Газета для педагогов Воронежской области "Вестник просвещения" Публикация 02.11.2016г. "Экспериментирование в детском саду"

Сысоева Надежда Петровна
 
ГЛАВНАЯ \ СОБЫТИЯ И НОВОСТИ \ ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ \02.11.2016
|Сегодняшние малыши, воспитанники подготовительной группы, – это поколение, которому предстоит жить, строить, изобретать 
и любить ближайшие лет пятьдесят. И очень важно, что они вынесут из воспоминаний детства. Работу воспитателей можно сравнить с деятельностью настройщиков музыкальных инструментов: как они ее сделают, так и зазвучит мелодия ребячьих душ 
и нашего общего будущего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_detskom_sadu.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в детском саду

ГЛАВНАЯ \ СОБЫТИЯ И НОВОСТИ \ ВЕСТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ \02.11.2016

|Сегодняшние малыши, воспитанники подготовительной группы, – это поколение, которому предстоит жить, строить, изобретать 
и любить ближайшие лет пятьдесят. И очень важно, что они вынесут из воспоминаний детства. Работу воспитателей можно сравнить с деятельностью настройщиков музыкальных инструментов: как они ее сделают, так и зазвучит мелодия ребячьих душ 
и нашего общего будущего.

Максимально эффективно начало осуществления такого рода познавательной деятельности, как экспериментирование, в подготовительной группе детского сада. В этом возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает всё, что происходит вокруг, но чаще всего это происходит бессистемно. Специально подготовленные занятия по экспериментированию в ДОУ смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно. И результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в подготовительной группе? Итог педагогического процесса должен быть следующим: ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
Уголок экспериментирования в ДОУ должен состоять из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны и иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов. Экспозиция не должна быть статичной: дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. Наиболее приемлемым вариантом станет тематическая выставка к каждому занятию. В день, когда изучаются свойства магнитов, в уголке экспериментирования будут находиться не только исследуемые объекты, но и образцы различных металлов и иных материалов: дерева, пластика, резины, минералов и т.д. Вообще же, уголок экспериментирования в подготовительной группе в обязательном порядке должен содержать в себе все, что требуется для того, чтобы изучить вес, притяжение, время, простые химические реакции и физические явления. В большинстве своем это бытовые вещи, которые мы используем в повседневной жизни.
Перед тем, как начинать или даже планировать любое занятие, необходимо четко представлять себе, какой результат должно принести проведенное занятие. Экспериментирование в подготовительной группе ДОУ – не исключение. Самое главное для педагога – научить детей самостоятельно мыслить, делать выводы, понимать причинно-следственные связи. Нельзя обойти вниманием и нравственную часть воспитательного процесса. Важно привить детям любовь к природе, тому, что их окружает, способность и желание беречь ее чистоту и уважать неприкосновенность.

Чем конкретно наполнить уголок экспериментирования в подготовительной группе?
Тара, то есть всё, в чем хранятся материалы, реактивы и образцы. В большинстве своем баночки, коробочки и бутылочки должны состоять из пластика. Возможно использование деревянных и металлических емкостей. Коллекция природных материалов: здесь можно использовать крупы, образцы грунта: песок, глина, лесная или садовая почва, гравий, ракушки и т. д. Подойдут и камни интересных форм и расцветок, шишки, гербарии или сухоцветы, а также живые комнатные цветы. Кроме растений стоит показать детям и животных: хомяка в клетке, рыбок в аквариуме – за ними интересно понаблюдать, их можно покормить и узнать много нового. Коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур. Магниты разных размеров и силы, а также металлические предметы. Фонарики, лампочки, свечи и прочие источники света. Лупы по количеству детей и хотя бы один микроскоп и бинокль. Безопасные красители (можно взять пищевые). Термометры (не ртутные), пипетки, шприцы без иглы. Воздушные шары, бумажные или тонкие тканевые ленты (определять направление ветра). Полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов. Тематическая литература, иллюстрации, зарисовки проводимых экспериментов. Измерители времени: часы со стрелкой, песочные, солнечные, календари. Весы: электронные и классические, с гирьками. Зеркала, желательно в пластиковых рамках и на подложках – такие сложнее разбить.

%d1%81%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%b5%d0%b2%d0%b0Надежда СЫСОЕВА, 
воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 131».

02.11.2016| 


 

Комментарии

Иванова Татьяна Ивановна

понравилось

Иванова Татьяна Ивановна

понравилось