Рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра

Дайлиденок Ирина Петровна

1. Следите за тем, чтобы ваша речь всегда была простой и конкретной. Выражайте свою точку зрения меньшим количеством слов, когда это возможно. Обычно, будет гораздо более эффективно, если вы скажете «Положите ручки, закройте тетради и постройтесь для выхода на улицу», чем «Мне кажется, на улице так хорошо. Проведем-ка урок естественной науки! Как только вы закончите писать, закройте ваши тетради и постройтесь возле двери. Сегодня мы будем изучать растения на свежем воздухе!». 
2. Обучайте детей конкретным социальным правилам и навыкам, например, действиям по очереди и социальной дистанции.
3. Предоставляйте ограниченный выбор. Например, если вы просите ребенка выбрать предмет определенного цвета, скажем, красного, положите перед ним только 2-3 дополнительных предмета, из которых он должен будет сделать выбор. Чем больше окажется выбор, тем больше вероятность того, что аутичный ребенок смутится или растеряется.
4. Если вы задаете вопрос или проговариваете инструкцию и понимаете, что ребенок растерялся, переформулируйте вашу фразу. Вы можете проверить понимание ребенком сказанных вами фраз, попросив повторить их.
5. Избегайте сарказма. Если аутичный ребенок случайно сбивает со стола стопку ваших бумаг, не стоит говорить «Замечательно!» или «Ну ты и молодец!», так как ваше высказывание, скорее всего, будет воспринято буквально, и ребенок может в будущем повторить выполненное действие.
6. Избегайте использования идиом. «Откройте уши», «держим рот на замке» и тому подобные высказывания могут серьезно озадачить аутичного ребенка.
7. Давайте ребенку возможность очень четкого выбора и стремитесь, чтобы он был закрытым, а не открытым. Например, лучше всего, если вы спросите «Ты хочешь почитать или порисовать?», а не «Чем бы ты хотел заняться?».
8. Повторяйте инструкции и контролируйте понимание. Используйте короткие предложения для того, чтобы сделать инструкции максимально понятными. 
9. Обеспечьте очень четкую структуру обучения и составьте постоянный распорядок дня, в течение которого обязательно выделите время на игру.
10. Обучите ребенка понятию «закончено», для того, чтобы он мог понимать, когда заканчивается одна деятельность, и начинается что-то другое. Также хорошо использовать фотографии или картинки для описания того, как должна выглядеть «законченная» деятельность, например, если вы хотите, чтобы ребенок убрал в комнате, дайте ему фотографию того, каким образом она должна выглядеть. 
11. Всегда заранее предупреждайте аутичного ребенка об изменениях в привычных процедурах и распорядке дня или о смене деятельности.
12. Всегда обращайтесь к ученикам в персонализированной, индивидуальной манере. Например, аутичный ребенок не всегда может понять, что процесс преподавания или проговоренные инструкции для всего класса включает и его тоже. Потому обращение по имени и сказанное «Мне нужно, чтобы ты послушал это, потому что тебе нужно будет кое-что сделать» иногда может помочь. 
13. Используйте различные методы презентации информации: визуализация, физическая подсказка, моделирование сверстниками и т.д.
14. Учитывайте, что незначительное изменение в манере поведения аутичного ребенка может свидетельствовать о его беспокойстве или тревоге (например, вызванной небольшим изменением в привычном распорядке дня).
15. Не воспринимайте грубое или агрессивное поведение на свой счет. Мишень для гнева ребенка не всегда связана с источником его гнева.
16. Избегайте перестимуляции. Минимизируйте или удалите предметы, отвлекающие внимание аутичных учащихся. Для некоторых из них стены, декорированные яркими красками или картинками, могут мешать сосредоточению, другие не в состоянии будут оставаться внимательными в шумных условиях.
17. Постарайтесь подбирать такие занятия, которые каким-то образом пересекаются с интересами ребенка.
18. Изучайте с ними компьютерную обработку текста и используйте компьютерное обучение грамотности.
19. Старайтесь следить за тем, чтобы другие дети не дразнили аутичного ученика в свободное время, а также предоставьте им информацию в доступной для них форме об особенностях потребностей ребенка с аутизмом.
20. Позволяйте учащемуся с аутизмом избегать некоторых видов деятельности, которые он может не понять, или которые ему не нравятся. 
21. Изредка разрешайте ребенку доступ к некоторым формам навязчивого (обсессивного) поведения в качестве вознаграждения за приложенные усилия.