Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирования детей к трудовой деятельности.

Решетняк Светлана Александровна

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности.

Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Дети выполняют разнообразные работы: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. В процессе труда мы  стараемся объяснить и распределить работу между детьми. Дети с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. У малоактивных детей появляется уверенность в своих силах, желание проявить себя. Поддержка друзей – это основной стимул деятельности. Медлительные, неумелые дети заметно подтягиваются. Ребята с более устойчивыми навыками переживают неудачи своих товарищей, стараются научить их быть быстрее, проявляя при этом свою самостоятельность. Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь.

В результате коллективной деятельности и обмена опытом, начинает проявляться отношение сотрудничества между детьми. Ребята сравнивают успехи в другой подгруппе со своими, переживают, хотят передать свой опыт. Играя, дети подражают взрослым, принимают на себя роль, воспитателя, врача, продавца, водителя и другие профессии. В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся к порученному делу. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду.

Для рациональной организации бытового труда в условиях детского сада мы используем следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых, это показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на наш взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду. Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей.

Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.

В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых  используем иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин», и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Труд людей», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы. Стараемся  прививать детям бережное отношение к вещам, стремление к самостоятельности, самообслуживанию и оказание помощи младшим детям (помощь младшим братьям и сестрам), любовь к порядку и аккуратности, делая упор на результат их труда.

Труд на участке – это самый распространенный вид хозяйственно-бытового труда (весной, летом, осенью, зимой). Дети нашей группы очень любят трудиться в природе. В группе есть комнатные растения, дети ухаживают за ними.

Работа с родителями.

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

 Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

 В процессе коллективной трудовой деятельности дети учаться согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения.