мастер класс

Спицына Ольга Владимировна

Мастер класс о том, какие технологии я использую в своей работе...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_tehnologii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Мастер класс по технологии ТРИЗ

Каждый ребенок по своей сути является большим почемучкой. Поэтому воспитатели обязаны сеять зерно пытливости в умах своих детей, для того чтобы дети росли и развивались. Ведь у нас в ДОУ каждое действие ради развития. Приоритетным направлением моей работы является познавательно-исследовательская деятельность. Именно на познавательно-исследовательской деятельности дети младшего возраста, познают новые объекты живой и неживой природы, выполняют опыты, наблюдения, учатся анализировать, систематизировать, делать вывод, умозаключения. Основная цель работы – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, компетентное поле, способность к исследовательскому типу мышления.

В ходе своей деятельности я использую такие формы работы, как реализация проектов, моделирование, экскурсия, наблюдения, исследовательская деятельность. Использую такие технологии, как

1 Технология ТРИЗ (карусель признаков)

2  Модель трёх вопросов.

 Для чего я  использую модель трех вопросов?

1.Происходит обмен новостями, полезной информацией, обмен идеями (на основе полученной от детей информации, я строю деятельность детей), поддержка детской инициативы, развивается связная речь.

2.Для определения, какими знаниями владеют дети. Чтобы узнать степень осведомленности детей о данном объекте.

3.Выявить интересы детей

4.Получить сведения,  какими способами добывания информации дети владеют.

5. Чтобы воспитатель мог планировать свою дальнейшую деятельность, поддерживая  детскую инициативу и учитывая детские пожелания. Идеи являются основой для реализации планирования работы.

Итак , давайте попробуем!

-Что мы знаем о снеге?

А как образуются снежинки? (круговорот воды в природе)

Куда девается растаявший снег? (стекают в ручьи, испаряется, начинает свой путь заново с неба). Какой можно сделать вывод?

Н-р  Вывод: И капельки воды и снежинки начинают свой путь с неба.

Почему капельки прозрачные, а снежинки белые? Дело в том, что каждая отдельная снежинка сама по себе прозрачная, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг к другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда мы видим розовые лучи солнца, снег тоже становится розовым. 

Почему снег и лёд тают от соли?

Снег и лёд – это вода, которая замерзает (становиться твёрдой) при температуре 0 градусов по Цельсию. Если в воду добавить соль, то получится соляной раствор, который замерзает при температуре ниже 0. Если посыпать лёд или снег солью, мы заставим их растаять, так как соль растворяется в воде и снижает точку ее замерзания. Вначале растает лёд вокруг кристалла соли, а затем процесс таяния распространится от этой точки дальше.

-Что нового хотим узнать о снеге? 

Какой снег тает быстрее?

Вывод: Быстрее тает грязный снег, потому что: В грязи тоже бывают соли, которые ускоряют процесс таянья снега. Грязь обычно тёмная, а это значит, что она поглощает солнечные лучи и в результате быстро нагревается, нагревая за собой снег.

Какая страна самая снежная?

Как называется крохотная частица снега?

 Каков вес одной снежинки?

(Все ответы детей фиксируются воспитателем и дети самостоятельно приклеивают стикеры на экран идей. Такая работа проводится, для того, чтобы вовлечь родителей в нашу деятельность. Модель трех вопросов помогает застенчивым детям стать более активными и раскрепощенными.  На утреннем круге, когда работает модель трех вопросов, я  использую такие фишки, например, говорит тот, у кого под подушкой сорока, её можно передавать всем желающим детям, кто хочет высказаться по данному вопросу. Молчат те дети, у кого под подушкой оказался камень. Если оказалось, что у ребенка под подушкой камень, а он желает что-либо сказать, то он может это сделать, когда к нему дойдет сорока)

-Где мы можем узнать об этом?

Энциклопедии  СМИ, у взрослых, у старших товарищей итд

В своей работе использую  технологию ТРИЗ. Н-р Карусель признаков. Всего 17 признаков. Изучение признаков объектов необходимо начинать с ясельной группы. По мнению Сидорчук , дети младшего возраста выделяют 12 признаков объектов, а среднего возраста 16 признаков. Учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы полными предложениями, а так же сопоставлять признак с анализатором.

Давайте попробуем.  Разделимся на две подгруппы. Первая подгруппа работает за столами, вторая подходит к нашей карусели признаков. Сколько всего помощников у умной головы? (5)

Первой подгруппе я раздаю карточки с анализаторами (помощниками умной головы) и предметные картинки. Необходимо разложить к каждому анализатору по 4 картинки, при этом проговаривая: «Что делают руки и т д , что делает при этом голова»

Руки трогают, а голова понимает признаки объекта. Глаза смотрят, а голова «видит и понимает признаки объекта. Уши слышат, а голова «слышит и понимает признаки объекта. Язык пробует, а голова понимает вкус объекта. Нос нюхает, а голова понимает значение признака запах объекта.

А вторая подгруппа  поиграет с нашей каруселькой признаков.

Мы пойдем сейчас по кругу

Станем рядом друг за другом.

Все стоят на краю карусели признаков, в центре лежит объект – мяч,  на краю карусели карточки с признаками. Главное правило - задать вопрос и  назвать признак по карточке.

-Что мы видим  за объект в центре?  (например- мяч)  По считалочке выбираем, кто первый будет задавать вопрос. Все смотрят, на свою  карточку с признаком и составляют вопрос, стоящий напротив , отвечает на вопрос. Напрмер: «какой мяч по цвету? По цвету мяч синий с красными полосками и т д.

Теперь две подгруппы объединяются в один круг.

-Как вы думаете, какие задачи решаются при выполнении данных технологий?

Образовательные:

1 Дети умеют выделять объекты, называют признаки.

2 Умеют задавать вопросы и отвечать на вопросы.

3 Правильно строить предложения.

4 У детей развивается мышление.

Если вы считаете данные технологии приводят к высоким показателям развития детей, приклейте на дерево пожеланий, листики желтого цвета, если нет – синего. Спасибо за внимание!