Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире стекла и пластмассы»

Трунова Анна Евгениевна

Старшая группа

Цель: познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы на основе сравнения.

Задачи:

- упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя;

- закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов;

- находить предметы из стекла и пластмассы в ближайшем окружении.
- развивать любознательность, мышление.

Материалы: мультимедийное оборудование, игрушка Незнайка, сундучок с предметами из стекла (ваза для цветов, очки, лампочка, мини-аквариум с рыбкой) и пластмассы (лейка, машинка, расчёска, зубная щётка), пластмассовые и стеклянные стаканы, мелкие игрушки, стеклянные и пластмассовые палочки на каждого ребёнка; таз с водой.

Предварительная работа

  • с детьми: предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами металла и дерева, отгадывание загадок, дидактическая игра «Из чего сделаны; предметы?»
  • воспитателя: изучение методической литературы, подготовка материала к занятию.

 

Ход занятия:

Дети заходят в группу и видят игрушку Незнайку.

Воспитатель:
- Здравствуй, Незнайка! А почему ты такой грустный?

Незнайка: я хотел устроить для вас выставку стеклянных и пластмассовых предметов. А сундучок не открывается, потому что я ключик потерял.

Воспитатель: Не расстраивайся, Незнайка, кажется, я знаю, что надо делать. Без ключа можно достать, если загадки отгадать. Ребята, вы умеете загадки отгадывать?

Проводится игра «Отгадай загадку» с мультимедийной презентацией,
сундучок открывается.

Незнайка: Ой, а я забыл, какие из них стеклянные, а какие пластмассовые.

Воспитатель: А для этого, Незнайка, надо знать, чем стекло отличается от пластмассы. А вы, ребята, знаете? А хотите узнать?

Воспитатель приглашает детей пройти к 1столу. Здесь стоят стаканы из стекла – стеклянные, и стаканы из пластмассы – пластмассовые. Как вы думаете, какие стаканы стоят на столе? Правильно, стеклянные и пластмассовые.

Незнайка: как мне нравится этот стакан, сейчас я его возьму и посмотрю поближе (берёт, и чуть не роняет его)

Воспитатель: Ой, Незнайка, осторожно! Ребята, что случилось бы, если бы Незнайка уронил стакан на пол? (Разбился.)

Воспитатель: Если бы стакан из стекла упал на пол, он бы разбился. Стекло хрупкое. А если пластмассовый стакан упадёт, он тоже разобьётся? (Ответы детей.) Значит, стекло хрупкое, а пластмасса прочная.

Вы любите играть в прятки? Незнайка очень любит играть в прятки. Хотите с ним поиграть? Незнайка сейчас будет прятать игрушку, а вы постарайтесь догадаться, где она. Смотри, Незнайка, прячь хорошо! Дети, закройте глаза. (Незнайка прячет игрушку в стеклянный стакан.)
- Раз, два, три – игрушку найди!
- Ребята, как вы так сразу смогли найти игрушку? (Мы увидели.)
- А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него игрушку? Стекло какое? (Прозрачное.)

Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стекла, стекла для очков. Где еще используется это свойство стекла — его прозрачность? (Из стекла изготовляют стекла автомашин)

- Хорошо, что люди придумали стекло! Что было бы, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Темно, не было бы света, солнца; не видели бы через окно природу…)
- Молодцы!
- Дети, Незнайка опять хочет поиграть с вами. На этот раз, Незнайка, ты закрывай глаза, а ребята будут прятать. А вы, ребята, постарайтесь спрятать игрушку хорошенько. Раз, два, три, игрушку найди!

Дети смотрят друг у друга. Воспитатель задаёт наводящие вопросы:

А почему у Насти, Маши игрушку не видно? (Потому что стакан пластмассовый). Если стекло прозрачное, то пластмасса какая? Непрозрачная.

Ребята, а теперь потрогайте стеклянный стакан. Какой он? (Холодный.)

Воспитатель: А теперь возьмите волшебную палочку. Постучите тихонечко по своим стаканам. Что вы услышали? (Звенит.) Да, стеклянный стакан издаёт мелодичный звук. А пластмассовый? Глухой.

Проведём ещё один эксперимент. Пойдёмте к другому столу. У нас две палочки. Из какого они материала? (стеклянная и пластмассовая). Они одинаковые? (Одинаковые.) Возьмём стеклянную палочку и опустим её в воду, что с ней произошло? (Утонула.) Если стекло утонуло, значит оно лёгкое или тяжёлое? (Тяжёлое.) А теперь в воду положите пластмассовую палочку. Пластмассовая палочка плавает, значит она какая: лёгкая или тяжёлая?

Вот мы с вами и выяснили, какими свойствами обладают стекло и пластмасса, и теперь можем расставить предметы на выставке. На этот столик мы поставим предметы из стекла, а на этот - из пластмассы. Ребята, возьмите каждый по одному предмету и поставьте на выставку.

Воспитатель смотрит за тем, как дети выполняют задание.

Воспитатель: Что-то на выставке маловато предметов. Давайте посмотрим, есть ли у нас в группе пластмассовые и стеклянные предметы? (Дети находят и приносят на выставку.) Наша выставка готова! Приглашайте гостей на нашу выставку!