Развитие инициативы и самостоятельности в области "Физическое развитие"

Лотоцкая Наталья Викторовна

Одним из условий успешной реализации ФГОС на современном этапе развития образования является создание таких психолого-педагогических условий, которые помогли бы каждому ребенку, исходя из его индивидуальных особенностей, раскрыть весь свой внутренний потенциал, свои возможности и способности, активизировать свои интересы, это:

‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Таким образом, у дошкольников на их первой образовательной ступени, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата, исходя из этого мы понимаем, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса. Перед педагогами стоит задача организации физкультурного занятия с учетом интересов, способностей и свободного выбора дошкольниками видов деятельности.

Что значит свободный выбор? Для ребенка - это возможность пробовать что-то новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями.

Свободный выбор осуществляется при участии инструктора по физической культуре. Взрослый направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала делится на две большие зоны: гостевой уровень - где дети занимаются вместе с педагогом, но чем именно, предлагают сами, а спектр выбора всеже предлагает педагог; и уровень самоопределения - где дети работают самостоятельно, под наблюдением педагога-тьютора, но выбирают также в рамках предложения педагога. Нарпимер: на уровне самоопределения детям на выбор предлагается - позаниматься на тренажерах и построить полосу препятствий и преоделеть ее, а на гостевом уровне педагог предлагает детям СЭТ подвижных игр, но одной направленности (игры с прыжками, с лазаньем, с бегом и т.д.).

В этой модели взаимодействия хорошо видна недирективная форма общения взрослого и ребенка, которая подразумевает общение детей и педагога как равноценных партнеров. В данном случае игровой сюжет наиболее полно позволяет оказывать недирективную помощь в организованной образовательной деятельности, а также направлен на развитие двигательных способностей, закрепление и совершенствования основных движений, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде. Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый. В ходе образовательной деятельности активно используются карточки-схемы выполнения различных движений, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб. Это не значит, что дети бесконтрольно проводят время в физкультурном зале. Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы. 

Данная форма образовательной деятельности, помогает решать задачи в развитии физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации движений), накопить и обогатить двигательный опыт, является интересной для детей, т. к. нестандартна. При такой организации образовательной деятельности довольно четко прослеживаются индивидуальные особенности каждого ребенка. Здесь основная задача инструктора по физической культуре найти дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и особенности вовлечь малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, а чрезмерно подвижных детей направлять на постепенное переключение на более спокойную деятельность. Результат такой работы показал, что моторная плотность занятия остается в пределах нормы на уровне 85 %, т. к. время, затрачиваемое на объяснения и показ в традиционном занятии, в данной форме организации образовательной деятельности используется с пользой. Дети способны самостоятельно действовать (в различных видах двигательной деятельности), адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в организованной деятельности, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются атрибутами, предметами), повышается их самооценка, самостоятельность, активность и инициативность. Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития самостоятельности и инициативности в контексте требований ФГОС ДО.