  и то, что  многие  учащиеся  не успевают  позавтракать  перед  школой  дома (см. Приложение №4), завтрак в школе  должен  составлять  не  менее 25 %  суточного рациона. Если же ребенок  съедает  незначительный по  объему и пищевой ценности  завтрак,  то  он  не может  работать  с полной   нагрузкой,  работоспособность  его  в школе  значительно падает.

В 5 классе проведено анкетирование учащихся (приложение № 3,4), в результате которого выяснилось, что ребята не совсем удовлетворены работой школьной столовой и многое хотели бы изменить. 60% опрашиваемых считают, что нужно разнообразить меню (включить в меню тушеную капусту, запеканки, бутерброды и т.п.), 80% считают, что нужно разнообразить выпечку (пирожки, пицца, печенье, блины), 30% - наличие салатов, овощей и фруктов, 10% хотели бы поменять мебель в столовой.

Выводы и рекомендации.

Опираясь  на приведенные исследования,  мы сделали  вывод:  повара  школьной столовой  не учитывают,  что  ассортимент питания  школьника  должен  быть  разнообразным,  калорийным,  содержать  витамины,  минералы. В связи  с этим   хотим  порекомендовать   почаще  готовить на  завтрак  горячую  выпечку (блины, булочки, печенье),  мясные  и рыбные  блюда,  а также  включить  в рацион  питания  школьников  свежие  фрукты,  овощи,  сметану,  творог,  кефир,  яйца,  ржаной хлеб,  молоко, кисель, компот, какао.

Список использованной литературы

1. Малыгина В.Ф., «Основы физиологии питания. Гигиена и санитария» [текст]/ В.Ф. Малыгина, А.К.Меньшикова, К.М. Поминова, М.: Экономика; ПНЦ, РАН, 2005 .- 56 С.

2. Витебский Я.Д. Питайтесь рационально [текст]/ Витебский Я.Д. Челябинск, «Южно-Уральское книжное издательство», 1989 . - 105 с.

3. Сусликов В.Л. Питание и здоровье [текст]/ Сусликов В.Л. Чебоксары, 1990. - 48 с.

4. Петровский К.С. Гигиена питания [текст]/ т.2 под ред. проф. К.С. Петровского, изд-во «Медицина», М.: 1971 .- 245 с.

5. Розенберг М.Б. Безвредность пищевых продуктов [текст]/ под ред. Говарда Р. Робертса, пер. с англ. М.Б. Розенберга, под ред. А.М. Копелева, М.: Агропромиздат, 1986. - 97 с.

6. Педенко А.И. Гигиена и санитария общественного питания [текст] А.И. Педенко, И.В. Лерина, Б.И. Белицкий, М.: Экономика, 2001. - 236 с.

7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [текст]/ под ред Лозовский Л 

8.Домашняя медицинская  энциклопедия. Гл. редактор – В.И. Покровский.   М.: «Медицина», 1993.

9.А.Г. Хрипкова  и  др. «Физиология человека». М.: «Просвещение»,  1976.

10.Н.Б. Коростелев. Воспитание здорового  школьника.М.: «Просвещение», 1986.

Приложение №1.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

77
46

90
54

82
49

98
59

90
54

Жиры, г

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360

Минеральные вещества, мг

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Кальций

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор

1650

1800

1800

1800

1800

Магний

250

300

300

300

300

Железо

12

15

18

15

18

Цинк

10

15

12

15

12

Йод

0,10

0,10

0,10

0,13

0,13

Витамины

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

60

70

70

70

70

А, мкг

700

1000

800

1000

800

Е, мг

10

12

10

15

12

D, мкг

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

1,2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

1,6

1,8

1,6

2

1,6

РР, мг

15

18

17

20

17

Фолат, мкг

200

200

200

200

200

В12, мкг

2

3

3

3

3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, КМПр

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

 ________________________

Домашняя  медицинская  энциклопедия, 1993,  с.314

Приложение №2

Меню  завтраков МОУ СОШ №4 (2010 год).

Дата

Гарнир

Мясное и рыбное  блюдо

Напиток

Выпечка

Салат

22.02.

24.02.

25.02.

Картофельное пюре, рожки

Рожки, картофельное пюре

Рожки

Сосиска, колбаса Печень,

котлета

Печень, котлета

Чай, сок

Чай

Чай

-

 Булочка

-

-

-

-

26.02.

27.02.

01.03.

Рожки

Картофельное пюре

Рожки, рис, картофельное пюре

котлета

котлета

котлета

колбаса, котлета

Чай

Чай, сок

Чай

-

   калач

   калач

-

-

-

02.03.

03.03.

04.03.

Картофельное пюре

Картофельное пюре

Рожки, гречневая каша

Котлета

котлета, печень

котлета, колбаса

Чай

Чай

Чай

-

калач

булочка

-

-

-

05.03.

06.03.

09.03.

10.03.

11.03.

Пюре картоф.

Рожки, рис

Картофельное пюре

Картофельное пюре

Рожки

Печень, колбаса

Котлета, печень

        Котлета

Котлета

котлета

Чай

Чай, сок

Чай

Чай

Чай, сок

-

Калач

-

-

-

-

     -

     -

     -

     -

12.03.

13.03.

15.03.

Картофельное пюре

Гречневая каша

Каша рисовая

Рожки

колбаса

сосиска, рыба

котлета, печень

Чай

Чай, сок

Чай

Булочка

Булочка

Калач  

-

-

-

16.03.

17.03.

18.03.

19.03.

20.03.

Картофельное пюре, рис

Картоф. пюре, гречневая каша, рожки

Рис, гречневая каша

Картофельное пюре, рис

Рожки

Котлета, рыба, колбаса

Рыба, колбаса, печень

Печень, котлета

Колбаса, котлета

Печень

Чай, сок

Чай

Чай, сок

Чай

Чай

Вафли

Вафли

Калач

Растегаи

Вафли

-

-

-

-

-

Приложение №3

Мониторинг учащихся 5 класса

№

Фамилия, имя

Завтракают ли дома перед школой

1.

Алтынников Максим

да

2.

Абикенов Саша

             не всегда

3.

 Аверичев Слава

не всегда

4.

 Болотов Алеша

да

5.

 Кибирев Саша

да

6.

 Машкин Игорь

да

7.

 Митрофанов Саша

да

8.

Никифоров  Костя

да

9.

 Никулина Маша

да

10.

 Перебоева Наташа

не всегда

11.

 Печенова Ира

да

12.

 Свинкина Настя

да

13.

 Субботин Женя

да

14.

Персидский

нет

Приложение № 4

Анкета

  1. Удовлетворяет ли вас работа школьной столовой?
  2. Что бы вы хотели изменить в работе школьной столовой:

- разнообразить меню;

- увеличить порции;

-добавить первое блюдо;

- разнообразить выпечку;

- добавить салаты;

- другое.


Поделиться:

Огонь фламенко

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Рисуем осенние листья

Два плуга

Сказка про Серого Зайку