Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»

Галимьянова Гарифа Гарифулловна
Конспект занятия в подготовительной группе в форме игры «Счастливый случай». «Наши права»
Цель: Развивать у детей основы правового сознания.
Задачи:
1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
3) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
4) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.
5) Способствовать умению детей взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.
Зрительный ряд:
1) Музыкальное сопровождение.
2) Карточки с изображением улыбки и солнышка по количеству детей.
3) 2 стола с наклеенной посередине картинкой с изображением улыбки и солнца.
4) Макет ромашки.
5) Фланелеграф.
6) Альбомные листы, фломастеры.
7) Свидетельство о рождении.
 
Литературный ряд:
1) Г.Остер «Вредные советы»
2) Пословицы о семье.
3) Пословицы об образовании.
4) Стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине»
5) Стихи о детстве.
6. Ход занятия
7. Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Я предлагаю вам разделиться на две команды: «Солнышко» и «Улыбка». (Дети выбирают карточки с изображением солнышка или улыбки и садятся за столы с этими картинками). Я предлагаю нашим гостям присоединиться к нам и занять место за любым столом. (Гости садятся вместе с детьми). Наша игра будет называться «Счастливый случай», ведь именно сегодня нас всех свел вместе счастливый случай: гостям – побывать у нас в детском саду, а ребятам пообщаться с нашими гостями. Итак, наша игра начинается.
 
 
8. (Воспитатель вносит фланелеграф с ромашкой, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8).
 
Воспитатель: Наш детский сад называется «Ромашка», именно ромашка поможет нам вспомнить ваши права. Под каждым ее лепестком обозначено какое-то право. Что же за право спрятано под первым лепестком?
 
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано солнце).
 
Воспитатель: Что же это за право, которое обозначено солнышком?
Ребенок: Это право на жизнь.
Воспитатель: Это главное право любого человека. Почему?
 
Ответы детей
 
Воспитатель: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Берем второй лепесток.
 
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «2», символ – изображение свидетельства о рождении).
 
Воспитатель: Что же это за документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Первый документ, который получает ребенок после рождения – это свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином какой страны является ребенок. А мы с вами граждане какой страны?
Дети: России.
Воспитатель: Значит под вторым лепестком скрывалось право на гражданство и имя. Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители. А вы знаете, что обозначают ваши имена?
Ответы детей и взрослых.
 
Воспитатель: Можно ли придумывать человеку клички? Какое право мы нарушаем? 
Берем третий лепесток. (на третьем лепестке схематично изображена семья) Что же это за право?
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Воспитатель: Давайте пофантазируем. Представьте, что вы взрослые люди. Какую семью вы бы хотели иметь? Пусть каждая команда схематично изобразит макет будущей семьи.
 
(Взрослые вместе с детьми обсуждают предложенные варианты, выбирают более интересный, зарисовывают его и после рассказывают другой команде)
 
Воспитатель: раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц. Вот и задание: чья команда больше назовет пословиц о семье?
(Далее берется четвертый лепесток, символ – дом).
 
Воспитатель: Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на жилище.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых нарушалось это право.
 
(Команды по очереди называют сказки «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.).
 
(Пятый лепесток, символ – книга).
Воспитатель: Что же это за право?
Дети: Право на образование.
Воспитатель: А где человек получает образование?
Дети: В детском саду, в школе, в институте.
Воспитатель: Я хочу предложить следующую ситуацию: одна команда докажет нам, что достаточно научиться писать, считать и читать, и больше образование получать не надо. А другая команда наоборот докажет нам, что образование необходимо человеку.
 
(Обсуждение командами ситуации и высказывание своей точки зрения).
 
Воспитатель: Образование необходимо человеку всегда и вы сейчас это доказали. А знаете ли вы пословицы об образовании?
 
(Команды по очереди называют пословицы).
 
Воспитатель предлагает взять шестой лепесток и объяснить какое право спрятано за ним.
 
Воспитатель: Каждый человек имеет право на отдых и развлечения и я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
 
(Проводится игра).
Воспитатель предлагает взять седьмой лепесток, уточняет что такое право на медицинскую помощь и предлагает командам доказать, что прививки необходимы и обратное, что можно прожить без прививок.
Далее берется восьмой лепесток, дети объясняют что такое защита от жестокого обращения. Педагог читает вредные советы Г.Остера и предлагает уточнить правильные они или нет и почему. (по совету каждой команде).
 
Воспитатель: Иногда дети могут так набезобразничать, что их необходимо наказать. Какое же наказание могут использовать  взрослые?
 
(Высказывания детей).
 
Воспитатель обращает внимание не то, что листочки на ромашке закончились, а это означает то, что основные права мы с вами знаем очень хорошо и предлагает отыскать нарушение прав у героев или героями сказок.
Командами по очереди называются сказки: «Колобок», «Снежная королева», «Золушка», «Приключения Буратино», «Волк и семеро козлят», «Мальчик с пальчик».
 
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы. Я предлагаю закончить наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.
 
1-й ребенок: 
Мы на свет родились,
Чтобы вместе жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
2-й ребенок: 
Пусть дети смеются звонко
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом. 
3-й ребенок: 
Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
4-й ребенок: 
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.