• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа: "Почему человек ощущает разный вкус пищи?"

Опубликовано Зимарева Ирина Владимировна вкл 10.11.2019 - 12:51
Зимарева Ирина Владимировна
Автор: 
Анатолий Басович, 4 класс, 2019

АНОТАЦИЯ

Басович Анатолий

Село Талое Ирбейского района

МБОУ Тальская СОШ 4 класс

Место выполнения: Красноярский краевой Дворец

Пионеров «Дистанционная школа «Юный исследователь»

Почему человек ощущает разный вкус пищи?

Научный руководитель:  Булычева Ольга Владимировна,  педагог дополнительного образования, отдел научного творчества 
Красноярский краевой Дворец пионеров

Руководитель: Зимарева И.В., учитель начальных классов

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Цель работы:установление причины ощущения разного вкуса пищи у человека и его особенностей

Методы проведенных исследований: поисково-исследовательский метод, опрос,  эксперимент, изучение  научных  материалов.

Основные результаты научного исследования факты научные, практические: в результате исследования, изучения научных материалов выяснена  причина ощущения разного вкуса пищи человеком

1 место на муниципальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basovich_dok.docx407.34 КБ

Предварительный просмотр:

Полное название темы работы

Почему человек ощущает разный вкус пищи?

Чудеса природы (Биология)

Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов)

Басович Анатолий Сергеевич, 08.06.2008г.

Фото автора (коллектива авторов) размером 5х4 см

G:\русский апрель 14\уроки 1 кл 2015-2016\кл часы\иссл раб 1 кла Басович Кубарьков\Басович Анатолий 1 кл  (23) - копия.JPG

Территория, населенный пункт

Красноярский край,  Ирбейский район, село Талое, ул. Рабочая -29

Наименование образовательного учреждения

МОБУ Тальская сош

Класс

4 класс

Место выполнения работы

Красноярский краевой Дворец

пионеров

«Дистанционная школа «Юный исследователь»

Научный руководитель:

Булычева Ольга Владимировна,  педагог дополнительного образования, отдел научного творчества 
Красноярский краевой Дворец пионеров

Руководитель

Зимарева Ирина Владимировна, МБОУ Тальская СОШ, учитель  начальных классов,

e-mail, контактный телефон руководителя:

irsenzima@yandex.ru   8-391-74-34-2-22

АНОТАЦИЯ

Басович Анатолий

Село Талое Ирбейского района

МБОУ Тальская СОШ 4 класс

Место выполнения: Красноярский краевой Дворец

Пионеров «Дистанционная школа «Юный исследователь»

Почему человек ощущает разный вкус пищи?

Научный руководитель:  Булычева Ольга Владимировна,  педагог дополнительного образования, отдел научного творчества 
Красноярский краевой Дворец пионеров

Руководитель: Зимарева И.В., учитель начальных классов

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Цель работы: установление  причины ощущения разного вкуса пищи у человека и его особенностей

Методы проведенных исследований: поисково-исследовательский метод, опрос,  эксперимент, изучение  научных  материалов.

Основные результаты научного исследования факты научные, практические: в результате исследования, изучения научных материалов выяснена  причина ощущения разного вкуса пищи человеком

I. Введение

Однажды я заметил, что только подумаю о какой-нибудь пище, например, фрукте, как мне кажется, что ощущаю его вкус прямо во рту. На уроках окружающего мира  мы изучали органы чувств человека, в том числе и орган вкуса – язык. Мне захотелось практически выяснить, почему человек ощущает разный вкус пищи, и в каком месте языка мы ощущаем конкретный вкус: сладкий, соленый, кислый, горький.

Гипотеза: мы различаем разные вкусы с помощью специального органа вкуса – языка, в результате его особенностей строения

Методы проведенных исследований: поисково-исследовательский метод, практические  исследования,   опрос, изучение  научных  материалов.

Для подтверждения гипотезы я провел  опрос одноклассников, исследование по научным фактам специальной литературы, ресурсов Интернета, опыты.

Объект исследования:  язык - орган вкуса

II. Основное содержание

Цель работы: установление  причины ощущения разного вкуса пищи языком у человека и его особенностей

Задачи:

  • провести исследования по результатам опроса одноклассников;
  • узнать из литературных и электронных источников, об органе вкуса и причинах  ощущения разных вкусов продуктов питания;
  • .подготовиться к экспериментам;
  • провести эксперимент  проб на вкус продуктов: лимона, соленого огурца, конфеты, корочки апельсинки;
  • сравнить, в каком месте и какой вкус ощущает язык вкус солености, горькости, кислоты и сладости.
  • проанализировать,  сделать вывод и модель языка;
  • результат, выводы

Предмет исследования: причины  ощущения языком разного вкуса

 Планируемый результат  Главными итогами  исследовательской работы является выяснение причины ощущения языком разного вкуса пищи человеком, пополнение демонстрационного наглядного материала для учащихся начальных классов  к урокам окружающего мира

Методы исследования

1.  Опрос.

Я задал вопрос своим одноклассникам: -  Почему мы ощущаем языком разный вкус пищи?

  • 1 учащийся - потому что продукты разные на вкус;
  • 1 учащийся – не знаю
  •  1 учащийся – это зависит от вкуса языка;  
  • 3 учащийся –  так устроен наш язык.

Получив разные ответы,  я решил обратиться  к специальной литературе и узнать точную причину.

2.Изучение научной  литературы и источников Интернета

Необходимо сначала было исследовать понятие языка в нескольких источниках специальной литературы, чтобы иметь представление.(1,3) Выяснил, что у этого термина существуют и другие значения, например русский язык - учебный предмет, или язык, на котором говорят русские люди, язык пламени. Но мне нужно было понятие о языке -  органе вкуса человека.

В электронной энциклопедии Викопедия  - Язы́к (2) — непарный вырост дна ротовой полости у особей позвоночных. Язык участвует в процессе жевания, членораздельной речи, вкусового восприятия и слюноотделения.

Язык человека образован поперечно-полосатой мышечной (рис.1) тканью и покрыт слизистой оболочкой. В языке выделяют корень языка (задняя треть, обращён к глотке) и тело языка (передние две трети). Верхнюю поверхность языка называют спинкой. Слизистая оболочка языка плотно сращена с язычной тканью и межмышечной соединительной тканью. Снаружи эта оболочка покрыта многослойным плоским эпителием. В ней содержатся железы, вкусовые органы и лимфатические образования. Gray1019.png

Сосочки языка

В области тела языка эпителий и собственная пластинка слизистой оболочки формируют пять типов сосочков: нитевидные, конусовидные, грибовидные, желобовидные и листовидные.

Нитевидные сосочки — наиболее многочисленны, рассеяны на всем протяжении стенки и по краям языка. Нитевидные сосочки не являются вкусовыми органами. Они функционируют как органы осязания и способствуют удержанию пищи на языке.
Конусовидные сосочки  — находятся среди нитевидных и очень близки к ним по своему строению и функции. Их рассматривают как переходную форму к вкусовым сосочкам. Обладают рецепторами болевой, температурной и осязательной чувствительности. Являются механическими.
Грибовидные сосочки — округлые, возвышаются над поверхностью слизистой оболочки в виде беловато-розовых шляпок. Наиболее мелкие грибовидные сосочки располагаются на кончике языка. а наиболее крупные — на уровне коренных зубов. Общее количество грибовидных сосочков может быть от 624 до 852, а по некоторым данным — превышает 1000.

В эпителии большинство сосочков имеют вкусовые луковицы. Последние располагаются на кончике сосочка, а число их колеблется от 2 до 15. Каждая вкусовая луковица состоит из поддерживающих клеток и клеток-рецепторов вкуса. Первые из них имеют форму долек апельсина и группируются вокруг углубления, связанного с поверхностью вкусовой поры. Для того, чтобы вызвать вкусовое ощущение, находящееся в растворе вещество через поры попадает во вкусовые луковицы и возбуждает хеморецепторы. Последние генерируют нервный импульс, передающийся по афферентным нервным волокнам лицевого нерва. Жизненный цикл клеток вкусовой луковицы составляет около 10 дней. В течение этого срока обновляются все клетки, в том числе и рецепторные. Воспринимают сладкий вкус.

Листовидные сосочки  — в виде овальных поперечных возвышений слизистой оболочки располагаются по бокам языка, около небно-язычных дуг. Вкусовые луковицы лежат в стенке ровиков, разделяющих сосочек на отдельные листочки-складки, а в глубине их открываются протоки небольших серозных желез. В толще слизистой оболочки и между пучками собственной язычной мышцы содержатся язычные железы, выделяющие слизистый секрет. Отверстия их протоков хорошо заметны в области корня языка. Воспринимают кислый вкус.

Вкусовые луковицы, или почки, содержат концевой рецепторный аппарат вкусового анализатора и располагаются в сосочках языка, а также на заднем крае неба, в эпителии глотки и надгортанника. Полагают, что грибовидные и листовидные сосочки воспринимают вкус кислого, сладкого и солёного, а окруженные валом — горького.  (рис.2)Рецепторы на языке

В Большой медицинской энциклопедии  тоже раскрывается, как ощущается вкус пищи у человека.

Органом вкуса(4) является подвижный мышечный орган - язык. Всю его поверхность покрывает слизистая оболочка.(рис.3) Слизистая оболочка, спинки языка шершавая, потому что вся покрыта маленькими сосочками. Сосочки в зависимости от формы подразделяются на: нитевидные, конические, грибовидные, желобовидные и листовидные. Нитевидные и конические сосочки являются общими рецепторами ощущений, а в других сосочках находятся вкусовые луковицы.http://doktorland.ru/pic/kartinki/yazyk.jpg

Вкусовые луковицы состоят из многих клеток, вкусовую луковицу с ротовой полостью соединяет маленький проток, открывающийся небольшим отверстием (вкусовой порой). Здесь и происходит вкусовой анализ пищи.

Другая часть этих клеток соединяется с находящимися в языке нервными волокнами, которые, объединяясь, образуют нерв языка. Отсюда сигналы ощущения вкуса поступают в головной мозг. Язык может различать четыре основных вкуса: горький, сладкий, соленый и кислый. Сосочки, различающие вкус, расположены по всему язычку. Разные области языка по-разному ощущают вкус: сладкое - кончик, кислое - его края, соленое - кончик и края, горькое - корень (и это вкусовое ощущение остается дольше). Ощущение подлинного привкуса при приеме пищи является намного более сложным процессом. При одновременном воздействии многих различных раздражителей имеет значение и температура, и ощущение давления и боли. Например, пища кажется острой в том случае, если в то же время раздражаются и нервные рецепторы, передающие чувство боли. Если пища очень кислая, обычно «сводит рот», потому что раздражаются клетки, реагирующие на давление.

Итак, в результате я выяснил, что органом вкуса является подвижный мышечный орган - язык. Всю его поверхность покрывает слизистая, шершавая  оболочка с маленькими сосочками: нитевидные, конические, грибовидные, желобовидные и листовидные. Нитевидные и конические сосочки являются общими рецепторами ощущений, а в других сосочках находятся вкусовые луковицы. Полагают, что грибовидные и листовидные сосочки воспринимают вкус кислого, сладкого и солёного, а окруженные валом — горького.

3. Практическая часть

Для проведения экспериментов подобрал продукты разные на вкус: апельсин, конфету, корочку апельсина, кислую помидору,  шоколадную конфетку. (рис.4,5) Мне помогали одноклассники.(рис.6)C:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132348.jpgC:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132450.jpg

Сначала мы определяли на вкус апельсин.(рис.6) вкус кислого сильно ощущается по бокам языка ближе к корню языка. На следующем этапе пробовали шоколадную  конфету (рис.7). Вкус  сладкого ощущаем на кончике нашего языка.

C:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132750.jpgC:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132541.jpgC:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132949.jpg

Следующим этапом был вкус кислый. Я пробовал помидору маринованную. на оказалась сладко-кислой, но больше всего соленой (рис.8). Соленый вкус чувствуется по бокам языка ближе к кончику языка.C:\Users\User\Pictures\опыты 4 кл иссл дек 2018\IMG_20181219_132850.jpg

Осталось проверить горький вкус. Одноклассники опять решили, что только я буду пробовать корочку апельсина (рис.9). Горечь я ощутил ближе к горлу, на корне языка. А в конце мы дружно разделили апельсину и доели. Остались довольными и точно узнали, какая часть языка отвечает за конкретный вкус пищи. И если положить апельсинку посередине языка, дальше от кончика и боков, то вкус уменьшается.

В результате опыта я установил, что действительно  язык позволяет ощущать разные вкусы пищи и это зависти от особенности строения языка

Предполагаемые модели языка для учащихся начальных классов к урокам окружающего мира будут выглядеть так. Ярко, четко и конкретно (рис.10,11). (6)https://kishechnik4.life/wp-content/uploads/5be75afb86aa95be75afb86af5.jpghttp://ederslik.edu.az/books/100/assets/img/page148/2.jpg

III. Заключение

Результаты исследования

  • Из опроса одноклассников выяснил, что не все знают причины ощущения разного вкуса языком;
  • из источников литературы и Интернета выяснил, что язык – это орган вкуса у человека. Устроен особо. Этот  орган вкуса - подвижный мышечный орган. Всю его поверхность покрывает слизистая, шершавая  оболочка с маленькими сосочками: нитевидные, конические, грибовидные, желобовидные и листовидные. Нитевидные и конические сосочки являются общими рецепторами ощущений, а в других сосочках находятся вкусовые луковицы. Полагают, что грибовидные и листовидные сосочки воспринимают вкус кислого, сладкого и солёного, а окруженные валом — горького. Но больше всего вкусовых точек на кончике языка, они самые мелкие; чтобы меньше ощутить вкус продукта, его нужно положить как можно дальше на язык, так как там точки крупнее и их меньше;
  • результаты эксперимента подтвердили, что разные участки поверхности языка воспринимают продукты по-разному. И каждый участок языка отвечает за свой вкус;
  • подобран материал для создания модели языка для пополнения демонстрационного материала учащимся начальных классов к урокам окружающего мира;

Гипотеза верна: мы различаем разные вкусы с помощью специального органа вкуса – языка, в результате его особенностей строения

IV. Список используемых источников

1.  «Новейший справочник школьника для 1-4 классов», с.497. М:ЭКСМО,767 стр. 2007

2.Свободная электронная энциклопедия  https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык_(анатомия) 

3. Социальная сеть работников народного образования/проект – «Язык враг или друг?» - Белякова А.П. – доступ: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/06/08/proekt-na-temu-yazyk-drug-yazyk-vrag

4. Большая медицинская энциклопедия/ язык – орган вкуса/ доступ: http://doktorland.ru/organ_vkusa.html -дата посещения 12.03.19.

5. Сайт zub.gure/Строение языка человека: описание. -2019.- доступ:

https://zub.guru/bolezni-yazyka/stroenie-yazyka-cheloveka-opisanie.html - дата посещения -12.03.19.

6. Картинки «Вкусовые зоны языка»/ режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=в%20каком%20месте%20язык%20ощущает%20кислый%20вкус&lr=62&clid=1985051-561&win=353 –дата посещения 12.03.19.


Поделиться:

Рукавичка

Заповеди детства и юности

Карандаши в пакете

Бенгальские огни

Плавает ли канцелярская скрепка?