Конспект открытого занятия – викторины по экологии в подготовительной группе «Мы - друзья природы»

Кудрявцева Анжела Геннадьевна

Цель:

Cистематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

2.     Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

3.     Закрепить правила поведения в природе

4.     Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»;  эмблемы с изображением ручейка и леса; оборудование для презинтаций « следов животных», «правила поведения в лесу»; мальтберт; два стола для игры «Чем был и чем стал»; стол для жюри; одежда для Айболита; фишки.  

 

Ход НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

 

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, оно будет необычное,  в форме викторины – «Мы - друзья природы». Посмотрите ребята, у вас у всех весят эмблемки. А это значит у нас получились две команды: « Ручеек» и «Зеленый патруль».

 

Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю позвать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. За каждый правильный ответ команды  будут получать фишку.

 

Встречайте команды.

Представление.

 

 

Команду « Ручеек»: представит нам Полина

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

 

 

Команду «Зеленый патруль»: представит нам Никита

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

 

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?      

 

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – березовая роща)

А где растут ели, сосны? (еловый лес, сосновый лес)

 

Много дубов? (дубрава)

 

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

 

Молодцы! Вижу вы уже, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки  и шумы леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

 

1 конкурс.

Ребята, лес всегда для нас был загадкой. Здесь мы можем услышать разное пение птиц, журчание ручейка, шум ветра, а также найти следы разных животных.  Давайте посмотрим на экран и попробуем отгадать следы. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

 

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

 

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

 

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

 

 

 

 

2 конкурс

Игра «Чей голос? » (голоса птиц в записи:  сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

 

3.Вопросы:

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк).

 

2 команда - Назовите птиц хищников (орел, сокол, сова, ястреб).

 

1 команда – Назовите перелетных птиц (гуси, утки, жаворонок,  дрозд, ласточка, лебеди)

 

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае( воробей, ворона, снегири, синички)

 

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

 

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

 

 

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….(лиса)

Быстрый, как…(заяц)

Голодный, как…(волк)

Неуклюжий, как…(медведь)

 

 О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений. И в следующем конкурсе мы поговорим о растениях.

5 конкурс

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?(дерево)

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.(кустарник)

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

( трава)

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

 

 

6 конкурс «Загадки - задачки»

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4) (задачи)

 

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)(задачи)

 

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

 

- про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

 

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

 

7 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку  «Чем был и чем стал»

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

 

 

8 Задание «Узнай по описанию»  Задание про грибы

1. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

2.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного (лисички).

 

9. конкурс

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя в лесу.

 Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

Сейчас мы проверим знаете ли вы правила поведения в лесу или нет. Ваша задача правильно называть, что нельзя делать в лесу?

 

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба.