Одной из самых актуальных, на сегодняшний день, проблем в системе образования РФ является проблема оценки качества образования. Общая черта изменений в системе образования – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
В системе высшего образования потребитель играет в процессе образования инициативную роль. Но кто он?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА
Кафедра «Станки и инструменты»
ЭССЕ
на тему: Удовлетворенность потребителей как фактор повышения качества образовательного, научного и сопутствующих процессов
Выполнил: студент группы СМТб-15
Кичерова Анастасия
Александровна
Тюмень 2017
Одной из самых актуальных, на сегодняшний день, проблем в системе образования РФ является проблема оценки качества образования. Общая черта изменений в системе образования – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
В системе высшего образования потребитель играет в процессе образования инициативную роль. Но кто он?
Ориентация на потребителя является одним из основных принципов менеджмента качества. Любой организации, нацеленной на повышение качества предоставляемых услуг или производимой продукции, важно ответить на вопросы: «Кто наши потребители?» и «Каковы их требования и ожидания в отношении нашей продукции или услуги?». Организация, в том числе и вуз, зависит от своих потребителей и поэтому должна понимать их потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Таким образом, ответы на вопросы, сформулированные выше, являются важнейшими при разработке и внедрении принципов менеджмента качества в вузе.
Существует несколько подходов при определении потребителей услуг вуза, один из них заключается в рассмотрении потребителей с трех точек зрения: внутренние, прямые внешние и косвенные внешние потребители.
В перечисленных группах важнейшую роль играют абитуриенты, студенты, работодатели, государство и общество в целом.
Абитуриенты, относящиеся к внутренним потребителям услуг вуза, стараются выбрать то высшее учебное заведение и кафедру, где качество подготовки специалистов и образования выше, где они могут стать наиболее конкурентоспособными кадрами на рынке труда. Абитуриенты (впоследствии студенты) являются непосредственными получателями предоставляемых образовательных услуг вуза.
Работодатели – предприятия, организации, принимающие на работу выпускников вуза (прямые внешние), определенный регион, государство и общество в целом (косвенные внешние) тоже являются потребителями услуг вуза, так как они заинтересованы в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Указанная разнонаправленность в определении потребителей образовательных услуг вуза – едва ли не важнейший фактор, усложняющий ориентацию учреждения на потребителей.
Ориентация на потребителей начинается со сбора информации о существующих ожиданиях и потребностях потребителей различных групп.
Вуз должен проводить мониторинг удовлетворенности или неудовлетворенности своих внутренних и внешних потребителей. Такой контроль является одним из важнейших источников информации для оценки работы СМК. Требуемая информация может быть получена, например, путем анкетирования студентов высшего учебного заведения в установленном порядке (по окончании изучения определенных дисциплин/семестра/учебного года), а также анкетированием его выпускников. Этот метод может применяться и для оценки качества подготовки выпускников вуза со стороны работодателей. Для проведения анкетирования каждой группы потребителей должны быть разработаны соответствующие анкеты.
Необходимо развивать систему сбора и анализа данных о результатах деятельности высшего учебного заведения: информацию об удовлетворенности студентов и выпускников полученным образованием, трудоустройством, информацию об удовлетворенности работодателей выпускниками и результатами их работы, жалобы и претензии на качество их подготовки и тому подобное. В условиях применения принципов менеджмента качества такая информация должна поступать систематически из многих источников и объединяться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний конкретного потребителя, рынка образовательных услуг и рабочей силы в целом.
Данные и информация относительно требований потребителей должна распространяться по всей организации, включая подразделения. В случае высшего учебного заведения внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки его деятельности и на изменение в лучшую сторону представления потребителей о том, насколько данное учебное заведение может удовлетворить их потребности.
Такая оценка удовлетворенности потребителей позволяет вовремя определить недостатки в подготовке квалифицированных специалистов, внести изменения в планы развития методов управления организацией, пересмотреть и скорректировать рабочие программы для тех специальностей, к которым возникли претензии по качеству подготовки кадров, установить и выполнить соответствующие корректирующие действия в образовательных процессах высшего учебного заведения.
Необходимость в корректирующих действиях появляется, когда возникают несоответствия продукции, услуг или СМК установленным требованиям. Они выявляются внутри организации или по информации, поступающей в виде претензий от потребителей, в данном случае от студентов или работодателей. Вузу необходимо выявить несоответствия в организации учебного процесса и разработать способы их анализа, выявления причин, принять меры, необходимые для избегания появления несоответствий, способы документирования несоответствий, предпринятых корректирующих действий и контроля их эффективности.
Возможными несоответствиями в высшем учебном заведении могут быть срывы занятий по причине неявки студентов, преподавателей или занятости необходимой аудитории; жалобы студентов на качество преподавания отдельных преподавателей, несогласие студентов с полученными оценками, отказы учебно-лабораторного оборудования и компьютеров, неспособность студентов выполнить требуемый минимум рабочих задач, поставленных на месте работы, несоответствие знаний студентов предъявляемым требованиям к конкретной специальности и т. п.
Таким образом, деятельность высшего учебного заведения в рамках менеджмента качества должна быть направлена на повышение качества образовательного, научного и сопутствующих процессов с целью удовлетворения требований потребителей всех трех групп, перечисленных выше, превышения их ожиданий и повышения общего уровня качества образования.
Список литературы:
Можно от Солнца уйти...
Одна беседа. Лев Кассиль
Муравьиная кухня
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Рождественские подарки от Метелицы