Консультация для родителей на тему: «Воспитание бережного отношения к вещам»

Смолина Ольга Юрьевна

Консультация для родителей

на тему: «Воспитание бережного отношения к вещам»

     Малышам свойственно все ломать и разбрасывать по комнате. Это нормально, но в определенных пределах. Секреты воспитания, о которых пойдет речь ниже, помогут научить ребенка бережному отношению к игрушкам и другим вещам. Существуют две самые распространенные ошибки в воспитании детей, которые совершают почти все родители. Ознакомившись с ними, вы сможете исправить ситуацию. Возможно, работа над собой в этих направлениях поможет вам перевоспитать неряшливого ребенка. Почему дети не берегут вещи? Все предельно просто — они не испытывают недостатка в вещах, поэтому знают, что за сломанную игрушку или какую-то другую вещь их никто не накажет. Слишком доброе отношение родителей к детям провоцирует появление плохой привычки — дети считают, что им можно все и всегда. Зачастую сами родители делают так, что ребенок перестает бережно относиться к вещам. Родители, которые не испытывают проблем с деньгами, часто выбрасывают игрушки, даже если повреждения не критичны. Это тоже создает в голове ребенка уверенность в том, что все заменимо и в поломке нет ничего страшного. Отсутствие самостоятельности тоже можно считать одной из причин неправильного обращения с вещами. Уже в возрасте 3 лет ребенку достает сил и сообразительности, чтобы самостоятельно положить игрушки в коробку, а грязные вещи — в ведро для белья. Если делать все за ребенка, он продолжит разбрасывать игрушки и не поймет, что это неправильно. Покажите ценность вещей Не стоит дарить детям всегда все просто так, без повода. В большинстве случаев подарок нужно заслужить. Исключение — день рождения и Новый год. Если постоянно баловать ребенка без повода, из него может вырасти эгоист. Если ребенок хорошо ведет себя и делает успехи, можно побаловать его подарками. Если начинают появляться какие-то проблемы, стоит приостановить поток доброты, чтобы малыш понял, что он не прав. Нельзя покупать вещи только потому, что ребенок этого хочет. У каждой покупки должна быть своя цель. Тем более нельзя покупать вещь, если ребенок выпрашивает ее через истерики и плач, иначе он всегда будет добиваться желаемого такими методами. Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты обложены мягкими игрушками, их количество напоминает магазин. Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается. То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает. Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки. А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности. Учим детей беречь свои вещи Бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

 1. Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

2. Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

·Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку и свое предназначение.

·Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

·Распределите все вещи по местам. Вместе с ребенком определите места для игрушек, можно их рассортировать в симпатичные контейнеры и коробки. Объясните, что книги стоят в шкафу, машинки — в гараже, куклы — на полках. Это облегчит задачу убирать их на места после игр. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Напоминайте ребенку о местах для его вещей. ·Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

·Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад, пусть он приготовит вещи. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

·Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал игрушки на место, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.

·Можно привлечь ребенка к замене батареек в музыкальных игрушках или починить с его помощью то, что осуществимо в домашних условиях: подклеить корешки книги, стереть ластиком следы карандаша со страниц. ·Если ребенок берет в детский сад, (на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки сделайте это снова.

·Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям. Однако если речь идет о совсем маленьких детях — малышах от года до трех, вместе с соблюдением правил, целесообразно будет убрать важные документы и ценные вещи в недоступное место, а в сад и на детскую площадку лучше надевать одежду, которую не жалко порвать, испачкать, намочить. Ребенок познает мир и чрезмерная аккуратность и деловая форма одежды сковывает его действия в этом направлении, тогда как свободное исследование окружающей действительности может привести к таким неприятностям, как изрисованный загранпаспорт и окончательно испорченные белые брюки. Если ребенок любит разбирать игрушки, рассматривая их устройство, это может быть способом познания окружающего мира, развитием его исследовательских способностей. Есть такие дети, для которых очень важно разобрать всю вещь до последнего винтика и изучить механизм изнутри. Помните рассказ Николая Носова — «Телефон»? Если же ребенок слишком часто все раскидывает, ломает, откровенно портит, это служит нам сигналом, что он привлекает внимание с помощью «вандализма». Разберитесь, не связано ли это с тем, что ваше внимание он может получить лишь с помощью порчи имущества? Воспитание — непрерывный процесс, который должен быть структурированным.

     Выработав у ребенка полезные привычки, вы сможете сделать его и вашу жизнь лучше

 

Комментарии

Ярмухаметова Наталья Михайловна

Хорошая статья! можно использовать как сообщение на родительском собрании, да и как консультацию