Конспект занятия-исследования в подготовительной к школе группе
Конспект занятия-исследования в подготовительной к школе группе
Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Цель:
Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы- камнями.
Образовательные задачи:
- научить различать виды камней по их внешним признакам;
- доказать свойства камней экспериментальным путем;
Развивающие задачи:
- развивать исследовательские навыки, творчество, речь детей;
- совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различие исследуемых объектов;
Воспитательные задачи:
- воспитывать экологическую культуру;
- формировать умение взаимодействовать при работе в парах;
- активизировать интерес к осваиваемому материалу, используя медиа ресурсы.
Оборудование:
медиапроектор, экран, слайдовая презентация «Обработка камня» шкатулки , камни, ювелирные украшения, энциклопедия о камнях, фонарики, лупы, нарукавники, ватман, емкости с водой, камешки для мозаики, «мантия и шляпа магистра» , карточки-схемы.
I.Организационный момент
Игра «Знакомство»
Здравствуйте, дети, меня зовут Татьяна Петровна. У меня в руках – волшебные камешки. Сейчас я каждому из вам даю один из камешков , а вы называете мне свое имя. Итак, мы познакомились, вы стали обладателями волшебных камешков, благодаря которым сегодня будут происходить чудеса. Переложите, пожалуйста, камешек из одной руки в другую несколько раз. Вот произошло первое чудо – вы перевоплотились в ученых исследователей.
II. Выявление проблемы
В ваш адрес, дети пришло необычное письмо , переложите, пожалуйста камешки еще раз и произойдет еще что-то (включается экран с пейзажем природы – горы, лес; звучит голос Хозяйки Медной горы)
«Здравствуйте , гости дорогие, здравствуйте ребята! Очень рада я вас приветствовать в своих владениях. У меня в подземном царстве огромное богатство. Хотите узнать - отгадайте загадку:
«Бывает в горах глубоко он лежит,
В сережках у мамы очень блестит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжелый , большой – одному не поднять,
Кто , дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Действительно камни бывают самые разные: блестящие и невзрачные, красивые и не очень. Все они по-своему интересны.
Камень можно назвать природой? (пауза)
Вы знаете, ребята, камни могут рассказать о многом, нужно только научиться понимать язык камней, как это делают геологи, ученые- исследователи. Я отправляю вам свою малахитовую шкатулку с разными камнями. Надеюсь, что вы хорошо исследуете их и ответите на мой вопрос:
-Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов?С нетерпением жду ваших ответов и встречи с вами.
III. Актуализация знаний с опорой на схемы, исследовательское поведение и жизненный опыт.
Предлагаю, дети, выполнить просьбу Хозяйки Медной горы. Давайте посмотрим , что есть в малахитовой шкатулке (воспитатель открывает шкатулку с камнями). Чтобы хорошо рассмотреть эти камни вам нужно разбиться на пары, в этом вам помогут волшебные камешки (дети по цвету камешков делятся на пары и подходят к столам). Для работы у вас есть все необходимое (дети надевают фонарики, нарукавники), а волшебные камешки давайте пока уберем, они нам потом еще пригодятся.
Давайте обсудим, как вы сможете провести настоящее исследование, чтобы правильно ответить на вопрос хозяйки Медной горы? Что можно сделать? Дети предлагают: подумать самостоятельно, спросить у других детей, посмотреть в книге, провести эксперимент, спросить у взрослых, посмотреть в компьютере ( каждая схема высвечивается на экране, выстраивается в определенном порядке). Карточки – схемы помогут вам в исследовании.
IV. Работа детей в подгруппах.
Рассматривают , сортируют, обсуждают, экспериментируют, результаты экспериментов фиксируются с помощью карточек-схем, (воспитатель консультирует, предлагает посмотреть в энциклопедии).
-Что бы вы хотели спросить у взрослых?
Слайды «Обработка камня»
- Как вы думаете, для чего обрабатывают камни?
Хорошо, предлагаю вам открыть вторую шкатулку Хозяйки медной горы и рассмотреть то, что находится в ней.
Дети рассматривают ювелирные украшения, бижутерию.
Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов?
Работа в «ювелирной мастерской»
Дети, я заметила, как у вас загорелись глаза от желания попробовать самим создать такую красоту. Предлагаю изготовить «ожерелье из самоцветов».
Творческая работа детей – выкладывают на фоне мозаику из камешков (работа в парах).
VI. Заключительная часть.
Дети, возьмите еще раз волшебные камешки, переложите их из одной руки в другую несколько раз, закройте глаза (на экране под музыку появляется Хозяйка Медной горы)
«Вот мы и встретились, ребята! Ну что понравились вам мои камни? Готовы ли вы ответить на мой вопрос:Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов?»
Выходит ребенок, надевает мантию, шапку магистра и делает «доклад» по теме исследования.
Молодцы, ребята, я очень рада, что вы справились с моим заданием. Вы хорошие исследователи!
VII. Итог.
Обычно камни спрятаны от наших глаз, так как находятся под землей, когда же они оказываются у нас в руках, мы воочию убеждаемся, как они красивы, разнообразны. Одни из них используются как украшения, другие для производства металлов, третьи имеют магнитные свойства. Трудно представить, что некоторые камни, которые мы держим в руках намного древнее эпохи динозавров. Это древняя и прочная основа нашей планеты.
Ребята, если вам понравилось наше занятие сегодня, то улыбнитесь и пусть хорошее настроение останется у вас надолго.
Комментарии
Здравствуйте Татьяна Петровна
Здравствуйте Татьяна Петровна! Такое занятие способствует не только умению выделять сходство и различие исследуемых объектов, но и формированию интереса у детей к чему-то новому и необычному.Мне очень понравилось ваше занятие, спасибо!