Упражнения для развития речевого дыхания.
Картотека упражнений по развитию речевого дыхания
«Вдох – выдох»
Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом, (Соответствующие движения.) Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша, Как? Покажем малышам.
Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).
|
«Ветер дует» Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.) Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть.) Я подую далеко, (Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.) Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них.)
|
Муха Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.
Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.
Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами. |
Волшебные заклинания Цель: развитие фонационного дыхания
Содержание: Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА. Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО. Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.
Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.
|
Гоночки
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю. Материал: Машинки – оригами.
Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.
Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату.
|
Ветряная мельница.
Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю. Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора. Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер). Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком: Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч!
|
Снегопад Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.
Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её: Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. А. Барто
Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.
|
Бабочка Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку: Бабочка – коробочка, Полети на облачко, Там твои детки- На березовой ветке! Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».
|
Кораблик. Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.
Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком: Ветер, ветерок! Натяни парусок! Кораблик гони До Волги – реки.
|
Пастушок дудит в рожок.
Цель: Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Материал: Рожок, дудочка. Содержание: Предложить ребенку как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Педагог показывает, что необходимо вдохнуть через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто подует громче всех.
|
Запасливые хомячки
Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений. Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов. Содержание: Педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги).На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».
|
Куры Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки. Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.
|
Футбол
Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.
Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).
|
Шторм в стакане
Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.
Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила. Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
|