Автор четко обозначает цели и задачи исследования и также последовательно раскрывает обозначенные темы в работе. В связи с этим исследование обладает достаточной лаконичностью и законченностью.
Автор начинает изложение материала с влияния компьютерных технологий на жизнь и здоровье школьника, выделяет заболевания, связанные с компьютером. В практической части делает выводы по проведённому исследованию среди одноклассников, даёт рекомендации для сохранения здоровья при работе с компьютером. В приложении имеется бланк анкеты, по которой проводилось исследование и интересный факт из истории создания компьютеров.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semyonova_n.doc | 96.5 КБ |
МКОУ «Любимовская основная общеобразовательная школа»
(Исследовательская работа)
Выполнила: Семёнова Наталья, 2класс
Предмет: Информатика
Руководитель: Анкудинова О.Н., учитель
с.Любимово, 2012.
Содержание
Введение………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Психоэмоциональные нарушения…………………… стр. 4-5
Глава 2. Компьютер в жизни ребенка………………………….стр. 5-7
Глава 3. Заболевания, связанные с работой и игрой за компьютером… ……………………………………………………………………..стр. 8
Введение
Научно-технический прогресс послужил причиной появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании.
Вместе с появлением компьютеров возникли вопросы о влиянии компьютера на организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Сначала большое внимание уделялось проблеме снижения зрения, но сегодня имеет место психологическая зависимость человека от компьютерных игр, а также Интернет-зависимость.
Компьютер облегчает человеку жизнь, помогает нам учиться, работать, отдыхать. Это хорошо. Но! Может быть компьютер вреден для здоровья, опасен для нас, особенно для детей? Заменяя общение и игры с друзьями и родителями на компьютер, может быть мы начинаем хуже понимать друг друга, может быть у нас портится настроение, может быть у нас появляются болячки?
Я решила исследовать пользу и вред компьютеров потому, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и порой стали незаменимой её частью. Ещё 20-30 лет назад, когда мои родители ходили в школу, они даже не знали что такое компьютер, а сейчас компьютеры окружают нас и дома, и в школе, и на работе родителей - со всех сторон.
Цель работы – изучить формирование психологической зависимости от компьютерных игр, влияние компьютера на здоровье школьника, формировать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи: 1. Показать вред, наносимый компьютером человеку;
2. Предложить рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером.
3. Провести анкетирование среди одноклассников
4. Рассказать одноклассникам из истории компьютера, о пользе и вреде компьютера
5. Составить работу и защиту в виде презентации.
Предмет исследования: компьютер
Результаты исследования можно использовать при организации работы за компьютером, как в учебных заведениях, так и в домашних условиях.
3
Часть 1.
Глава 1. Психоэмоциональные нарушения
1.1 Виды компьютерных игр
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и не ролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от не ролевых компьютерных игр.
Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на играющего. Существует большая опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр в случае злоупотребления игрой.
Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" и (или) набирания очков.
1.2 Формирование психологической зависимости от компьютерных игр
В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости. Сначала человек "входит во вкус", затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени.
Убывание степени зависимости может быть связано с различными факторами. Большинство опытных игроков говорят, что вместе с взрослением произошел некий внутренний перелом. Как можно понять из их слов, компьютер помог им противопоставить виртуальный мир, где "все дозволено", реальному, в котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в котором придется жить и работать им самим. Однако интересным является тот факт, что даже после осознания практической бесполезности игровой деятельности, человек не может полностью отказаться от нее, что говорит в пользу довольно высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя ее "глубина" и сила влияния на человека после прохождения "кризиса" уже не так существенны.
На основании предложенной динамики игровой зависимости выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. 4
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, другой - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. В результате стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Здесь стремление к игре – это бегство от реальности и принятия какой-либо роли. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то он активно пытается устранить эти обстоятельства.
3. Стадия зависимости. Всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил
5
обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания: нас окружают реальные предметы, картинки, схемы, это слова и уравнения, наши мысли.
Однако "знаковая функция сознания" не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению "про себя". Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирают собственные пальцы при счете.
Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет
Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
В любых играх детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в
6
качестве занятий. А какой же ребенок не любит играть? Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры сделают ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
Однако, чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Психоэмоциональные нарушения у детей часто возникают при сильной увлеченности компьютерными играми и сетью Интернет. Проявления:
При всем преимуществе компьютерных игр они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти – сребролюбия, занимает другая – гордыня.
Компьютерные игры помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда, как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.
7
Глава 3. Заболевания, связанные с работой и игрой за компьютером
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
- Сидячее положение в течение длительного времени;
- Воздействие электромагнитного излучения монитора;
- Утомление глаз, нагрузка на зрение;
- Перегрузка суставов кистей;
- Стресс при потере информации.
Сидячее положение
Когда мы сидим за компьютером, у нас напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником электромагнитного излучения (радиации). Такое излучения может вызвать рак.
Глаза видят самую мелкую вибрацию текста или картинки, мигание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Перегрузка суставов кистей рук
Нервы подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки.
Стресс при потере информации
Если компьютер неожиданно выключается или ломается, многие люди начинают нервничать. В результате такого стресса случались и инфаркты.
Но есть здоровьесберегающие способы работы с компьютером
8
Часть 2.
Практическая часть
Чтобы определить, как учащиеся в нашего класса проводят свое свободное время, что их больше интересует, была разработана анкета (приложение 1). Исследование проводилось среди учащихся 2 класса Любимовской основной общеобразовательной школы. Опрошено 10 учащихся.
Посмотрим подробнее как влияет компьютер на здоровье и психику детей.
По данным опроса, в котором участвовали 10 учащихся в возрасте 8 - 9 лет, ______ детей в свое свободное время играют в компьютерную игру. В качестве наиболее любимых указывают игры _____ содержания, за ними следуют игры _____; логические игры являются наименее распространенными.
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся, имеющих дома компьютеры, используют компьютерные технологии в жизни. На вопрос "Сколько времени проводишь за компьютером?" получили ответ: в среднем ___ часа в день. ___ детей находятся в стрессовой ситуации, если у них что-нибудь не получается. ____ учащихся делают перерывы для отдыха, поэтому ____ пожаловались на боли в спине, запястье, глазах.
Выводы: Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Часть 3.
Заключение
Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Проведя исследование влияния компьютера на здоровье школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать зависимость. Компьютерные игры могут вызывать агрессивный настрой.
Современная жизнь требует хорошего знания персонального компьютера. Но лучше сделать компьютер не развлечением, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа. Отношение учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: компьютер создан не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Играть, конечно, можно, но умеренно, и лучше в игры, которые развивают память и мышление.
9
И всё-таки компьютер - это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки
информации. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Вы должны добиться того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
Часть 4.
Рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером
2. Как уменьшить неприятные последствия работы за компьютером?
1)Оптимальное освещение при работе за компьютером – приглушенный рассеянный свет.
2)Экран монитора должен быть чистым.
3)Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз и удален на 60-70 см.
4)Приобретите удобное рабочее кресло.
5)При работе с клавиатурой используйте специальную подставку под запястье.
6)Изготовьте шумозащитный экран, отделяющий рабочее место от системного блока.
7)Обеспечьте нормальную вентиляцию системного блока.
8)Улучшить условия труда за компьютером поможет ионизация воздуха с помощью «Люстры Чижевского».
9)Неплохо каждые 2-3 часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.
10)Делайте каждый час десятиминутный перерыв.
10
3. Советы, для сохранения здоровья при работе с компьютером:
4. Санитарно-гигиенические правила, которые рекомендуют при работе за компьютером в день:
7мин.- дошкольник;
10мин.- первоклассник;
15мин.- пятиклассник;
20мин.- шестой, седьмой классы;
25мин.- восьмой, девятый классы;
50мин.- десятый, одиннадцатый классы;
4ч.- взрослые.
И только взрослому можно возобновить работу за ПК через 40мин
11
Список литературы
12
Приложение: (1)
Анкета
□ – да □ – нет
□ – да □ – нет
4. Сколько раз в неделю ты садишься за компьютер? _______________
□ – ежедневно, □ – через день, □ – по выходным, □ – иное
5. Сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
□ – меньше 30 мин. □ – от 30 мин.до 2 часов □ – больше 2-х часов
6. Знаешь ли ты компьютерные программы?
□ – рисование
□ – печатание текста
□ – работа с фотографиями
□ – работа с музыкой
□ – обработка видео
□ – другое
7. Чем ты чаще занимаешься на компьютере?
□ – играешь
□ – смотришь фильмы
□ – слушаешь музыку
□ – обработка видео
□ – поиск в Интернете (читаешь, качаешь)
□ – общаешься в социальных сетях (одноклассники, в контакте и др.)
□ – другое
8. Какие твои любимые игры?
□ – гонки
□ – стрелялки
□ – обучающие
□ – стратегии
□ – поиск предметов
□ – бегалки, бродилки
9. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?
□ – да □ – нет □ – иногда
10. Если у тебя есть свободное время, то ты
□ – идешь гулять с друзьями □ – проводишь время за компьютером
□ – читаешь □ – другое
11. Как ты учишься в школе:
□ – на 4-5 □ – на 4-3 □ – на 3 и ниже
12. У тебя хорошее зрение?
□ – да □ – нет □ – не очень
13
13. Нравятся тебе подвижные игры с друзьями?
□ – да □ – нет □ – не очень
14. Какой у тебя характер?
□ – серьёзный, упрямый, замкнутый
□ – спокойный, практичный, невпечатлительный
□ – общительный, контактный, эмоциональный
Приложение: (2)
Интересный факт:
Первый компьютер появился в феврале 1946 г в США и назывался ЭНИАК (электронный цифровой интегратор и компьютер). Весил этот компьютер 28 тонн (как 6 слонов) и был размером 167 квадратных метров (как 7 наших классов), а высота его составляла 6 метров (выше класса в 2 раза). А сейчас некоторые компьютеры умещаются в кармане.
14
Пейзаж
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Заповеди детства и юности
Любимое яичко
Ах эта снежная зима