Конспект НОД по развитию речи на тему: «В гости к осени».

Колесникова Елена Григорьевна

Интегрируемые образовательные направления: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Форма: занятие-путешествие.
Цель: Закреплять представления о сезонных изменениях в природы, систематизировать знания характерных признаков и примет осени.
Задачи
• Учить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости.
• Учить видеть красоту осенней природы и передавать ее средствами изобразительной деятельности (техника печатания).
• Учить детей правильно выполнять команды, использовать имеющиеся знания при выполнении заданий.
• Формировать представления о сезонных изменениях в природе.
• Закреплять знания характерных признаков осени.
• Продолжать учить детей выполнять аппликацию с использованием листьев-печатей.
• Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
• Знакомство с осенними изменениями в природе, рассматривание иллюстраций.
• Заучивание стихов, пословиц и поговорок об осени.
• Отгадывание загадок о сезонных изменениях.
Материал:
• Аудио сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года», песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашкова», звуки птиц;
• Игрушка птичка – соловушка;
• Альбомные листы, трафареты листьев, деревьев, губки, краски, клей, салфетки.
• Мультимедийная установка, картинки с изображением птиц и зверей, репродукции картин, изображающих разные периоды осени.

Ход:
Дети входят в группу под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Их встречает воспитатель.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный день. Я хочу вас удивить. Мы отправимся в путешествие. Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать?
На экране меняются картинки с изображением осенних пейзажей.
Прошла по лужам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Ответы детей: Осень.
Вос-ль: Верно, ребята, мы отправимся в гости к Осени. На каком виде транспорта мы туда доберемся? Обратите внимание на экран.
На экране фотография поезда.
Ответы детей: На поезде.
Вос-ль: Верно, на поезде! А чтобы получить билет, вам необходимо взять картинку и назвать приметы осени.
Дети выбирают картинки с приметами осени, комментируют свой выбор и занимают места в поезде.
Вос-ль: Итак, все на местах отправляемся в путешествие.
Я сегодня буду вместо машиниста. Поехали! Но чтобы нам не скучно было ехать, мы споем веселую песенку. Я буду петь, а вы со мной будите выполнять движения.
(Под запись мелодии из м/ф «Паровозик из Ромашково» педагог и дети выполняют движения, в соответствии с текстом песни, которую поёт педагог.)
Мы едем, едем, едем в далёкие края.
Весёлые ребята, хорошие друзья.
Поедем мы направо, потом опять вперёд,
Поедем мы налево, потом опять вперёд.
Направо, налево, вперёд, вперёд, вперёд.
Вос-ль: Вот мы и приехали. Предлагаю вам остановиться в лесу, потому что только здесь в лесу мы можем увидеть всю красоту сказочного времени года - осени.
На экране появляется фото осеннего леса, дети выстраиваются полукругом, звучит музыка.
Вос-ль: Дети, а какие осенние месяцы вы знаете?
Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Вос-ль: А сейчас какой у нас месяц?
Ответы детей: Октябрь.
Вос-ль: Как вы думаете осень всегда одинаковая?
Ответы детей: Нет, она разная.
Вос-ль: Какие периоды осени вы знаете?
Ответы детей: Ранняя, золотая, поздняя.
Вос-ль: А какая сейчас осень?
Ответы детей: Золотая.
Вос-ль: Ребята! Обратите внимание на экран!
(На экране меняется фото, появляется изображение ранней осени.)
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, какая осень наступила?
Ответы детей: Наступила ранняя осень
Вос-ль: Почему? Назовите ее признаки.
Ответы детей: На улице тепло, листья на деревьях еще зеленые.
Вос-ль: А кто из вас может рассказать стихотворение о ранней осени?
Дети рассказывают стихотворения, на экране меняется фото - появляется изображение золотой осени.
Вос-ль: Ребята, а теперь какая осень наступила в лесу?
Ответы детей: Наступила золотая осень.
Вос-ль: Как вы догадались?
Ответы детей: Листья на деревьях желтые и красные, травка пожелтела.
Вос-ль: Ребята, а хотите поиграть? Давайте соберём осенние листья в корзинку.
Игра «Осенние листья».
На экране меняется фото, появляется изображение поздней осени.
Вос-ль: Как вы думаете, а теперь какая осень наступила в лесу?
Ответы детей: В лесу наступила поздняя осень.
Вос-ль: Назовите признаки поздней осени.
Ответы детей: На улице холодно, деревья стоят голые.
Вос-ль: А кто хочет рассказать стихотворение о поздней осени?
Ответ детей.
Звучит музыка. Воспитатель и дети находят под деревом коробку.
Вос-ль: Ребята, как хорошо в осеннем лесу, давайте погуляем! А что это за коробка? Давайте посмотрим, что в ней лежит.
(В посылке лежит шляпа.)
Вос-ль: Ребята, это шляпа царевны Осени. Наверное, она волшебная! И правда, я слышу какие-то звуки! (Звучит запись звуков улетающих журавлей.) А вы слышите?
Воспитатель подносит шляпу к каждому ребёнку. Они слушают.
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, чьи это голоса?
Ответы детей: Мы слышим голоса птиц, улетающих на юг.
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, почему осенью птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: Многим птицам зимой не хватает корма.
Вос-ль: Ребята, каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: Ласточки, скворцы, гуси, утки.
Вос-ль: А какие птицы остаются зимовать с нами?
Ответы детей: Воробьи, вороны, дятлы, синицы.
Вос-ль: Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили!
Вос-ль: А сейчас мы с вами ребята поиграем. Хотите поиграть?
Ответы детей: Да
Игровое упражнение «Перелетные и зимующие птицы» (дети под музыку двигаются по кругу. Вос-ль называет «зимующая птица» - дети садятся, а если «перелетная» - встают и машут руками).
Вос-ль: Молодцы, все были внимательные! Ребята, а сейчас подойдите все ко мне. Обратите внимание на экран.
На экране появляются фотографии подготовки к зиме животных: медведя, белки, зайца.
Вос-ль: Леша, а какие животные леса готовятся к зиме?
Ответы детей: Медведь, белка, заяц.
Вос-ль: Ребята, белка приглашает вас к себе в гости. Помогите ей, пожалуйста, отыскать запасы на зиму. Она их спрятала и никак не может найти. Поможем белке, ребята?
Ответы детей: Да
Игра «Собери запасы на зиму»
(закрепление пространственных представлений.)
Ответы детей: Грибок на полке, яблоко под столом, груша за картиной.
Вос-ль: Какие вы молодцы! И с этим заданием справились, собрали полную корзинку урожая. Теперь белка готова к зиме.
Вос-ль: Дети, а как люди готовятся к зиме?
Ответы детей: Надевают теплую осеннюю одежду, собирают урожай.
Вос-ль: Молодцы, ребята!
На экране репродукции картин, изображающих раннюю, золотую и позднюю осень; дети рассматривают их.
Вос-ль: Дети, какие краски используют художники для изображения ранней, золотой и поздней осени?
Ответы детей: Зеленые, желтые, красные.
Вос-ль: Ребята, давайте возьмём такие краски и наполним корзину осенними листьями. Подойдите к столам. (Дети подходят.) У нас есть засушенные листья, кисти и краски.
(Под музыку дети работают за столом. По окончанию работы рассматривают аппликацию.)
Вос-ль: Ребята, а давайте подарим нашу аппликацию царевне Осени.
Вос-ль: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А вам понравилось в осеннем лесу?
Ответы детей: Да
Вос-ль: Давайте снова займем свои места в поезде.
(Под запись мелодии из м/ф «Паровозик из Ромашково» педагог и дети возвращаются в детский сад.)
Вос-ль: Ну, вот мы снова в нашем любимом детском саду!
Вос-ль: Смотрите, ребята, это же волшебная шляпа царевны Осени. И она не пустая. (В шляпе лежат яблоки.) Осень нас благодарит, и прислала нам подарки!
Растила яблочки в саду
Для вас я, детвора!
Вам эти яблочки дарю
И вас благодарю
И за стихи, и за поделки
Для Осени, друзья!
Приятно это было?
Дети: Да.
Вос-ль угощает детей яблоками.