Гиперактивный ребёнок
. Гиперактивный ребёнок
Если ребёнок отличается неусидчивостью, то причиной этого, скорее всего , являются расстройства, которые называются «гиперактивностью вследствие дефицита внимания». Ребёнку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чём-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаружиться ещё до того, как ребёнок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые учёные предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение.
При воспитании гиперактивного ребёнка используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребёнка с чрезвычайной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребёнка возникает чувство гнева. Когда ребёнок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдёт. Таким образом, можно дать понять ребёнку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ребёнок не слишком хорошо справляется с задачей или ведёт себя неидеально, постарайтесь всё-таки похвалить его.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться не предавать «поступку» чрезмерного значения, сохранять спокойствие. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его поступков, потакать ему, не контролировать его действий и непредъявлять к нему никаких требований. Наоборот, нужны жёсткие требования, не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых. Нужны требовательность плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок должен осознать, что требование не прихоть взрослого, а отказ, не демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше невнимание к просьбе.
2. Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
3. Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «ты плохо себя ведёшь – ты плохой» прочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает самооценку, создаёт ситуацию страха.
4. Обязательно объяснить, в чём проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю», «ты злая».
6. Не стоит ставить непослушному ребёнку в пример сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей». Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей.
Как помочь гиперактивному ребёнку
· В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. С ребёнком надо общаться мягко, спокойно.
· Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).
· Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе, при вседозволенности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.
· Так как ребёнку делают часто делают замечания и в детском саду, и дома (страдает самооценка), поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.
· Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, в противном случае он просто «выключится» и не услышит вас.
· Большие задания лучше давать частями. Также не нужно давать несколько заданий сразу.
· Запретов не должно быть слишком много, они должны быть заранее оговорены с ребёнком и сформулированы в очень чёткой и непреклонной форме.
· Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Он может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку, лучше говорить спокойно и сдержанно.
· За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребёнка об этом.
· Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.