Главные вкладки

    Краткосрочный проект "Быть здоровыми хотим!"

    Курдюкова Светлана Ивановна

    Формирование у детей  дошкольного возраста основ здорового образа жизни.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение города Когалыма «Буратино»

    П Р О Е К Т
    «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

    http://ds5ishim.ru/sites/default/files/67e97de5e19f716671e49c2da0481524-clipart-baba_1.jpg

    Разработала: С.И. Курдюкова,                                                                                                                                                    воспитатель                                                                                                                                                        МАДОУ «Буратино»

    г. Когалым 2019


    Проект

    «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» 

    (для детей младшего дошкольного возраста)

            

    Актуальность:

    Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.

            

    Тип проекта: познавательно-игровой.

    Продолжительность проекта: 1 месяц

            

    Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства для формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, через  взаимодействие с родителями средствами проектной деятельности.  

    Задачи проекта:          

    • Формировать у детей ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
    • Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
    • Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.
    •  Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
    • Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.
    • Использовать в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемы интеграции разных видов деятельности.
    • Повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение  с воспитателями группы.

    Сроки реализации:  декабрь  2019 года

    Участники проекта:  дети второй младшей  группы  «Радуга»  МАДОУ «Буратино», родители, педагоги.

    Практическая значимость проекта:

    • повышение познавательного интереса к своему организму и его возможностям у детей младшего дошкольного возраста;
    • пополнение развивающей предметно-пространственной среды продуктами детской деятельности;                                                                                                                                
    • вовлечение родителей в совместную проектную деятельность.  

     

    Предполагаемый результат реализации проекта: 

    Дети: укрепление здоровья; повышение двигательной активности; обогащение двигательного опыта; развитие культурно-гигиенических навыков, культуры питания; формирование элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья.

    Родители: обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье и ДОУ; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

    Основная часть

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный: разработка проекта (1 неделя)

    II этап – основной (2,3 неделя)

    III этап – заключительный: подведение итогов (4 неделя)

    I этап - подготовительный

    Направление работы

    Содержание деятельности

    сроки

    1.

    Работа с детьми

    • Выявление знаний детей о  здоровье и здоровом образе жизни.

    1 неделя   месяца

    2.

    Взаимодействие с родителями

    Информация родителей о предстоящей деятельности «Письмо родителям»

    3.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Подбор художественной литературы, фотографий, открыток, видео, аудио альбомы, картотека настольно-печатных игр по теме, плакатов, изготовление атрибутов спортивного инвентаря для физкультурного центра, игрушек-заместителей для сюжетных игр.

    На первом этапе были выявлены первоначальные знания детей о здоровье и здоровом образе жизни.

    Родители были в полном объеме информированы о предстоящей деятельности.

     Создана развивающая предметно-пространственная среда: подобрана художественная литература, фотографии, открытки, видео, аудио альбомы по теме ЗОЖ, картотека опытов «Моё тело», плакатов, изготовление спортивного инвентаря для физкультурного центра, игрушек-заместителей для сюжетных игр. Подготовлены атрибуты к спортивным, подвижным играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Составлен план работы с родителями.

    II этап – основной

    Направление работы

    Содержание деятельности

    сроки

    1.

    Работа с детьми

    Целевые прогулки, использование к.г.н., применение здоровьесберегающей технологии Б.Егорова «Даёшь зарядку 5 раз в день», спортивный калейдоскоп «Вот, что мы умеем!», спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, просмотр учебных мультфильмов, НОД, подбор художественной литературы на тему «ЗОЖ» в «Уголок детской книжки»: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И.Чуковского, «Купанье» З.Александровой; разнообразить иллюстративный материал для самостоятельного рассматривания на тему: «Дети занимаются спортом»;
    подобрать дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кому что нужно для работы?», чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок.

    В творческой мастерской изготовление  атрибутов в уголок «Больница» (деревянные шпатели, баночки от витаминов, цветные талоны); костюма Доктора для куклы.

    2,3 неделя

    месяца

    2.

    Взаимодействие с родителями

    Анкетирование: «Какое место в вашей семье занимает физкультура?» (приложение 1); 
    - Консультации, памятки, буклеты, бюллетени: «Закаливание детей дошкольного возраста»
    (приложение 3),  «Даёшь зарядку пять раз в день!» (приложение 3а), «Физическое оборудование своими руками», «О соблюдении детского режима», «Роль семьи в формировании двигательной активности ребёнка», «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье», «Роль семьи в формировании двигательной активности ребёнка»;
    - Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пище,  о значимости совместной двигательной деятельности  с детьми.
    - Родительский клуб «Папа, мама, я – здоровая семья!»: круглый стол «Здоровье ребёнка в ваших руках!»  «Для чего нужен веер? (родители и дети, изготовление веера)»
    (приложение 2), спортивное развлечение «В стране Неболейки» (приложение 4), оформление стенгазеты «Мы здоровью скажем – да!».

    3.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Пополнение развивающей предметно – пространственной среды атрибутами спортивного инвентаря физкультурного центра:

     дорожка здоровья;

    -массажеры;

    -картотека опытов «Моё тело», игрушек-заместителей для сюжетных игр.

    Планирование в рамках реализации проекта было организованно по пяти образовательным областям:

    Образовательные области:

    «Социально-коммуникативное развитие»                                                       

    Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Овощной магазин», «Оденем куклу на прогулку», «Купаем малыша», «Праздничный салат для мамы», «Семья» (накроем на стол), «Отпуск на море».

    Дидактические игры: Дидактическое упражнение «Соберём овощи и фрукты в корзинки». Дидактические игры: «Съедобно - несъедобно», «Кому, что нужно для работы?», «Чудесный мешочек» (называть предметы гигиены),  «Узнай фрукты и овощи на вкус»;

    Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Лото», «Овощ или фрукт?»

    Потешки: «Водичка, водичка..», «Расти , коса…»;
    Чтение стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр»;
    Чтение стихотворения З.Александровой «Купанье»;
    Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», С.Михалков «Ах, ты, девочка чумазая!»

    Пословицы, поговорки, загадки на тему «Здоровый образ жизни».

    «Познавательное развитие» 

    1. Беседа « Кто нас лечит?» «Овощи и фрукты»;

    2. Рассматривание иллюстраций фотографий о спорте;

    3.Беседа «Правила культурно-гигиенических навыков».

    4. Игровая ситуация «Нюша в гостях у Кроша».

    «Речевое развитие»


    1.Развитие речи тема: «Если хочешь быть здоров закаляйся».

    2.  Беседы: «Полезно–не полезно», «Кто спортом занимается».

    3. Составление рассказа «Рассказ об овощах».

    4. Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Культура поведения    за  столом».

    «Художественно-эстетическое развитие»      

     Рисование: «Овощи и фрукты»; «Картошка и свекла», «Апельсин и мандарин».
     Аппликация: «Фрукты на тарелке», «Новая расчёска для куклы Кати», «Чашки трех медведей», «Полотенце для матрешки».
    Лепка:
    «Миска с вишенками», «Яблоко», «Миски трех медведей». 

    «Физическое развитие»  

    Ежедневные мероприятия:
    -
    Здоровьесберегающая технология Б.Егорова «Даёшь зарядку 5 раз в день»;
    -Утренняя гимнастика;
    - Прогулки;
    – Физкультурные минутки;
    - Ходьба по массажной дорожке (с целью профилактики плоскостопия);
    - Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Лимон» «Ёжик»;
    -Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Самолёты», «Мышеловка»;
    - НОД по физической культуре.

    На втором этапе проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста были организованы целевые прогулки на свежем воздухе. Проведены беседы, ежедневное применение здоровьесберегающей технологии Б.Егорова «Даёшь зарядку пять раз в день!», организованы спортивные и подвижные игры, физкультурные минутки, просмотр учебных телепередач по теме, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок.

    Во взаимодействии с родителями были разработаны консультации, бюллетени, памятки. Проведено анкетирование, с целью повышения компетентности в вопросах физического воспитания и оздоровления детей. Проведён круглый стол «Здоровье ребёнка в ваших руках!»

    Была пополнена  развивающая среда для организации укрепления и сохранения здоровья детей младшего дошкольного возраста атрибутами спортивного инвентаря физкультурного центра, картотекой опытов «Моё тело», игрушек-заместителей для сюжетных игр.

    В ходе реализации второго этапа у детей сформировались  ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

     При взаимодействии родителей были проведены: анкетирование «Какое место в вашей семье занимает физкультура?», спортивное развлечение   «В стране Неболейки», у детей закреплялись способности по данной теме. При проведении спортивных развлечений, культурно-гигиенических игр дети легко усвоили  материал по теме проекта.

    В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас и познавательный интерес  к своему организму и его возможностям. Сформировалась  готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада  по проблемам физического воспитания и оздоровления детей.

    III этап – заключительный

    Направление работы

    Содержание деятельности

    сроки

    1.

    Работа с детьми

    Спортивный калейдоскоп «Вот, что мы умеем!» 

     4 неделя

    2.

    Взаимодействие с родителями

    Оформление лэпбука «Правила культурно-гигиенических навыков»

    3.

    Организация развивающей предметно-пространственной среды

    Выставка  «Будь здоров, малыш!»

    На заключительном этапе с дошкольниками был проведён спортивный калейдоскоп «Вот, что мы умеем!». Родители оформили и представили лэпбук «Правила культурно-гигиенических навыков».

    В группе для детей и их родителей организована выставка «Будь здоров, малыш!», в которой приняли участие семьи воспитанников, что способствовало эффективному повышению навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.

    Вывод:

    В ходе реализации проекта «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» предполагаемые результаты были достигнуты.

    Мы пришли к выводу, что в процессе применения практических способностей культурно-гигиенических навыков  у детей сформировался познавательный интерес к своему организму и его возможностям, связанный с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

     

    Достигнутые образовательные результаты и эффекты

    Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни дошкольников.

    Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

    У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

    Перспективы краткосрочного и долгосрочного развития проекта

    • Продолжить работу над формированием ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни дошкольников, через разработку и реализацию совместного с родителями проекта «Папа, мама, я – здоровая семья!».
    • Ознакомление педагогов ДОУ с данным проектом,  презентация на городских мероприятиях города.
    • Пополнение  развивающей предметно - пространственной среды группы продуктами детско - родительской деятельности.

    Список источников:

    1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
    2. Алямовская В.Г. «Как воспитывать здорового ребёнка». – Москва. 1993.
    3. Маргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
    4. Журнал «Дошкольное воспитание». № 6 2002. «Упражнения для оздоровления детей».
    5. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
    6. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
    7. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
    8. Гурец И. И. «Прогулки в детском саду».
    9. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. -М: Айрис-Пресс, 2006.-136с
    10.  Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. :Просвещение. -1999.-221с.
    11. Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Анкета

                                                       «Растем здоровыми?»

    Уважаемые родители!

    Для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в детском саду нам необходимы некоторые сведения о видах оздоровления ребенка дома. Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь ее цель – укрепление здоровья вашего малыша.

    1 Фамилия, имя, отчество ребенка____________________________________

    _________________________________________________________________

    2 Как часто болеет Ваш ребенок?__________________________________________

    3 Что, на Ваш взгляд, является предрасполагающими факторами для возникновения заболевания у Вашего ребенка?_________________________

    __________________________________________________________________

    4 Закаливаете ли Вы ребенка дома?_________________________________________

    5 Какие виды закаливания Вы считаете приемлемыми для Вашего малыша?

    _______________________________________________________________________

    6 Какие виды семейного отдыха Вы предпочитаете?_____________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    7 Знаете ли Вы, как можно укрепить здоровье Вашего ребенка?___________

    __________________________________________________________________

    8 Может ли детский сад оказать помощь в укреплении здоровья Вашего ребенка?___________________________________________________________

    9 Консультации каких специалистов Вы бы хотели получить?__________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    10 Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья Вашего ребенка?___________________________________________________________

    Спасибо!


    Приложение 2

    Круглый стол для родителей

    «Здоровье ребёнка в ваших руках!»

    Цель: Показать необходимость здорового образа жизни в семье.

    Задачи:

    1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
    2. Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
    3. Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.

    Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

    Правила работы:

    • Взаимопомощь!
    • Быть на равных условиях!
    • Спорить, но не ссориться!

    Вступительное слово:

       Здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Однако  физическое воспитание детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребёнка.  Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

      Беседуя с детьми о здоровье, я спросила: " Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?" Ответ был однозначным - пить таблетки. "Подождите",- сказала я. "Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?" "Пить таблетки". Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.

    1.Правильное питание

    2.Режим

    3.Культурно- гигиенические навыки

    4.Закаливание

    5.Физкультура

    6.Прогулки на свежем воздухе.

    7. Отказ от вредных привычек.

      Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает  о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.   Однако нельзя насильно принуждать. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.

       Вопросы дискуссии:

    1.Что такое здоровье? Ответы

    «Здоровье – это не отсутствие болезней – это физическое, психическое и социальное благополучие» На сегодняшний день в России сложилась социальная катастрофа, связанная с состоянием здоровья будущего поколения. Поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

    2.Что значит здоровый человек? Он какой? Ответ: Он жизнерадостен; активен; доброжелателен; развит физически, достаточно быстр, ловок и силен; закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой ребенок не имеет лишней массы тела. Это получился, портрет” идеально здорового ребенка.

    3. Какие факторы влияют на здоровье детей? Ответы

    Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

    4.Что такое «здоровый образ жизни»? Ответ: Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

    5.Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье? ОтветДети, хотя они ещё не понимают всех опасностей вредных привычек родителей, они непроизвольно начинают их копировать. По этой причине необходимо по возможности не проявлять при детях свои нездоровые наклонности, уделив им время вне присутствия ребёнка. А лучше, стараться избавиться полностью, чтобы не подавать плохой пример своим детям. Это же касается и просмотра передач и фильмов. В этом случае лучше заблокировать взрослые каналы и ограничиваться просмотром фильмов, допустимых к просмотру в семейном кругу. Это будет отнимать много времени, но зато Ваш ребёнок будет расти психически здоровым.

    6.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?  Ответ:  Привычки к здоровому образу жизни, прививаемые детям в детском саду, можно объединить в программу - минимум, которую ребенок должен выполнять самостоятельно:

    Мыть руки перед едой, и после посещения туалета.

    Полоскать рот после еды.

    Умываться холодной водой.

    Следить за своим внешним видом.

    Уметь расслабиться и гасить отрицательные эмоции.

    Уметь избегать опасности.

    Ежедневно менять трусики и носки.

    Уметь пользоваться носовым платком.

    Не есть овощи и фрукты немытыми.

    Не есть много сладкого.

       Викторина на тему: «Здоровье».

    (Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно - шаг назад)

    Вопросы.

    1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? - ДА.

    2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? - НЕТ.

    3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? - НЕТ.

    4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10.000 чел? - ДА.

    5. Правда ли, что бананы снимают плохое настроение? - ДА.

    6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения? - ДА.

    7. Правда это или ложь, что есть безвредные наркотики? - ЛОЖЬ.

    8. Отказаться от курения легко? - НЕТ.

    9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? - НЕТ.

    10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? - ДА.

    11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? - ДА

    12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? - НЕТ.

    13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать 2 стакана молока в день? - ДА

    14. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? – ДА-7-

    15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? - НЕТ.

    Все, кто оказался в 1 линии, получают приз и садятся на места, а кто во второй линии - остаются .

     Игра «Закончи пословицу! »

    Чистота – залог …. здоровья!

    Чисто жить – здоровым …. быть!

    Кто аккуратен – тот людям …. приятен!

    Грязь и неряшливость – путь…. к болезням!

    Чистая вода – для хворобы …. беда!

    Гигиена, чистота – нам здоровье…. красота!

    Быть здоровыми хотим – помогает нам…. режим!

    Солнце, воздух и вода – наши лучшие… друзья!

    Проведите дома эту игру с детьми и повторите пословицы!

      Питание.

    1. Максимально разнообразить стол.

    2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

    3.Не заставлять есть, когда не хочется.

    4.Не награждать едой.

    5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

    6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

    7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

    8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

      Режим дня.

    Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

      Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

    1.Перед сном не наедаться.

    2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

    3. Спать нужно, как можно более раздетым.

    4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

    5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи.

    6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

    7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

      Закаливание.

    Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

    При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

      Двигательная активность.

    Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

    Кроме пользы - только польза.

      Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во  время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

      Ограничение телевизора и компьютера.

    В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

       К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

    Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

    А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

       Подведение итогов.

    Здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни!

    Здоровый образ жизни – это

    • отказ от вредных привычек;

    • оптимальный двигательный режим;

    • рациональное питание;

    • закаливание;

    • личная гигиена;

    • положительные эмоции;

    • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

    (Предложить памятки родителям)

     

    Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!


    Приложение 3

      ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Вторая младшая группа

              Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким        и здоровым, закали- вайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

            Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

            Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

            Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

            Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

    1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
    2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
    3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

    ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

            Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

            Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).

            Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

            При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).

            Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

            Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 - 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении.

            Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

            Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

    При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1  до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался.

             С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка.

            Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.

            Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

            Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.

            Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

            Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

            Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.

    ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

        Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

            При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.

            Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

    Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.

            Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая её температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

            Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

            Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0,5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

            Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1,5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.

            Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

            Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.

            В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

            Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

            Для детей старше года температура воды для ванны-36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребёнка.

            После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

            Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трёх минут до пяти-восьми минут.

    ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ

            Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

            Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

            Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

    Приложение 3а

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ  Б.ЕГОРОВА                             «ДАЁШЬ ЗАРЯДКУ 5 РАЗ В ДЕНЬ»                                                                                      

    1.Утренняя гимнастика             (7-10 минут) -  для бодрости и поднятия эмоционального тонуса,  вовлечения  всего организма в деятельное  состояние.

     Комплекс ОРУ «Дружная семья»                                                         1.  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопки перед лицом 8 раз под слова:                       «Папа, мама, брат и я вместе — дружная семья!»                                  Вернуться в и.п.. Повторить 3 раза.                                                               2. «Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!»                    И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.                                    3. «Папа большой, а я — маленький. Пусть я маленький, Зато — удаленький.»И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.                              4. «Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?»                         И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6—8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повторить 2 раза.

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1208/00084f67-80dc4777/hello_html_md954210.png

    2.Пальчиковая гимнастика                        на занятиях и в промежутках между занятиями (2-3 минуты) для развития мелкой моторики и речи. 

    Воспитатель                            Воспитатель помогает              Нам картинки рисовать                           С нами в игры он играет                    И укладывает спать.                    Показываем указательными пальцами обеих рук лист бумаги.                                   Держим «кисточку» и рисуем.                                        Руки перед собой, вращение кистями. Руки под щеку.

    http://portalrebenka.com/wp-content/uploads/2018/01/Foto-2-12.jpg

    3.Дыхательная гимнастика                      перед прогулкой для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, развития умений правильного дыхания.

     «Гуси летят»                                       Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.                           Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/069f/00008f56-c56c16d8/hello_html_1f740f21.jpg

    4.Мимическая (эмоциональная) гимнастика           на прогулках и в самостоятельной детской деятельности для развития эмоционально – волевой сферы (несколько минут в день покорчить рожицы, чтобы привести в порядок психику).

    «Надувание щек»                       Надуваем щеки:                               - «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;                               - «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;                                      - поочередно надуваем правую, потом левую щеки;                         - округлить рот как при произнесении звука «о»;                                      -вытянуть губы трубочкой;                             -сморщить нос и шепотом сказать «фу».

    https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0378/00077d87-bf631b64/1/img17.jpg

    5.Гимнастика пробуждения     после дневного сна  прямо в постели для бодрости и  хорошего настроения. Лежа в постели, дети выполняют несколько упражнений, охватывающих все группы мышц. Затем по команде   выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба по оздоровительным дорожкам) попеременно в холодном и теплом помещениях, (воздушно-контрастное закаливание).

    «Весёлая зарядка»  1. «Потянулись» - И. п.: лежа на спине. Руки вверх, потянуться, произнести: "Ух!"                      2. «Паучок» - И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Поочерёдно сгибать руки и ноги.                         3. «Колобок» И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, вернуться в и.п.                                             4. «Рыбка» И.п.: лежа на животе руки под подбородком. Приподнять голову, подвигать руками и ногами.

    http://a2b2.ru/storage/images/person/34/gallery/1289/10048_001_novyy%20razmer.jpeg

    Приложение 4

    Сценарий спортивного праздника «В стране Неболейки»

    Задачи:

    Оздоровительные задачи: повышать общую работоспособность у детей, улучшать физическое развитие и укреплять здоровье.

    Образовательные задачи: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско – родительской паре. Расширять у детей двигательный и игровой опыт, развивать координацию, силу, ловкость, выносливость.

    Воспитательные задачи: повышать интерес детей к двигательной активности. Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

    Материал и оборудование: скамейка, 2 веревки, дуга; сундучок.

    Ход:

    - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались поиграть, повеселиться и укрепить свое здоровье, а для этого я приглашаю вас в путешествие, которое называется

    «Страна Неболейка».

    Все собрались?

    Все здоровы?

    Бегать и играть готовы?

    Ну тогда вы подтянитесь,

    Не зевайте, не ленитесь.

    На разминку становитесь!

    - И так начинаем нашу разминку.

    Разминка

    Крутим мельницу вперед,

    А потом наоборот (вращение прямых рук вперед, назад) .

    Наклоняться будем все

    Будто прыгаем в бассейн (наклоны вперед) .

    А потом назад прогнемся,

    Хорошенько разомнемся (наклоны назад) .

    И попрыгать нам пора,

    Мы не прыгали с утра (прыжки на месте) .

    Шаг на месте в заключенье,

    Это тоже упражненье (ходьба на месте) .

    Поскакали, потянулись.

    Вот как славно поразмялись.

    - Ребята, а дорога в страну Неболейка непростая и трудная. Давайте сейчас мы с родителями пройдем по этой дорожке.

    Дети вместе с родителями выполняют движения (ходьба по скамейке, держась за руку взрослого; прыжки через «ручеек»; пролезание под дугой) .

    -Молодцы, ребята, как хорошо вы прошли по такой трудной дорожке.

    - А сейчас, ребята, давайте отправимся дальше в путешествие.

    - Отправляемся в поход, много нас открытий ждет.

    Лесом, полем и зеленым лугом мы шагаем друг за другом.

    Дорога коротка, узка, идем, ступая мы с носка.

    Выше ноги поднимайте, через кочки все шагайте.

    Пробежимся мы слегка, ведь дорога нелегка.

    И снова шагом мы идем, и точно в сказку попадем.

    - Ах, какой красивый сундучок! А сундук – то не простой, он волшебный вот какой! Интересно, что в нем? (открываю сундучок) .

    -Ребята, а в нем загадки для детей и для взрослых. Вот послушайте их и отгадайте.

    1. Он лежать совсем не хочет,

    Если бросить - он подскочит.

    Бросишь снова - мчится вскачь.

    Ну конечно - это (мяч) .

    2. Кто тот снаряд спортивный крутит,

    Тот очень стройным скоро будет. (Обруч)

    3. Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я.

    Белой пеной пенится,

    Руки мыть не ленится. (Мыло)

    4. Там, где губка не осилит,

    Не домоет, не домылит,

    На себя я труд беру:

    Пятки, локти с мылом тру,

    И коленки оттираю,

    Ничего не забываю. (Мочалка)

    5. Хвостик из кости,

    А на спинке – щетинка. (Зубная щетка)

    6. Вытираю я, стараюсь

    После бани паренька.

    Всё намокло, всё измялось –

    Нет сухого уголка. (Полотенце)

    7. Хожу, брожу не по лесам,

    А по усам, по волосам,

    И зубы у меня длинней,

    Чем у волков и медведей. (Расческа)

    8. Дождик теплый и густой,

    Этот дождик не простой.

    Он без туч, без облаков,

    Целый день идти готов. (Душ)

    9. Чтобы волосы блестели

    И красивый вид имели,

    Чтоб сверкали чистотой,

    Мною их скорей помой. (Шампунь)

    10. Не смотрел в окошко –

    Был один Антошка.

    Посмотрел в окошко –

    Там второй Антошка.

    Что это за окошко,

    Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

    - А сейчас давайте поиграем в игру: «Да, нет».

    Каша вкусная еда

    Это нам полезно? (Да)

    Лук зеленый иногда

    Нам полезен, дети? (Да)

    В луже грязная вода

    Нам полезна иногда? (Нет)

    Щи - отличная еда,

    Это нам полезно? (Да)

    Мухоморный суп всегда –

    Это нам полезно? (Нет)

    Фрукты – просто красота!

    Это нам полезно? (Да)

    Грязных ягод иногда

    Съесть полезно, детки? (Нет)

    Овощей растет гряда.

    Овощи полезны? (Да)

    Сок, компотик иногда

    Нам полезны, дети? (Да)

    Съесть мешок большой конфет

    Это вредно, дети? (Да)

    Лишь полезная еда

    Нам всегда полезна? (Да)

    - А сейчас давайте все вместе поиграем в игру «Ровным кругом» (игра проводится в кругу родителей и детей) .

    - На этом наше путешествие подошло к концу. Но думаем, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения.

    - Спасибо всем кто пришел сегодня на наше спортивное развлечение.