Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" города Торжок
Исследование сказки
Научно-исследовательская работа
ученицы 2 «В» класса
Арсеньевой Анны Антоновны
Руководитель:
учитель начальных классов
Ширяева Нина Николаевна
Торжок 2018
Оглавление
Стр.
Глава 1. Основная часть
1. Что такое сказка? ………………………………………..…… 3
2. Классификация сказок…………………………..……………. 4
3. Особенности языка сказки …………………………………... 5
Заключение…………………………………………………………. 6
Список литературы…………………………………………… 7
1.Что такое сказка?
Для начала попытаемся выяснить, что же такое сказка?
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
Чем же интересны были сказки для наших предков? В них предки передавали свое представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему сменяются ночью, почему летом дни долгие, а зимой короткие. Не могли они объяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества.
Сказка – это литературное произведение, где обязательно присутствуют что-то необыкновенное, выдумка, то, чего не было на свете. Герои сказок – животные – ведут себя, как люди. Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще рассказать. Кто-то из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому встречается много похожих вариантов одной и той же сказки. Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, люди ее не придумали письменность, и потом с созданием письма 80 % населения были неграмотны и не могли читать.
В далекие времена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир, создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. А еще сказка нужна была им для развлечения, отдыха, трудовой усталости. Сегодня эти сказки помогают нам узнать, как видели мир наши предки. Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.
А задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Какие волшебные предметы встречаются в сказках, кто обычно помогает главному герою? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?
2.Классификация сказок
Рассмотрим какие бывают основные виды сказок:
1.Волшебные (Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Широкое распространение получили волшебные сказки о змее (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый), народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка).
2.Бытовые (Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость)
3.Богатырские (былины) (Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось)
4.Сказки о животных (В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.
Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно.
По авторству:
1.Литературная (это авторская сказка, зафиксированная в устной форме, чаще всего больше по объёму чем народная)
2.Народная (это сказка которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора)
3. Особенности языка сказки
Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.
Нередко сказки начинаются с присказки. Присказка это по сути пролог, он готовит слушателя к восприятию сказки, погружая его в тот мир, в котором происходят события. Сами события могут не иметь никакого отношения к сюжету сказки, но при этом они происходят в том же мире что и сама сказка. Част присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: «Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…».
Зачин (начало) – это начало основной части сказки. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…», «Жил – был…». У волшебных сказок зачины более развёрнутые: «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».
Концовка – завершение, по сути эпилог волшебного повествования. Сказки имеют и своеобразные концовки. Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.
В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Примером могут служить сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса». Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок, известных только по большим печатным сборникам насчитывается свыше 3000.
4. Заключение
Все мы знаем огромное количество сказок, но никогда не задумывались об их истории происхождения. Хотя эта очень интересная и познавательная информация.
Создания сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их первых авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Сказка возникла очень давно. Само слово «сказка» (байка) в русском языке появилось не раньше 17 века. Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Из значения слова можно вывести два признака сказки:
Рассказывалась сказка с целью развлечения. Содержание сказки составляют необычайные события (фантастические, чудесные, житейские). В действительность событий не верили, и это один из основных признаков сказки.
Утроение в волшебной сказке – признак большой древности.
Волшебная сказка обладает юмором и фантастичностью (животные, печь разговаривают, клубочек указывает путь).
В сказках есть и нерусские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. «Заморское» в сказке – это тоже, что и иностранное: заморская царевна, заморские вина. В волшебной сказке Змей Горыныч, дракон 3, 6, 12 головами – представители всего злого и недоброго.
Список литературы :
1. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
2. Википедия Свободная Интернет – энциклопедия
4. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование сказки | 24.93 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" города Торжок
Исследование сказки
Научно-исследовательская работа
ученицы 2 «В» класса
Арсеньевой Анны Антоновны
Руководитель:
учитель начальных классов
Ширяева Нина Николаевна
Торжок 2018
Оглавление
Стр.
Глава 1. Основная часть
1. Что такое сказка? ………………………………………..…… 3
2. Классификация сказок…………………………..……………. 4
3. Особенности языка сказки …………………………………... 5
Заключение…………………………………………………………. 6
Список литературы…………………………………………… 7
1.Что такое сказка?
Для начала попытаемся выяснить, что же такое сказка?
Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
Чем же интересны были сказки для наших предков? В них предки передавали свое представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему сменяются ночью, почему летом дни долгие, а зимой короткие. Не могли они объяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества.
Сказка – это литературное произведение, где обязательно присутствуют что-то необыкновенное, выдумка, то, чего не было на свете. Герои сказок – животные – ведут себя, как люди. Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще рассказать. Кто-то из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому встречается много похожих вариантов одной и той же сказки. Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, люди ее не придумали письменность, и потом с созданием письма 80 % населения были неграмотны и не могли читать.
В далекие времена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир, создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. А еще сказка нужна была им для развлечения, отдыха, трудовой усталости. Сегодня эти сказки помогают нам узнать, как видели мир наши предки. Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.
А задумывались ли Вы когда-нибудь над тем, когда появилась сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главный герой? Какие волшебные предметы встречаются в сказках, кто обычно помогает главному герою? Чему учит волшебная сказка? Чем она отличается от других сказок?
2.Классификация сказок
Рассмотрим какие бывают основные виды сказок:
1.Волшебные (Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. Широкое распространение получили волшебные сказки о змее (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый), народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка).
2.Бытовые (Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Герой обычно бедный крестьянин, работник или солдат. Самый любимый герой сказки – солдат. Он ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, всё знающий, всё умеющий, весёлый, неунывающий. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Конец сказки всегда восстанавливает справедливость)
3.Богатырские (былины) (Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось)
4.Сказки о животных (В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк – волчище – из-под куста хватыш», «мышка – погрызуха», трусоватый «заюнок – кривоног», по горке скок». Воеводой над лесными зверями объявляет себя кот Котофей Иванович. Курочка Ряба уговаривает бабу и деда не плакать по разбитому яйцу. Петух отлично владеет косой и гонит лису из заячьей избушки.
Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми, обладают способностью думать. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всё это неправдоподобно, сказочно.
По авторству:
1.Литературная (это авторская сказка, зафиксированная в устной форме, чаще всего больше по объёму чем народная)
2.Народная (это сказка которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора)
3. Особенности языка сказки
Сказки народов земли очень разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга не только своей темой, содержанием и героями, но построением и языком.
Нередко сказки начинаются с присказки. Присказка это по сути пролог, он готовит слушателя к восприятию сказки, погружая его в тот мир, в котором происходят события. Сами события могут не иметь никакого отношения к сюжету сказки, но при этом они происходят в том же мире что и сама сказка. Част присказки бывают смешными, забавными, с долей юмора. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: «Скоро сказка сказывается…». Присказкой можно считать и традиционную концовку: «И я там был…».
Зачин (начало) – это начало основной части сказки. Зачин служит для описания конкретного места, где происходят дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…», «Жил – был…». У волшебных сказок зачины более развёрнутые: «В некотором царстве, некотором государстве», «Давным-давно», «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве».
Концовка – завершение, по сути эпилог волшебного повествования. Сказки имеют и своеобразные концовки. Вот как традиционно заканчиваются сказки: «Живут, поживают и добра наживают», «Я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, в рот не попало». Иногда концовкой является пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.
В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Примером могут служить сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса». Сказок у каждого народа сотни и тысячи. Русских сказок, известных только по большим печатным сборникам насчитывается свыше 3000.
4. Заключение
Все мы знаем огромное количество сказок, но никогда не задумывались об их истории происхождения. Хотя эта очень интересная и познавательная информация.
Создания сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их первых авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.
Сказка возникла очень давно. Само слово «сказка» (байка) в русском языке появилось не раньше 17 века. Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Из значения слова можно вывести два признака сказки:
Рассказывалась сказка с целью развлечения. Содержание сказки составляют необычайные события (фантастические, чудесные, житейские). В действительность событий не верили, и это один из основных признаков сказки.
Утроение в волшебной сказке – признак большой древности.
Волшебная сказка обладает юмором и фантастичностью (животные, печь разговаривают, клубочек указывает путь).
В сказках есть и нерусские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. «Заморское» в сказке – это тоже, что и иностранное: заморская царевна, заморские вина. В волшебной сказке Змей Горыныч, дракон 3, 6, 12 головами – представители всего злого и недоброго.
Список литературы :
1. В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки – Л.:1946
2. Википедия Свободная Интернет – энциклопедия
4. Русские волшебные сказки - Москва «Советская Россия», 1989
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Колумбово яйцо
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Без сердца что поймём?
Яблоко