«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»

Зажицкая Наталья Ивановна

 

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

с учетом ФГОС»

 

 «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»

 

Цель программы:

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

 

Задачи программы:

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(развивать творческое воображение,проявление творческой активности);
  • Приобщить дошкольников к театральной культуре(познакомить с обстановкой театра,театральными жанрами,с разными видами кукольных театров);
  •  повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования, ФГОС дошкольного образования;
  • Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности,свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе;
  • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата.уважения к личности каждого дошкольника;
  • проанализировать литературу по данной теме;
  • изучить литературу по улучшению предметно – развивающей среды в старшей и подготовительной группах;
  • подобрать, изучить и изготовить дидактический материал по теме самообразования для организации самостоятельной деятельности детей;

 

 

Сроки программы:

Программа рассчитана на 2 года (сентябрь 2018 г -  май 2019 г.)

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты:

  • в результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты,выдумывать.фантазировать,воплощать свои фантазии в реальные образы.
  • Будет развиваться связная речь,произойдет обогащение словаря,что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков,раскрытию творческих способностей детей(интонационное проговаривание.эмоциональный настрой,мимическую выразительность,навыки имитации);развитию психологических процессов9мышление,память,речь,внимание,воображение,фантазия);личностных качеств(дружеские,партнерские взаимоотношения,коммуникативные навыки,любовь к животным)
  •  

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом,родительское собрание.

 

Форма отчета по проделанной работе

Показ открытого мероприятия.Выступление на педсовете.

 

Введение.

Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  1. сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  2.  повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
  3.  познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  4. совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  1. Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  2. Приобщение  к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  3. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  4. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском  саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  5. Театральные игры применяются в основном как  «зрелище» на праздниках      Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в  свободную игровую деятельность.
  6. Невмешательство  взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят    из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

 

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Предполагаемые

результаты

Профессиональное

  • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
  •  

2018- 2019

 

 

Повышение собственного профессионализма

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические

  • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
  • знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников;
  • изучить подобранную методическую литературу;
  • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
  • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образовательной деятельности;
  • Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  • Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий.
  • Проводить открытые занятия для коллег по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.-19г.

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.-2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно технологические технологии

  • Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

 

регулярно

 

 

 

2019

 

 

 

Повышение интереса воспитанников к ООД «Музыка» и «Развитие речи»

 

Охрана здоровья

  • Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
  • Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы работы

Задачи

Содержание работы

1-й этап-

Организационно-подготовительный

 

(сентябрь-ноябрь )

Подборка и изучение программно-методической литературы,изучение опыта педагогов-практиков по развитию речи у дошкольников через тетрализованную деятельность

-постановка цели,задач

-подбор методической,художественной литературы,иллюстрированных материалов,атрибутов

2-й этап-

Диагностический

 

(декабрь-февраль )

Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей.

Формирование банка данных об уровне родительской компитенции в вопросах развития речи детей.

Знакомство детей с разными видами театра.

-анкетирование родителей по речевому развитию ребенка в условиях семьи

3-й этап-

Практический

 

(март-апрель)

Определение содержания работы по развитию речи у детей навыков по театрализованной деятельности

-разработка игровых занятий

-выразительное чтение литературных произведений

-знакомство с инсценировкой(о чем она,кто главные герои,где живут,как выглядят,какова их внешность.одежда,манера поведения)

-формирование у детей интереса,желания участвовать в постановке,приняв на себя определенную роль

-распределение ролей

-работа над ролью,над выразительностью речи

-подготовка атрибутов,бутафории,кукол,костюмов,масок для инсценировки

-работа над характером роли

-театрализация сказки

 

 

 

 

 

Список литературы:

.

 

 

1. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

2. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

 3. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год 4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

5. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.

6.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2014 г.