Технология колектвного способа обучения

Радомская Наталья Александровна
Технология коллективного способа обучения.   Все формы организации процесса обучения делятся наобщие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися  и обучаемыми.
 Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.  Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно(через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.),   когда люди не видят и не слышат друг друга).
Опосредованное обучение между  обучающимися  и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации  работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например,  2 ребёнка совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек). Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной.  Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди). Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным  образованием):   ориентация на индивидуальные  способности,  обучение  происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения); осмысленность процесса познания;  все обучают каждого и каждый всех;  при коллективных учебных  занятиях (КУЗ) знания - хорошие, умения - уверенные, навыки – надежные; обучение ведется на основе  и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка; активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава. По Дьяченко, обучение - это особым образом организованное общение, т.е. деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.    Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития: Разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;  Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. В организации   коллективного    труда    детей    выделяются    три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между  участниками, процесс  выполнения  задания   детьми,   обсуждение   результатов   трудовой деятельности. Каждый из этих  этапов  имеет  свои  задачи,  решение  которых требует своеобразных методов руководства детьми