О ЧЕМ КРИЧИТ АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Дайлиденок Ирина Петровна

Уже не секрет, что современные дети отличаются своим нравом от детей предыдущих поколений: среди них стало очень много агрессивных и напористых, и тема, как воспитывать неуправляемого ребенка, становится одной из самых актуальных для молодых родителей наших дней. 

 

Возможно, это в каком-то роде исторически сложившийся феномен: родители нового поколения, преодолевая свою детскую недолюбленность, нерешительность, в воспитании собственных детей слишком качнулись в сторону крайнего детоцентризма и связанной с ним вседозволенности. Конечно, современные тенденции неизбежно сочетаются со старыми "классическими" ошибочными родительскими стратегиями, о которых нелишне напомнить, несмотря на большое количество литературы на данную тему. 

 

Прежде чем говорить о том, как справляться с агрессией ребенка, стоит остановиться на основных причинах агрессивного поведения ребенка и на том, что же стоит за неуправляемостью его поведения в целом. 

 

Здесь следует отметить, что речь идет о действительно агрессивном поведении ребенка с 2-3 летнего возраста и старше. Моменты проявления гнева в более раннем возрасте (кусание, шлепки и пр.) в данном случае не берем во внимание, поскольку, как правило, они имеют другую природу происхождения, хотя в некотором смысле являются предпосылкой для формирования агрессивного поведения в будущем, если родительские стратегии реагирования будут некорректными. 

 

Итак, основные причины детской агрессии: 

 

- Агрессивное поведение родителей во время ссоры между собой и в процессе увещевания ребенка.  

Ребенок "списывает" родительский шаблон поведения и реализует (отражает) в своем поведении как в отношении других детей и взрослых, так и в отношении собственных родителей. Здесь, как говорят, яблоко от яблони недалеко падает. 

Помните: 

Какими монетами вы заполните копилку характера ребенка, такими же монетами получите отдачу. 

 

- Нестабильная система поощрений и наказаний. 

 Известно, что качелеобразная система наказаний и поощрений весьма негативно сказывается на формировании характера ребенка. 

 Иногда родители жестко наказывают ребенка за мелкие провинности и не наказывают за серьезные проступки. 

Нередко в детско-родительских отношениях проигрывается другой вариант, когда родитель обещает наказать, но в итоге не наказывает. 

 Порой родитель требует, чтобы ребенок что-то сделал, но не проверяет выполнение задания, а в некоторых случаях еще и сам полностью выполняет или доделывает за ребенка. 

Нередко в семьях поощряют капризы, т.е. выполняют нечто после продавливания ребенком нескольких родительских "нет". 

 В результате ребенок усваивает свою правоту, безотказность в отношении собственной персоны, и в последующем взаимодействии как с родителями, так и с другими людьми не может взять в толк, почему собственно может быть иначе. 

 

Все это чаще всего происходит потому что, возникает желание отмахнуться ребенка и от процесса воспитания, потому что сейчас родитель устал, смалодушничал, либо оба родителя заняты конфликтом внутри пары и т.п. 

 

- Немотивированная властность взрослого 

 Когда взрослый не объясняет ребенку причин наказания, применяемых санкций, а также когда эти санкции не соответствуют степени провинности ребенка. 

 

- Чрезмерный контроль и критика действий ребенка. 

 Если ребенка постоянно критикуют, буквально за каждый шаг, неусыпно держа его в поле зрения, запрещая ему как некие действия, так и проявления себя и своих эмоций. 

 

- Неумение родителя контейнировать негативные чувства ребенка 

 Контейнирование как способность родителя "переварить" негативные чувства ребенка, будь то страх, гнев, боль, а также капризы и манипуляции, создают у ребенка чувство опоры и безопасности и понимание, что родитель сильнее. 

 

Если же ребенок хоть однажды уловил малейшее проявление сомнения матери или отца в собственном родительском авторитете и внутреннего беспокойства, малыш будет проверять родителя на прочность, провоцируя его тем или иным способом. 

 

Попробуйте представить чувства ребенка, который понимает, что он сильнее родителей! Представили?! 

 

Это значит, что: 

 

а) родители слабее его, и он должен контролировать эту жизнь - всё, что происходит вокруг! 

б) он вынужден брать на себя ответственность за себя и за родителей (за их здоровье, отношения)! 

в) он должен срочно повзрослеть! 

г) он вынужден защищать себя сам, и лучше это делать превентивно, на всякий случай (особенно, если в опыте уже было жесткое нарушение границ ребенка со стороны взрослых или других детей, когда за него никто не постоял)! 

 

Как вы понимаете, все это для детской психики становится непомерным грузом и сопровождается тревогой, которую, в свою очередь, наиболее доступным способом для него оказывается сбрасывать в отчаянной агрессивной борьбе. Получается своего рода замкнутый круг. 

 

Резюмировать вышесказанное можно следующим образом: 

Ребенок с помощью своей агрессии заявляет, "кричит" (иногда буквально) о том, что ему нужен сильный взрослый рядом, тот, кто сможет показать ему его границы и помочь удержать и защитить их, ведь в мире без границ порой становится страшно, и агрессия - всего лишь бегство от страха и способ защитить себя.