Консультация для родителей "Досвидания детский сад"

Макеева Татьяна Витальевна

ДО СВИДАНИЯ, ДЕТСКИЙ САД!

 

Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он немало.

Прежде всего, ребенок стал более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. А это значит, что все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее. Идет активное прорезывание постоянных зубов.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может ее кистью перекрыть левую ушную раковину (Филиппинский тест). Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, сила, точность, координация движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. д.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни.

Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

Возросли возможности будущего школьника в плане умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. В области природных явлений ребенок начинает выделять связь между строением тела животного и средой обитания, способами добывания пищи и защиты. В опыте ухода за растениями ему становится понятна связь между потребностями растений и способами ухода.

В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан.

В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мерки и измерением.

Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд умственных и познавательных умений: дифференцированное восприятие и целенаправленное наблюдение, использование сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобрел способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

У ребенка развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно выражать в речи итог познания. Ребенок научился целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Без этих умений начало школьного обучения осложняется психическими перегрузками. Правильное дошкольное воспитание подготовило ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности, организованности. Умение ребенка самостоятельно решать доступные практические задачи, используя для этого знания, умения, навыки, является информативным показателем его подготовленности к школе.

Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества также подтверждает готовность ребенка к школе.

За годы дошкольного детства ребенок научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимодействий. Он использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны: он может выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно сформулировать свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ.

Участвуя в коллективных делах, ребенок принимает общую цель и условия деятельности, он старается действовать согласованно. В его поведении и взаимоотношениях с окружающими наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти качества очень ценны для предстоящей учебной деятельности, но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к поведению ребенка пока преждевременно.

В отношении к окружающим у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь другим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувства стыда, огорчения. Ребенок начинает осознавать свои возможности, он учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей. Все эти черты свидетельствуют о формирующихся первоосновах социально-личностного созревания ребенка как члена общества.

Таким образом, дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка. На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность дошкольника станут основой для формирования теоретического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Опыт творческого участия в разнообразной деятельности составит основу содержательной жизни маленького школьника. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для преодоления трудностей при решении учебных и практических задач. Освоенные элементы специальных знаний и умений (математика, родной язык, природоведение и т. д.) станут основой усвоения учебных предметов.

Формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой скажут: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»