Когда начинать учить ребёнка иностранному языку

Серкина Вера Александровна

Бытует мнение, что чем раньше ребенок начнет изучать иностранный язык, тем лучше. С точки зрения логопедов, стоит провести четкую черту между «надо» и «хочу». Совсем не плохо изучения иностранных языков с пеленок, но это целесообразно, когда малыш растет в билингвальной среде (папа и мама говорят на разных языках или вы живете в другой стране,но дома говорите по-русски) и это действительно «надо». Здесь важно не смешивать среды использования языков: мама говорит только по-русски, папа только по-английски; то же самое и с садиком: дома – родной язык, в саду – иностранный. Так ребенок будет разводить языки и меньше шансов, что он начнет их смешивать. Если мы говорим о том, что билингвальная среда отсутствует и вам просто хочется вложить в малыша как можно больше в раннем возрасте, то стоит обратить внимание на несколько аспектов. Соответствие речевого развития ребенка принятым нормам. Если первые слова появились в 2 года, а фразы в 3, это явное отставание от нормы, у малыша затруднено усвоение родного языка (плохо накапливается пассивный и активный словарь, страдает грамматика) и нагружать его недозревший мозг вторым языком будет явной ошибкой до тех пор, пока ребенок не будет доведен до нормы специалистом. Наличие или отсутствие проблем с артикуляцией. Если в 3 года нет правильных звуков С,З,Ц, то наложение английского произношения некоторых звуков может привести к межзубному сигматизму в русском языке. Если в 5 лет нарушены или искажены сонорные (Р,Л), ребенок опять же, может перевести английский «R» в русские слова, а произношение «Р» и «R» принципиально разное по артикуляции. (Стоит ли говорить про французский язык?) Нарушение или недоразвитие фонематического слуха является причиной недостаточного различения звуков на слух (это никак не связано с физическим слухом, например, ребенок не может отличить твердые звуки от мягких и поэтому смешивает их) является еще одной причиной для того, чтобы отложить второй язык.