Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Тюнеева Анжелика Амировна

 Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети, всесторонне подготовлены к учебной деятельности и у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т.е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение,   умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Основное место в подготовке к школе детей  следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

        Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. К сожалению, многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.   

        Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т.д.).  Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

        Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.

       Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.  

        В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т.е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.
  • Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).
  • Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются наиболее трудными для ребёнка.
  • Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).
  • Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

       Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

  • Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, перо – пёрышко, глаз – глазище).
  • Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр - тигрёнок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)
  • Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)
  • Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)
  • Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.)
  • Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух - пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый).
  • Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).   

    Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый,  –  вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

        Умение формулировать  вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.      

         Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте.  Последовательность формирования этого навыка такова:

  • Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
  • Определение первого звука в слове.
  • Определение последнего звука в слове.
  • Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
  • Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ слова.
  • Определение количества слогов в слове.

      Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.

         Учителя-логопеды ГОУ Д/С № 1882

Богатырёва А.В.,

Косткина М.А.,

Тюнеева А.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование (4 – 5). Ф.И. ________________________________ .

Дата «__» – «__» _________________ 201__ г.

Беседа. Определение степени осведомлённости об окружающем мире.

Вопрос

Ответ

Балл

1

Как тебя зовут?

0

1

2

Сколько тебе лет?

0

1

3

Когда ты завтракаешь? (Утром)

0

1

4

Когда ты обедаешь? (Днём)

0

1

5

Когда ты ужинаешь? (Вечером)

0

1

6

Для чего нужен светофор?

0

1

7

Что нужно делать, если горит красный свет?

_________________________________

0

1

8

Что нужно делать, если горит зелёный свет?

_________________________________

0

1

9

Какое сейчас время года?

0

1

10

Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?

_________________________________

0

1

11

Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов?

_________________________________

0

1

12

Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит подарки?

_________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Блок I.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

полотенце

0

1

бусы

0

1

пила

0

1

ключ

0

1

молоток

0

1

сковорода

0

1

кастрюля

0

1

кофта

0

1

рубашка

0

1

шляпа

0

1

халат

0

1

перчатки

0

1

юбка

0

1

куртка

0

1

лимон

0

1

репа

0

1

перец

0

1

апельсин

0

1

кабачок

0

1

тыква

0

1

свёкла

0

1

самолёт

0

1

вертолёт

0

1

велосипед

0

1

трамвай

0

1

троллейбус

0

1

жираф

0

1

крокодил

0

1

зебра

0

1

бегемот

0

1

тигр

0

1

воробей

0

1

пчела

0

1

дятел

0

1

жук

0

1

кузнечик

0

1

ворона

0

1

голубь

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Задание 2.  Найди лишнюю картинку в каждой группе и объясни свой выбор.

Снегирь, попугай, бабочка, голубь, ворона

0

1

Яблоко, груша, банан, лимон, репа

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

кисточка

0

1

топор

0

1

пила

0

1

сачок

0

1

удочка

0

1

кастрюля

0

1

половник

0

1

веник

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются эти предметы.

трамвай –  автобус

0

1

варежки – перчатки

0

1

кастрюля – сковорода

0

1

стул – табурет

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 5. Рассмотри пары рисунков и скажи, почему их поместили рядом.

Перо – ворона

0

1

Молоток – гвоздь

0

1

Дерево – лопата

0

1

Петух – курица

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 6. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Девочка стирает.

0

1

Мальчик забивает гвоздь.

0

1

Девочка купает куклу.

0

1

Мальчик рубит дрова.

0

1

Мальчик вытирает лицо полотенцем.

0

1

Девочка подметает пол.

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 7. Рассмотри рисунки и покажи:

Мужскую куртку

Рис.: куртки мужская – женская – детская

0

1

Железную лопату

Рис.: лопаты железная – деревянная

0

1

Женский зонт

Рис.: зонты мужской – женский

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 8. Ответь на вопрос?

Какие цветы называют комнатными?

0

1

Какую куртку называют детской?

0

1

Какой мяч называют футбольным?

0

1

Какую лампу называют настольной?

0

1

Какую обувь называют уличной?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Блок II.

Задание 9. Послушай предложения и ответь на вопросы.

Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как её можно назвать?

0

1

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

0

1

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

0

1

Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?

0

1

Если ложка сделана из серебра, какая это ложка, как её можно назвать?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 10. Внимательно послушай пары слов и объясни, почему эти слова объединили.

Хлеб – хлебница

0

1

Сахар – сахарница

0

1

Корм – кормушка

0

1

Велосипед – велосипедист

0

1

Фокус – фокусник

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 11. Закончи предложение.

Хлеб хранят в хлебнице, а масло в …

0

1

Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в…

0

1

Двор убирает дворник, а за садом ухаживает …

0

1

Сапожник чинит сапоги, а часовщик …

0

1

Суп из рыбы – рыбный, а суп из мяса – …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, как называются детёныши этих животных.

собака

0

1

кошка

0

1

индюк

0

1

волк

0

1

ёж

0

1

тигр

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 13. Закончи предложения.

Образец: Это оса, а это осы.

Лист – листья

0

1

Кукла - куклы

0

1

Молоток – молотки

0

1

Дом – дома

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 14. Найди нужную картинку и ответь на вопрос.

Чем забивают гвозди?

0

1

Чем пилят доски?

0

1

Чем вытирают посуду?

0

1

На чём дети любят кататься зимой?

0

1

2

Чем наливают суп?

0

1

В чём обычно ходят мужчины?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются.

Птица сидит (живёт, находится) в клетке

0

1

Птица сидит (находится, поёт…) на клетке

0

1

Кошка сидит (прячется, находится…) на стуле

0

1

Кошка сидит (прячется) под стулом

0

1

Собака залезает (влезает, забирается…) в конуру

0

1

Собака вылезает (выбегает, выползает…) из конуры

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 16. Послушай предложения и ответь на вопросы.

Бабушка читает книгу своим внукам.

Кому бабушка читает?

0

1

Что бабушка читает?

0

1

Осенью птиц улетают на юг.

Когда улетают птицы?

0

1

Куда улетают птицы?

0

1

Лена и Катя подарили маме букет васильков.

Какие цветы подарили Лена и Катя?

0

1

Кому они подарили цветы?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Блок III.

Задание 17. Повтори слова.

бульдозер

0

1

аквариум

0

1

мотоциклист

0

1

чертёжник

0

1

баобаб

0

1

милиционер

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 18. Повтори слоги.

та – да – та

0

1

сы – сы – ши  

0

1

ка – га – ка

0

1

жо – зо – жо

0

1

ма – мя – ма

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 19. А. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш].

кошка

санки

шуба

школа

нос

стол

самокат

ОЦЕНКА

0

1

Б. Послушай слова и хлопни в ладоши, если услышишь звук [б].

банка

лопата

букет

каблук

паста

собака

суп

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 20.А. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [с].

кошка

санки

шуба

школа

нос

стол

самокат

ОЦЕНКА

0

1

Б. Назови последний звук в словах.

нос

дом

кот

лиса

соль

кино

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 21. Повтори слоги с различным ударением.

та – та – та

0

1

та – та – та

0

1

та – та – та

0

1

ля – ля – ля

0

1

ля – ля – ля

0

1

ля – ля – ля

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 22. Повтори предложения с разной интонацией.

Миша купил цветы?

0

1

Миша купил цветы?

0

1

Миша купил цветы?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 23. Дай утвердительный ответ на вопросы.

Миша купил цветы?? (Да, Миша.)

0

1

Папа ходил в магазин? (Да, ходил.)

0

1

Бабушка сварила суп? (Да, суп.)

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Блок IV.

Задание 24. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Шла собачка по дощечке через речку. В зубах несла она кость. Увидела собака себя в воде. Она подумала, что это другая собака несёт кость, и бросилась отнимать её у той собаки. Косточка выпала у неё из пасти и её унесло волной

Что несла собака в зубах?

0

1

Почему она выронила косточку?

0

1

Откуда взялась другая собака?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 25. Разложи картинки в нужной последовательности, так чтобы получился рассказ.

Картинки даны вперемешку

Само-стоятельно

С помощью

1

Мама на кухне чистит на столе рыбу. Рядом сидит кот.

2

Кто-то из близких позвал маму, и она вышла из кухни, оставив рыбу на столе.

3

Кот запрыгивает на стул около стола.

4

Мама возвращается и видит, что на столе лежит только скелет рыбы. Кот под столом облизывается (умывается лапкой). Мама всплеснула руками.

ОЦЕНКА

0 – не справился

1 – с небольшой помощью

2 - самостоятельно

Задание 26. Составить рассказ по картинкам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Рассказ соответствует предложенному сюжету.

а

Рассказ частично соответствует предложенному сюжету.

а

Рассказ не соответствует предложенному сюжету.

б

В рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация.

б

Логическая последовательность событий не нарушена.

б

Нарушена логическая последовательность событий.

в

Тема раскрыта полностью.

в

В рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично).

в

Ребёнок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста

г

Ребёнок свободно формулирует сюжетное содержание.

г

Ребёнок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

г

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 27. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

    На дереве вороны свили гнездо. Весной у них появились птенцы. Однажды птицы улетели добывать им корм.

     Кот залез на дерево и увидел птенцов. Он хотел схватить одного птенчика, но тут появились вороны. Они стали каркать, громко хлопать крыльями и клевать кота. Одна ворона так сильно клюнула кота, что тот упал с дерева и убежал. Так вороны спасли своих птенцов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Пересказ соответствует оригиналу.

а

Пересказ частично соответствует оригиналу.

а

Пересказ не соответствует оригиналу.

б

Пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию.

б

Пересказ содержит только основную информацию

б

Нарушена смысловая организация текста.

в

При пересказе используется вариативность речи.

в

Сохраняются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

в

Значительные трудности в языковом оформлении текста.

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

Тестирование (5 – 6 лет) __________________ . Дата «__» _________________ 201__ г.

Беседа. Определение степени осведомлённости об окружающем мире.

Вопрос

Ответ

Балл

1

Как тебя зовут?

0

1

2

Сколько тебе лет?

0

1

3

В каком городе ты живёшь?

0

1

4

В какие дни недели мы отдыхаем?

_________________________________

0

1

5

Какие звери живут в лесу?

(3 – 5 слов)

_________________________________

0

1

6

Кого поздравляют 8-го марта?

_________________________________

0

1

7

С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?

_________________________________

0

1

8

Когда перелётные птицы улетают на юг?

_________________________________

0

1

9

На каком этаже ты живёшь?

0

1

10

Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит жёлтый свет светофора?

_________________________________

_________________________________

_________________________________

0

1

11

Какой сейчас месяц?

0

1

12

Какие ты знаешь сказки?

(2 – 3 сказки)

_________________________________

_________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Блок I.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках?

скворечник

0

1

люстра

0

1

гнездо

0

1

гиря

0

1

кувшин

0

1

клещи

0

1

портфель

0

1

клён

0

1

рябина

0

1

колокольчик

0

1

одуванчик

0

1

дуб

0

1

ромашка

0

1

ландыш

0

1

кепка

0

1

панама

0

1

комбинезон

0

1

пиджак

0

1

галстук

0

1

туфли

0

1

сандалии

0

1

синица

0

1

снегирь

0

1

ласточка

0

1

индюк

0

1

дятел

0

1

носорог

0

1

бегемот

0

1

рысь

0

1

смородина

0

1

вишня

0

1

малина

0

1

редис

0

1

баклажаны

0

1

свёкла

0

1

кабачок

0

1

ОЦЕНКА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Задание 2.  Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

хлебница

0

1

холодильник

0

1

отвёртка

0

1

кормушка

0

1

сети

0

1

половник

0

1

носилки

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

сахар – сахарница

0

1

шуруп –отвёртка

0

1

свитер – клубок

0

1

самокат – велосипед

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображённые на них.

шуруп – гвоздь

0

1

кофта – свитер

0

1

пальто – шуба

0

1

табурет – стул

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Девочка поливает сметаной вареники (пельмени).

_________________________________

0

1

Мальчик раскрашивает картинку.

0

1

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

_________________________________

0

1

Мальчик выбивает ковёр.

0

1

Девочка выливает воду.

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 6. Послушай слова и скажи, какое слово лишнее. Объясни свой выбор.

Вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника

___________________________________________

0

1

Морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок

___________________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 7. Растолкуй значения слов.

маслёнка

0

1

пелёнка

0

1

селёдочница

0

1

дрессировщица

0

1

воротник

0

1

лыжник

0

1

шахматист

0

1

турист

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 8. Как называется профессия человека, который:

работает на тракторе

0

1

убирает двор и улицу

0

1

показывает фокусы

0

1

играет на гитаре

0

1

играет на скрипке

0

1

охраняет лес

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 9. Догадайся, какое слово будет следующим.

Образец: Курица – цыплёнок, свинья – поросёнок. 

Корова – телёнок, собака – ?

0

1

Ворона – гнездо, муравей – ?

0

1

Лётчик – самолёт, шофёр – ?

0

1

Коза – козёл, курица – ?

0

1

Рыба – удочка, бабочка – ?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Блок II.

Задание 10. Ответь на вопросы.

Какой мяч мы называем футбольным?

0

1

Какую бочку мы называем дубовой?

0

1

Какую змею мы называем ядовитой?

0

1

Какую ветку мы называем сосновой?

0

1

Какие лыжи мы называем горными?

0

1

Какие очки мы называем солнцезащитными?

_______________________________

0

1

Какую машину мы называем снегоуборочной?

________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один.

Образец: лист – листья.

колесо

0

1

ухо

0

1

перо

0

1

молоток

0

1

пень

0

1

леденец

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

6 чашек

0

1

5 пуговиц

0

1

5 кисточек

0

1

5 карандашей

0

1

6 топоров

0

1

5 кукол

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 13. Назови иначе.

 Образец: Лист дуба – это дубовый лист.

Куст сирени – это …

0

1

Сок черники – это …

0

1

Ствол берёзы – это ..

0

1

Косточка вишни – это …

0

1

Варенье из земляники – это …

0

1

Сок абрикоса – это …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 14. Закончи предложение.

Тигр живёт с тигрицей, а лев …

0

1

Шерсть козы – козья шерсть, а шерсть овцы …

0

1

На гитаре играет гитарист, а на скрипке …

0

1

Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины …

______________________

0

1

Хвост кошки – кошачий хвост, а хвост лисы …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 15. Догадайся, какое слово будет следующим.

Перец – перечница, мыло – …

0

1

Сосна – сосновый, земляника – …

0

1

Лётчик – летать, дрессировщик – …

0

1

Длинный – длиннее, короткий – …

0

1

Рыбный – рыба, мясной – …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.

кошка под стулом

0

1

кошка на заборе

0

1

кошка за деревом

0

1

собака перепрыгивает барьер (через барьер)

__________________________________

0

1

кошка спрыгивает со стула

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.

Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.

__________________________________

0

1

На баяне играет баянист, а на скрипке – скрипач.

__________________________________

0

1

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

__________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы.

Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира?

0

1

Петю провожал дедушка. Кто уезжал?

0

1

После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

_____________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Блок III.

Задание 19. Повтори слова.

экскаватор

0

1

эскалатор

0

1

архитектор

0

1

кораблекрушение

0

1

водопроводчик

0

1

аэропорт

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 20. Повтори слоги.

па – ба – па

0

1

аши –асы – аши

0

1

шва –шва – жва

0

1

кра – гра – кра

0

1

сан – цан – цан

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 21.:

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с].

ваза

жёлудь

жук

коса

замок

шкаф

кактус

кувшин

галстук

ОЦЕНКА

0

1

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з].

ваза

жёлудь

жук

коса

замок

шкаф

кактус

кувшин

галстук

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ  ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 22. 

А. Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым.

ваза

утка

жёлудь

галстук

коса

ОЦЕНКА

0

1

Б. Сколько звуков в слове: 

жук

ОЦЕНКА

0

1

В. Сколько звуков в слове: 

ваза

ОЦЕНКА

0

1

 ОБЩАЯ  ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением.

дон – дон – дон

0

1

дон – дон – дон

0

1

дон – дон – дон

0

1

тя –тя – тя

0

1

тя –тя – тя

0

1

тя –тя – тя

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией.

Мама ходила в магазин?

0

1

Мама ходила в магазин?

0

1

Мама ходила в магазин?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 25. Дай утвердительный ответ на вопросы.

Дедушка ходил в аптеку? (Да, в аптеку.)

0

1

Брат вчера получил письмо? (Да, вчера.)

0

1

Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Блок IV.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Как ёжик в лесу гулял.

Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел лист и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и её наколоть, но ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и решил накрыть её лопухом – пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.

Когда ёжик пошёл гулять?

0

1

Что видел ёжик в лесу?

0

1

Чем ёжик накрыл звезду?

0

1

Что увидел ёжик утром?

0

1

Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?

_______________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так чтобы получился рассказ.

Картинки даны вперемешку

Само-стоятельно

С помощью

1

На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.

2

Мальчик перепрыгнул лужу и пошёл дальше, а девочка осталась около неё.

3

Мальчик оглянулся, а девочка плачет.

4

Мальчик принёс дощечку и перекинул её через лужу.

5

Мальчик помог девочке перейти через лужу.

ОЦЕНКА

0 – не справился

1 – с небольшой помощью

2 - самостоятельно

Задание 28. Составить рассказ по картинкам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Рассказ соответствует предложенному сюжету.

а

Рассказ частично соответствует предложенному сюжету.

А

Рассказ не соответствует предложенному сюжету.

б

В рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация.

б

Логическая последовательность событий не нарушена.

б

Нарушена логическая последовательность событий.

в

Тема раскрыта полностью.

в

В рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично).

в

Ребёнок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста

г

Ребёнок свободно формулирует сюжетное содержание.

г

Ребёнок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

г

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Лев и медведь.

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю.

В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору.

Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Пересказ соответствует оригиналу.

а

Пересказ частично соответствует оригиналу.

а

Пересказ не соответствует оригиналу.

б

Пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию.

б

Пересказ содержит только основную информацию

б

Нарушена смысловая организация текста.

в

При пересказе используется вариативность речи.

в

Сохраняются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

в

Значительные трудности в языковом оформлении текста.

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Результаты тестирования.

Раздел

Цель исследования

Блок

Задание №

Количество баллов

Макси-

мальное

Реаль-

ное

Знания об окружающем мире

I

0

12

Состояние лексикона

Объём словаря. Вербальная память

1

36

Мышление.

Системная организация словаря

2

7

3

4

4

4

Объём словаря. Вербальная память

5

5

Системная организация словаря. Мышление

6

2

Граммати-ческая

компетенция

Словообразование. Вербальная память

7

8

8

6

Системная организация словаря. Мышление

9

5

Словоизменение.

Речевое внимание

II

10

7

11

6

12

6

Словообразование.

Речевое внимание

13

6

Словообразование. Синтаксис  

14

5

Словообразование

15

5

Словоизменение, Синтаксис  

16

5

Вербальная память, внимание

Синтаксис  

17

3

18

3

Фонетико-фонологическая компетенция

Фонематика.

Слоговая структура слова

III

19

6

Фонематика.

Речевое внимание

20

5

21

2

Звуковой анализ и синтез

22

3

Просодика

23

6

24

3

25

3

Текстовая деятельность.

Текстовая деятельность. Внимание

IV

26

5

Мышление

27

2

Мышление. Текстовая деятельность. Вербальная память

28

8

29

6

ИТОГО

184



Предварительный просмотр:

Тестирование (6 – 7 лет) __________________. Дата «__» ______________ 201_г.

Беседа. Определение степени осведомлённости об окружающем мире.

Вопрос

Ответ

Балл

1.

Как тебя зовут?

0

1

2.

Сколько тебе лет?

0

1

3.

Как зовут твоих родителей? (маму и папу)

___________________________

0

1

4.

Какой сейчас день недели?

0

1

5.

Какой день недели был вчера?

0

1

6.

Какой день недели будет завтра?

0

1

7.

Назови своих любимых сказочных героев?

___________________________

0

1

8.

Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?

___________________________

0

1

9.

Какие города ты знаешь?

0

1

10.

Какие деревья растут в лесу?

0

1

11.

Какие животные дают нам молоко?

___________________________

0

1

12.

Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нём?

___________________________

___________________________

0

1

13.

Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой?

___________________________

___________________________

0

1

14.

Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

___________________________

___________________________

__________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Блок I.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках?

Скалка

0

1

отвёртка

0

1

фонарь

0

1

рубанок

0

1

ящик

0

1

скрепка

0

1

гиря

0

1

метла

0

1

барсук

0

1

рысь

0

1

пингвин

0

1

пантера

0

1

крот

0

1

леопард

0

1

гитара

0

1

аккордеон

0

1

балалайка

0

1

скрипка

0

1

скрипач

0

1

балерина

0

1

пианист

0

1

крыжовник

0

1

слива

0

1

смородина

0

1

малина

0

1

ландыш

0

1

васильки

0

1

гвоздики

0

1

шляпа

0

1

кепка

0

1

фуражка

0

1

сарафан

0

1

жилетка

0

1

сандалии

0

1

босоножки

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Задание 2.  Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

солнцезащитные очки

___________________________________________

0

1

клещи

0

1

ласты

0

1

сито

0

1

дуршлаг

0

1

соковыжималка

0

1

спицы

0

1

дрель

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

люстра – фонарь

0

1

спицы – свитер  

0

1

рубанок – доски

0

1

чемодан – портфель

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 4. Догадайся, какое слово будет следующим.

Корова – бык, курица – ?

0

1

Утка – утёнок, лошадь – ?

0

1

Птица – гнездо, пчела – ?

0

1

Гвоздь – молоток, шуруп – ?

0

1

Длинный – короткий, широкий - ?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 5. рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Девочка раскатывает тесто.

0

1

Девочка пришивает пуговицу.

0

1

Мальчик вырезает фигурку (бабочку).

0

1

Мальчик сворачивает ковёр.

0

1

Мальчик расчищает дорожку от снега.

____________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них.

письменный стол – обеденный стол

_________________________________________

0

1

деревянный стол – стеклянный стол

_________________________________________

0

1

пассажирский вагон – товарный вагон

_________________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 7. Закончи предложение.

Курам нужен курятник, а муравьям – …

0

1

На гармони играет гармонист, а на балалайке – …

__________________

0

1

Хлеб хранят в хлебнице, а соль – …

0

1

Двор убирает дворник, а часы чинит – …

0

1

Белка живёт в дупле, а пчёлы – …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

0

1

Какую шишку мы называем еловой?

0

1

Какое платье мы называем бальным?

0

1

Какую одежду мы называем домашней?

0

1

Какой суп мы называем вермишелевым?

0

1

Какой сок мы называем томатным?

0

1

Какой торт мы называем ореховым?

0

1

Какое дупло мы называем беличьим?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Блок II.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

пылесос

0

1

мышеловка

0

1

снегокат

0

1

землеройка

0

1

носорог

0

1

соковыжималка

0

1

сороконожка

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 10. Растолкуй значения слов.

печник

0

1

коровник

0

1

виноградник

0

1

воротник

0

1

соусница

0

1

учительница

0

1

больница

0

1

водитель

0

1

зритель

0

1

победитель

0

1

выключатель

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько

пять молотков

0

1

шесть гвоздик

0

1

шесть яблок

0

1

пять стульев

0

1

пять баклажанов

0

1

пять шишек

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи:

А. Какие букеты здесь нарисованы?

букет тюльпанов

0

1

букет ландышей

0

1

букет роз

0

1

Б. Из каких цветов составлены эти венки? 

венок из колокольчиков

0

1

венок из гвоздик

0

1

венок из  ромашек

0

1

венок из  незабудок

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 13. Назови иначе.

Образец: хвост лисы – лисий хвост.

Голова барсука – …

0

1

Уши зайца – …

0

1

Шерсть овцы – …

0

1

Голова осла – …

0

1

Хвост белки – …

0

1

Грива льва – …

0

1

Уши телёнка – …

0

1

Лапы индюка – …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака

котёнок под диваном

0

1

котёнок вылезает из-под дивана

0

1

щенок под шкафом

0

1

щенок – из-под шкафа

0

1

собака под столом

0

1

собака – из-под стола

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 15. Рассмотри рисунок и скажи, где находятся дети и животные. Скажи и покажи, откуда они выглядывают.

девочка за креслом

0

1

девочка выглядывает из-за кресла

0

1

девочка за шторой

0

1

девочка выглядывает из-за шторы

0

1

собака за стулом

0

1

собака выглядывает из-за стул

0

1

мальчик за шкафом

0

1

мальчик выглядывает из-за шкафа

0

1

котёнок за диваном

0

1

котёнок выглядывает из-за дивана

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар – сахарница, масло – …

0

1

Очки – очечник, мыло – …

0

1

Трактор – тракторист, экскаватор –…

0

1

Гитара – гитарист, скрипка – …

0

1

Летать – лётчик, учить – …

0

1

Носить – носильщик, строить – …

0

1

Тигр – тигрица, заяц – …

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

______________________________

0

1

2

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

______________________________

0

1

2

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу.

______________________________

0

1

2

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

______________________________

______________________________

0

1

2

Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

______________________________

0

1

2

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы …

0

1

Автобус сломался, потому что …

__________________________________

0

1

Ребята ходили в цирк, который …

__________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Блок III.

Задание 19.  А. Повтори слова и словосочетания.

слесарь

0

1

чертёжник

0

1

эквилибрист

0

1

аэродром

0

1

эскалатор

0

1

шлагбаум

0

1

ремонтировать радиоприёмник

0

1

пишущая машинка

0

1

смеющийся мальчик

0

1

Б. Повтори предложение:

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

____________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 20. Повтори слоги.

па – ба – па

0

1

ася –аща – ася

0

1

шва – шва – жва

0

1

кра – гра – кра

0

1

сан – цан – цан

0

1

мё – мо – мо

0

1

аня – анна – Аня

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 21. 

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с].

цыплёнок

светофор

цапля

роза    

чашка

чемодан

кактус

утюг

кольцо

ОЦЕНКА

0

1

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч].

цыплёнок

качели

цапля

роза

чашка

чемодан

кактус

утюг

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ  ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 22. Сколько звуков в слове:

чашка

0

1

кактус

0

1

  ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 23. Повтори слова с различным ударением.

дон – дон – дон

0

1

дон – дон – дон

0

1

дон – дон – дон

0

1

ся – ся – ся

0

1

ся – ся – ся

0

1

ся – ся – ся

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 24. Повтори предложения с различной интонацией.

Паша принёс книгу в воскресенье.

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 25. Дай утвердительный ответ на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

0

1

Папа принёс эти цветы? (Да, папа.)

0

1

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

0

1

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Блок IV.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Любопытная обезьяна.

    Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

    Чтобы поймать обезьяну, берут тяжёлый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

    Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нём. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

    Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

    Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Что охотники используют при ловле обезьян?

_________________________________

0

1

Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?

_________________________________

0

1

Какой кувшин используют при ловле обезьян?

_________________________________

0

1

Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

_________________________________

_________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки даны вперемешку

Само-стоятельно

С помощью

1

Кухня. На полу кошка с двумя котятами: чёрным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.

2

Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.

3

Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.

4

Белый котёнок на полу лакает молоко, чёрный вылезает из миски почти весь в муке.

5

Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котёнка.

ОЦЕНКА

0 – не справился

1 – с небольшой помощью

2 - самостоятельно

Задание 28. Составить рассказ по картинкам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Рассказ соответствует предложенному сюжету.

а

Рассказ частично соответствует предложенному сюжету.

а

Рассказ не соответствует предложенному сюжету.

б

В рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация.

б

Логическая последовательность событий не нарушена.

б

Нарушена логическая последовательность событий.

в

Тема раскрыта полностью.

в

В рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично).

в

Ребёнок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста

г

Ребёнок свободно формулирует сюжетное содержание.

г

Ребёнок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

г

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка.

    Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки, у неё остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

    Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

    Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Пересказ соответствует оригиналу.

а

Пересказ частично соответствует оригиналу.

а

Пересказ не соответствует оригиналу.

б

Пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию.

б

Пересказ содержит только основную информацию

б

Нарушена смысловая организация текста.

в

При пересказе используется вариативность речи.

в

Используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

в

Значительные трудности в языковом оформлении текста.

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Результаты тестирования.

Раздел

Цель исследования

Блок

Задание №

Количество баллов

Макси-

мальное

Реаль-

ное

Знания об окружающем мире

I

0

14

Состояние лексикона

Объём словаря. Вербальная память

1

35

Мышление.

Системная организация словаря

2

8

3

4

4

4

Объём словаря. Вербальная память

5

5

Системная организация словаря. Мышление

6

3

Граммати-ческая

компетенция

Словообразование. Вербальная память

7

5

8

8

Системная организация словаря. Мышление

9

7

Словоизменение.

Речевое внимание

II

10

11

11

6

12

7

Словообразование.

Речевое внимание

13

8

Словообразование. Синтаксис  

14

6

Словообразование

15

10

Словоизменение, Синтаксис  

16

7

Вербальная память, внимание

Синтаксис  

17

10

18

3

Фонетико-фонологическая компетенция

Фонематика.

Слоговая структура слова

III

19

10

Фонематика.

Речевое внимание

20

7

21

2

Звуковой анализ и синтез

22

2

Просодика

23

6

24

4

25

4

Текстовая деятельность.

Текстовая деятельность. Внимание

IV

26

4

Мышление

27

2

Мышление. Текстовая деятельность. Вербальная память

28

8

29

6

ИТОГО

216



Предварительный просмотр:

   Тестирование________________________________________. Дата «____»________________201__г.

Определение степени осведомлённости об окружающем мире.

Вопрос

Ответ

Балл

1

Как тебя зовут?

0

1

2

Сколько тебе лет?

0

1

3

Как зовут твоих родителей (маму и папу)?

__________________________________

0

1

4

Какой сегодня день недели?

0

1

5

Какой день недели был вчера?

0

1

6

Какой день недели будет завтра?

0

1

7

Назови своих любимых сказочных героев.

___________________________________

0

1

8

Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?

___________________________________

0

1

9

Какие города ты знаешь?

0

1

10

Какие деревья растут в лесу?

0

1

11

Какие животные дают нам молоко?

___________________________________

0

1

12

Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нём?

___________________________________

___________________________________

0

1

13

Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой?

___________________________________

___________________________________

0

1

14

Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

___________________________________

___________________________________

___________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Блок I.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках?

скалка

0

1

шляпа

0

1

отвёртка

0

1

 кепка

0

1

фонарь

0

1

фуражка

0

1

рубанок

0

1

сарафан

0

1

ящик

0

1

жилетка

0

1

скрепка

0

1

сандалии

0

1

гиря

0

1

босоножки

0

1

метла

0

1

крыжовник

0

1

барсук

0

1

слива

0

1

рысь

0

1

смородина

0

1

пингвин

0

1

малина

0

1

пантера

0

1

ландыш

0

1

крот

0

1

васильки

0

1

леопард

0

1

гвоздики

0

1

гитара

0

1

ОЦЕНКА

аккордеон

0

1

0

1

2

3

4

5

балалайка

0

1

6

7

8

9

10

11

скрипка

0

1

12

13

14

15

16

17

скрипач

0

1

18

19

20

21

22

23

балерина

0

1

24

25

26

27

28

29

пианист

0

1

30

31

32

33

34

35

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

солнцезащитные очки

0

1

клещи

0

1

ласты

0

1

сито

0

1

дуршлаг

0

1

соковыжималка

0

1

спицы

0

1

дрель

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Люстра – фонарь

0

1

Спицы – свитер

0

1

Рубанок – доски

0

1

Чемодан - портфель

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 4. Догадайся, какое слово будет следующим.

Корова – бык, курица – ?

0

1

Утка – утёнок, лошадь – ?

0

1

Птица – гнездо, пчела – ?

0

1

Гвоздь – молоток, шуруп – ?

0

1

Длинный – короткий, широкий – ?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Девочка раскатывает тесто.

0

1

Девочка пришивает пуговицу.

0

1

Мальчик вырезает фигурку (бабочку).

______________________________________________

0

1

Мальчик сворачивает ковёр.

0

1

Мальчик расчищает дорожку от снега.

______________________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображённые на них.

Письменный стол – обеденный стол

___________________________________________________

0

1

Деревянный стол – стеклянный стол

___________________________________________________

0

1

Пассажирский вагон – товарный вагон

___________________________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Задание 7. Закончи предложения.

Курам нужен курятник, а муравьям – ...

0

1

На гармони играет гармонист, а на балалайке – ...

0

1

Хлеб хранят в хлебнице, а соль – ...

0

1

Двор убирает дворник, а часы чинит – ...

0

1

Белка живёт в дупле, а пчёлы – ...

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

___________________________________

0

1

Какую шишку мы называем еловой?

0

1

Какое платье мы называем бальным?

0

1

Какую одежду мы называем домашней?

___________________________________

0

1

Какой суп мы называем вермишелевым?

___________________________________

0

1

Какой сок мы называем томатным?

0

1

Какой торт мы называем ореховым?

0

1

Какое дупло мы называем беличьим?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Блок II.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

пылесос

0

1

мышеловка

0

1

снегокат

0

1

землеройка

0

1

носорог

0

1

соковыжималка

0

1

сороконожка

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 10. Растолкуй значения слов:

печник

0

1

водитель

0

1

коровник

0

1

зритель

0

1

виноградник

0

1

победитель

0

1

воротник

0

1

выключатель

0

1

соусница

0

1

ОЦЕНКА

учительница

0

1

0

1

2

3

4

5

больница

0

1

6

7

8

9

10

11

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

пять молотков

0

1

шесть гвоздик

0

1

шесть яблок

0

1

пять стульев

0

1

пять баклажанов

0

1

пять шишек

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи:

А. Какие букеты здесь нарисованы?

букет тюльпанов

0

1

букет ландышей

0

1

букет роз

0

1

Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

венок из колокольчиков

0

1

венок из гвоздик

0

1

венок из ромашек

0

1

венок из незабудок

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 13. Назови иначе.

Образец: Хвост лисы – ... (лисий хвост)

голова барсука – ...

0

1

уши зайца – ...

0

1

шерсть овцы – ...

0

1

голова осла – ...

0

1

хвост белки – ...

0

1

грива льва – ...

0

1

уши телёнка – ...

0

1

лапы индюка – ...

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

котёнок под диваном

0

1

щенок под шкафом

0

1

собака под столом

0

1

котёнок вылезает из-под дивана

0

1

щенок вылезает из-под шкафа

0

1

собака вылезает из-под стола

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные. Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда выглядывает котёнок.

А. 

одна девочка за креслом

0

1

другая – за шторой

0

1

собака за стулом

0

1

мальчик за шкафом

0

1

котёнок за диваном

0

1

Б.

одна девочка выглядывает из-за кресла

0

1

другая из-за шторы

0

1

собака – из-за стула

0

1

мальчик – из-за шкафа

0

1

котёнок – из-за дивана

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар – сахарница, масло – ...

0

1

Очки – очечник, мыло – ...

0

1

Трактор – тракторист, экскаватор – ...

0

1

Гитара – гитарист, скрипка – ...

0

1

Летать – лётчик, учить – ...

0

1

Носить – носильщик, строить – ...

0

1

Тигр – тигрица, заяц – ...

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слов местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

0

1

2

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

0

1

2

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу.

________________________________________________

0

1

2

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

0

1

2

Пока я собирал вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

________________________________________________

________________________________________________

0

1

2

По 2 балла

Точное воспроизведение.

По 1 баллу

Воспроизведение  с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл).

По 0 баллов

Неправильный ответ.

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы ...

0

1

Автобус сломался, поэтому ...

0

1

Ребята ходили в цирк, который ...

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

Блок III.

Задание 19.

А. Повтори слова и словосочетания

слесарь

0

1

чертёжник

0

1

эквилибрист

0

1

аэродром

0

1

эскалатор

0

1

шлагбаум

0

1

ремонтировать радиоприёмник

0

1

пишущая машинка

0

1

смеющийся мальчик

0

1

Б. Повтори предложение

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

____________________________________________________

____________________________________________________

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 20. Повтори слоги.

Па-ба-па

0

1

Сан-цан-цан

0

1

Ася-аща-ася

0

1

Мё-мо-мо

0

1

Шва-шва-жва

0

1

Аня-ана-аня

0

1

Кра-гра-кра

0

1

ОЦЕНКА

1

2

3

4

5

6

7

Задание 21. 

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с].

цыплёнок

светофор

цапля

роза

чашка

чемодан

кактус

утюг

кольцо

ОЦЕНКА

0

1

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ч].

цыплёнок

качели

цапля

роза

чашка

чемодан

кактус

утюг

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 22.

А. Сколько звуков в слове:

чашка

ОЦЕНКА

0

1

Б. Сколько звуков в слове:

кактус

ОЦЕНКА

0

1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

0

1

2

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением:

Дон-дон-дон

0

1

Ся-ся-ся

0

1

Дон-дон-дон

0

1

Ся-ся-ся

0

1

Дон-дон-дон

0

1

Ся-ся-ся

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Задание 24. Повтори предложения с различной интонацией.

Паша принёс книгу в воскресенье.

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

Паша принёс книгу в воскресенье?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 25. Дай утвердительный ответ на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

0

1

Папа принёс эти цветы? (Да, принёс.)

0

1

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

0

1

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

____________________________________

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Блок IV.

Задание 26. Послушай рассказ и  ответь на вопросы.

Любопытная обезьяна.

    Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

    Чтобы поймать обезьяну, берут тяжёлый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

    Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нём. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезет. Унести кувшин с собой ей не под силу.

    Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

    Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Что охотники используют при ловле обезьян?

0

1

Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?

0

1

Какой кувшин используют при ловле обезьян?

0

1

Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

0

1

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки даны вперемешку

Самостоятельно

С помощью

1

Кухня. На полу кошка с двумя котятами: чёрным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.

2

Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.

3

Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.

4

Белый котёнок на полу лакает молоко, чёрный вылезает из миски почти весь в муке.

5

Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котёнка.

ОЦЕНКА

0 – не справился

1 – с небольшой помощью

2 - самостоятельно

Задание 28. Составить рассказ по картинкам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Рассказ соответствует  предложенному сюжету.

а

Рассказ частично соответствует  предложенному сюжету.

а

Рассказ не соответствует  предложенному сюжету.

б

В рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация.

б

Логическая последовательность событий не нарушена.

б

Нарушена логическая последовательность событий.

в

Тема раскрыта полностью.

в

В рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично).

в

Ребёнок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

г

Ребёнок свободно формулирует сюжетное содержание.

г

Ребёнок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

г

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка.

    Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки, у неё остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

    Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

    Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА

По 2 балла

По 1 баллу

По 0 баллов

а

Пересказ соответствует  оригиналу.

а

 Пересказ частично соответствует  оригиналу.

а

Пересказ не соответствует оригиналу.

б

Пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию.

б

Пересказ содержит только основную информацию.

б

Нарушена смысловая организация текста.

в

При пересказе используется вариативность речи.

в

Используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

в

Значительные трудности в языковом оформлении текста.

ОЦЕНКА

0

1

2

3

4

5

6

Результаты тестирования.

Раздел

Цель исследования

Блок

Задание №

Количество баллов

Максимальное

Реальное

Знания об окружающем мире

I

0

14

Состояние лексикона

Объём словаря. Вербальная память.

1

35

Мышление.

Системная организация словаря.

2

8

3

4

4

4

Объём словаря. Вербальная память.

5

5

Системная организация словаря.

Мышление.

6

3

Грамматическая компетенция

Словообразование.

Вербальная память.

7

5

8

8

Системная организация словаря.

Мышление.

9

7

Словоизменение.

Речевое внимание.

II

10

11

11

6

12

7

Словоизменение.

Речевое внимание.

13

8

Словообразование. Синтаксис.

14

6

Словообразование.

15

10

Словоизменение. Синтаксис.

16

7

Вербальная память, внимание.

Синтаксис.

17

10

18

3

Фонетико-фонологическая компетенция

Фонематика.

Слоговая структура слова.

III

19

10

Фонематика.

Речевое внимание.

20

7

21

2

Звуковой анализ и синтез.

22

2

Просодика.

23

6

24

4

25

4

Текстовая деятельность

Текстовая деятельность. Внимание.

IV

26

4

Мышление.

27

2

Мышление. Текстовая деятельность.

Вербальная память.

28

8

29

6

ИТОГО

216