7 апреля 2017 года состоялся городской методический день на тему "Интеграция видов деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста".

Каримова Оксана Алексеевна

Тема: Конструктивно модельная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 1     Здравствуйте уважаемые коллеги!

 Слайд 2   Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать конструктивно модельная деятельность.

Слайд 3    Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Слайд 4    Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность.

 

Слайд 5   Далее на экране вы видите чему способствует конструктивно модельная  деятельность…

Слайд 6      Выделяются два вида конструирования:

Слайд 7  К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов

Слайд 8   к творческому — конструирование из природного и бросового (ис­пользованного) материала, из бумаги их вы тоже видите на экране.

 

Слайд 9 Существуют следующие формы организации обучения конструированию

Слайд 10    Конструирование по образцу  - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов.

Слайд 11  Конструирование по модели К нему можно отнести конструирование из Лего

Слайд12        Конструирование по условиям

Слайд 13      к нему можно отнести конструирование из бросового материала.

Слайд 14      Конструирование по замыслу

 

Слайд 15  конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек

Слайд 16 В этом году, с сентября я начала долгосрочный проект Конструктивно модельная деятельность как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Слайд 17  В ходе своей работы выявила , что одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. 

Слайд 18            Существуют различные виды моделирования

Слайд 19        Предметные модели. Самая простая предметная модель - заводная игрушка, с помощью которой можно сформировать у детей представления о внешнем виде того или иного живого существа.

 Слайд 20 . Предметно-схематические модели. Например ребенку предлагается подобрать к листику соответствующую геометрическую форму.

Слайд 21       Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

 

Слайд 22        Была проведена работа с родителями, а именно

Слайд 23        Конкурсы Очумелые ручки,

Слайд 24         Царство цветов

Слайд 25      (поделки из бросового материала, конструирование из бумаги)

Слайд 26    С детьми была прведена исследовательская деятельность по конструированию из бросового материала

Слайд 27    Мы изучали устройство народной игрушки «,Неваляшка», и пытались смастерить ее.

 

 

 

Слайд 28    Моделирование процессов позволяет понять сущность мно­гих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т.д. В подавляющем большинстве случаев такие модели должны быть несложными. Иногда достаточно 1—2 мин, чтобы с помощью простых приспособлений (шнура, палочки, бумаги) ребенок получил исчерпывающий ответ на поставлен­ный вопрос.Результаты  показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление об экосистемах и временах года

шениях, существующих между ними.

 

 

Способ введения моделей в педагогический процесс опреде­ляется самим педагогом. Обучение детей моделированию связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить в начале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.

Слайд 29    Таким образом, использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Моделирование является интересным и полезным спо­собом формирования экологического сознания и позволяет демонст­рировать существенные экологические связи в природе.

Слайд 30 А сейчас я предлагаю вам сконструировать «Птицу счастья»»

Слайд 31  Сгибаем квадрат по диагонали

Слайд 32  Сгибаем стороны квадрата к центру

Слайд 33) Верхний уголок сгибаем внутрь

Слайд 34 Стороны квадрата также к центру сгибаем

Слайд 35 Так как показано на схеме

Слайд 36 Теперь складываем эту конструкцию пополам

Слайд 37 Острый угол загибаем вверх примерно пополам

Слайд 38  Потом надо загнуть этот угол вовнутрь

 Слайд 39 Загибаем верхний острый уголок вовнутрь, формируя клювик

Слайд 40 Мои помощники раздадут вам сейчас крылья и хвосты для птицы

Слайд 41 Берем ножницы, в середине  нашей заготовки птицы делаем надрез для крыльев, а в конце туловища делаем надрез для хвоста.

Слайд 42 Вставляем заготовки.

Слайд 43 Желаю всем весеннего настроения творческих успехов! Пусть птица "Счастья" принесёт вам удачу!

В заключении хочется напомнить всем  китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами модели являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает  огромный интерес и  воспитывает любовь к природе.

Спасибо за внимание.