Логоритмика: зачем она ребенку

Серкина Вера Александровна
Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько "элементов": дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной. 
Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки. 
Занятия логоритмикой также развивает моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечного тонуса. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.
Когда нужна логоритмика?
Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:
-у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
-ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
-у крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
-карапуз часто болеет;
-для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
-для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет)
Главные правила логоритмики:
1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. При этом не нужно специально заучивать речевой материал: просто повторяйте текст от занятия к занятию, пусть все идет своим чередом.Первое время задания читает один из родителей, позже, когда малыш сможет повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, он может занять роль "ведущего".
2. Старайтесь соблюдать определенный график — заниматься логоритмикой лучше два раза в неделю, во второй половине дня. Если малыш заикается, нагрузку нужно увеличить до 3–4 раз в неделю. Не ждите мгновенного результата: первые изменения будут заметны минимум через полгода, год.
3. Проявите фантазию — вам нужно максимально заинтересовать ребенка, чтобы он не скучал и не отвлекался. Используйте на занятиях картинки, игрушки, яркую одежду и карнавальные костюмы – или любые другие предметы, которые вызовут радость у вашего карапуза!
4. Не спешите охватить как можно больше заданий — каждое упражнение нужно повторять многократно (из занятия в занятие), и лишь когда оно будет выполнено "на отлично", переходить к следующему. Если какое-то задание категорически "не идет", отложите его, но через некоторое время обязательно вернитесь к нему.
5. Ваш помощник — музыка. Меняйте композиции на каждом этапе занятий. Вы можете использовать как классические мелодии (для медленной части подойдут вальсы, для более подвижной — марши), так и использовать детские песенки из любимых мультфильмов и записи звуков природы.
6. Не бойтесь что-то менять и экспериментировать. Если задание оказалось слишком сложным для малыша, упростите его или разбейте на короткие блоки. Заметили трудности в конкретном задании — добавьте количество упражнений на отработку нужного навыка. Главное правило — соблюдать единство музыки, движения и речи. 
7. Наберитесь терпения: малыш чувствует все ваши эмоции, и даже если вы открыто не высказываете свое недовольство, он может замкнуться в себе. Возможно, вашему ребенку просто требуется чуть больше времени, чтобы освоить выбранное задание. Будьте сами примером: если начали заниматься с крохой, доведите дело до конца, поддерживая и мотивируя своего ребенка.