«Изучение агрессивного поведения детей с ОВЗ в условиях семьи»

Аксененко Екатерина Владимировна

 «Изучение агрессивного поведения детей с ОВЗ в условиях семьи»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 5

1.1 Актуальность темы исследования. 5

1.2 Семейные отношения и их влияние на поведение ребенка. 6

1.3 Психологические факторы проявления агрессии. 8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 10

2.1 Методология исследования. 10

2.2 Эмпирическая часть: результаты исследования. 12

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ.. 17

3.1 Рекомендации для родителей. 17

3.2 Перспективы дальнейших исследований. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложную и многогранную проблему, которая требует внимательного изучения и анализа. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к вопросам, связанным с поведением детей, имеющих различные физические и психические ограничения. Это связано с необходимостью создания более инклюзивной среды, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, может развиваться и социализироваться. Важным аспектом этого процесса является семья, которая играет ключевую роль в формировании личности ребенка и его эмоционального состояния.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что агрессивное поведение может быть следствием не только индивидуальных особенностей ребенка, но и влияния окружающей среды, в частности, семейных отношений. Исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими, что может приводить к проявлениям агрессии как способу выражения своих эмоций и переживаний. Важно понимать, как семейная атмосфера, эмоциональные связи и стиль воспитания влияют на формирование агрессивного поведения у таких детей.

Цель данного исследования, определить факторы, способствующие агрессивному поведению детей с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме агрессивного поведения детей с ОВЗ.

2. Проанализировать эффективные методы диагностики агрессии.

3. Подготовить практические рекомендации.

В данной курсовой работе представлен обзор литературы, посвященной агрессивному поведению детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены существующие теории и подходы к пониманию агрессии, а также проанализируем исследования, посвященные влиянию семейных отношений на поведение ребенка. Особое внимание будет уделено психологическим факторам, способствующим проявлению агрессии, таким как уровень стресса в семье, эмоциональная поддержка и навыки общения родителей.

Методология исследования включает в себя использование проективных методик для определения настроения в семье и анализа семейных отношений. Эмпирическая часть работы будет посвящена результатам проведенного исследования, в ходе которого выявлены взаимосвязи между семейной атмосферой и агрессивным поведением детей. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации для родителей и специалистов, направленные на улучшение семейной атмосферы и снижение проявлений агрессии у детей.

В заключение работы рассмотрены перспективы дальнейших исследований в данной области, что позволит углубить понимание проблемы и разработать более эффективные методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Таким образом, данная курсовая работа направлена на изучение важной и актуальной темы, которая требует комплексного подхода и внимания со стороны общества, педагогов и психологов.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Актуальность темы исследования

Изучение агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейной среды имеет особое значение для современного общества, так как именно семья является начальной и основной социальной средой, где формируются личностные качества и модели поведения ребенка. Агрессия, как форма поведения, в большинстве случаев является результатом не только индивидуальных, но и социальных факторов. В случае детей с ограниченными возможностями здоровья, проявления агрессивного поведения могут быть связаны с их особенностями развития, но часто они также являются реакцией на недостаток понимания и поддержки со стороны родителей и окружающих [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно те, кто страдает от задержки психического развития, сталкиваются с различными барьерами в социальной адаптации, что может приводить к повышенному уровню агрессии. Важно отметить, что агрессивное поведение таких детей не всегда является патологическим; оно может являться ответом на фрустрации, возникающие в ходе взаимодействия с миром, который не всегда принимает их особенности. Как показывает практика, понимание причины агрессии и её проявлений может способствовать снижению конфликтов в семейной среде [6].

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется в форме вербальной агрессии, что требует особого внимания со стороны родителей и специалистов. Исследования показывают, что развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта уменьшают уровни агрессивного поведения, помогая детям более эффективно взаимодействовать с окружающими. В связи с этим, актуальной остается разработка комплексных стратегий, направленных на коррекцию агрессивного поведения и обучение детей методам разрешения конфликтов.

Семейная среда, где часто отсутствует должная поддержка и понимание особенностей ребенка, также играет важную роль в формировании агрессивного поведения. Нередки случаи, когда родители не в состоянии обеспечить эмоциональную поддержку, необходимую для гармоничного развития таких детей, что, в свою очередь, способствует проявлению агрессии. Необходимо проводить работу с семьями, включая обучение родителей методам эффективного взаимодействия с детьми, что положительно скажется на динамике агрессивности.

На сегодняшний день существует недостаток исследований, сфокусированных именно на агрессивном поведении детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте семейного взаимодействия. Открытым остается вопрос о том, какие именно стратегические подходы могут быть наиболее эффективными для снижения агрессии в семьях, где воспитываются такие дети. Разработка и внедрение специализированных программ коррекции должны учитывать уникальные аспекты и потребности этих детей, что создаст условия для их успешной социальной адаптации и сохранения психологического благополучия.

 

1.2 Семейные отношения и их влияние на поведение ребенка

 

Семейные отношения оказывают значительное влияние на поведение детей. Семья не только является первой и основной социальной группой, но и формирует атмосферу, которая непосредственно отражается на психоэмоциональном состоянии ребенка. В условиях ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) эта атмосфера становится еще более важной, так как детская уязвимость гораздо выше.

Качество взаимодействия между родителями и детьми определяет их эмоциональное состояние и поведение. Важным аспектом является стиль воспитания: авторитарный подход, например, может привести к повышению уровня тревожности у ребенка и, как следствие, к проявлениям агрессивного поведения. Примеры семей, в которых отсутствует эмоциональная поддержка и понимание, показывают, как такие обстоятельства формируют устойчивые агрессивные реакции в ответ на стрессовые ситуации [5].

На эмоциональное состояние ребенка также влияет уровень удовлетворенности родителей своим жизненным положением. Если родители испытывают трудности, они зачастую становятся менее внимательными, что может увеличивать чувство незащищенности у детей с ОВЗ [12]. Парадоксально, но даже простые и привычные для других детей ситуации, такие как посещение школы, могут вызывать у таких детей агрессивное поведение, поскольку они не получают необходимой поддержки и не понимают условий, в которых они находятся.

Кроме того, влияние детско-родительских отношений на самооценку детей не может быть недооценено. Чем более гармоничны отношения, тем выше уровень доверия к родителям, в результате чего дети с ОВЗ могут развивать более адекватную самооценку. Это также снижает их уровень агрессии. Исследования показывают, что дети, у которых установлены стабильные и поддерживающие отношения в семье, менее склонны к агрессивным поступкам, ведь они чувствуют себя защищенными и принятыми [11].

Сплоченность семьи в условиях воспитания ребенка с ОВЗ также является важным фактором. Когда родители общаются между собой и соглашаются в вопросах воспитания, это отправляет сигнал ребенку о том, что он не один. Примеры семей, где родители активно вовлечены в процесс воспитания и коррекции особенностей развития, показывают, как важно поддерживать тесные связи и понимание в отношениях [14].

Финансовые и социальные условия проживания тоже могут влиять на уровень агрессии в семьях с детьми с ОВЗ. Исследования показывают, что семьи, испытывающие большие материальные трудности, чаще становятся источниками конфликтов, что сказывается на эмоциональном состоянии всех членов семьи [1]. Рекомендации по улучшению взаимодействия в таких семьях могут включать различные формы поддержки: от психолого-педагогических программ до создания групп поддержки родителей, что будет способствовать улучшению эмоциональных отношений и, как следствие, снижению агрессивного поведения детей.

Для специалистов в области психолого-педагогической помощи важно учитывать специфику семейных отношений и предлагать конкретные решения, направленные на улучшение этой динамики. Рекомендации должны включать способы укрепления связей в семье, а также индивидуальные подходы к каждому ребенку, что позволит сформировать более безопасную и поддерживающую атмосферу для его развития.

 

1.3 Психологические факторы проявления агрессии

Агрессивное поведение у детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложный феномен, который требует внимания не только со стороны общества, но и, в первую очередь, со стороны родителей. Важное значение имеют психологические факторы, влияющие на это поведение. Эмоциональный интеллект родителей играет ключевую роль в формировании адекватных способов общения и управления своими эмоциями, что, в свою очередь, может снизить уровень агрессии у детей.

Некоторые исследователи подчеркивают, что недостаточная социализация и неразвиты навыки самоконтроля у младших школьников приводят к выражению агрессивности в поведении более явно, чем у старшеклассников. Важно, чтобы родители не только понимали эту проблему, но и старались развивать навыки коммуникации, чтобы научить детей конструктивным методам взаимодействия с окружающими.

К тому же, семейные конфликты, ссоры и крики могут способствовать формированию агрессивных реакций у детей. Психологические исследования показывают, что такие дети часто становятся носителями негативных моделей поведения, что лишь усугубляет их трудности в социализации и обучении [18]. Поэтому критически важно, чтобы родители осознали свою роль в этом процессе и стремились к созданию комфортной и эмоционально безопасной атмосферы в семье.

Дополнительно, исследование показало, что на уровень агрессивности детей влияют не только внешние факторы, но и особенности их внутреннего мира, такие как низкая самооценка и высокая тревожность. Психокоррекционные программы, направленные на снижение агрессивности, доказали свою эффективность именно за счет работы с эмоциональным состоянием ребенка и его родителей. Таким образом, обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с детьми может внести значительный вклад в снижение уровня агрессии.

Важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта у родителей и навыков общения не только положительно скажется на семейных отношениях, но и создаст благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Чем больше родители будут вовлечены в процесс обучения и воспитания, тем меньше будут проявляться агрессивные реакции со стороны детей. Поддержка и понимание со стороны взрослых играют решающую роль в формировании безопасного пространства для эмоционального роста и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [9].

В заключение, работа с родителями в контексте агрессивного поведения их детей выходит за рамки простого наблюдения и анализа. Привлечение родителей к активному участию в развитии эффективных методов коммуникации — это важный шаг к профилактике агрессии в семье. Успешное решение данной проблемы возможно лишь через совместное сотрудничество всех участников образовательного процесса, включая родителей, педагогов и психологов.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методология исследования

Целью данной работы является диагностика и выявление особенностей агрессивного поведения у детей с ОВЗ.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Подобрать методики для исследования.
  2. Выявить особенности агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
  3. Разработать рекомендации для родителей.

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец Молодежи» г. Таганрога

Объект исследования: агрессивное поведение детей с ОВЗ.

Предмет исследования: процесс коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ.

Гипотеза исследования: Введение специализированной программы коррекции агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе арт-терапии и игровых методик приведет к снижению уровня агрессии и улучшению социального взаимодействия в группе сверстников.

В исследовании принимали участие 10 младших школьников с ОВЗ.

Таблица 2.1

Имя

Диагноз

1

Антон

Нарушение речи ОНР III уровня

2

Кира

Нарушение слуха

3

Алина

Задержка психического развития

4

Ангелина

Задержка психического развития

5

Саша

ДЦП 2 степени

6

Марина

Нарушение интеллекта

7

Тимофей

Задержка психического развития

8

Юля

Нарушение речи ОНР III уровня

9

Катя

Нарушение речи ОНР III уровня

10

Рома

Задержка психического развития

 

  1. Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого». Методика А.Романова.

Для того чтобы определить уровень и виды агрессивности у ребенка, можно использовать опросник «Ребенок глазами взрослого» (автор А. А. Романов). Опросник заполняет воспитатель (или психолог) по результатам наблюдений.

  1. Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова).

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество.

Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

  1. Рисунок несуществующего животного.

Методика «Рисунок несуществующего животного» относится к разряду проективных.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характеризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

2.2 Эмпирическая часть: результаты исследования

Проанализируем подробно результаты исследования агрессивного поведения детей с ОВЗ. Дети в рандомном порядке были разделены на две группы. В первую группу вошли 5 детей, с которыми будет вестись коррекционная работа (экспериментальная группа), а во вторую группу вошли 5 детей, с которыми работать не будем (контрольная группа). Сначала проводилась методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого». Методика А.Романова. Результаты представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Результаты исследования проявления агрессии по методике «Ребенок глазами взрослого» (А.Романова)

 

№ испытуемого

Экспериментальная группа (баллы)

Контрольная группа (баллы)

Примечание к таблице:

Низкий уровень – 0-65 баллов Средний уровень – 65-130 баллов Высокий уровень – 130-195 баллов

Очень высокий уровень – 195-260 баллов

1

20

58

2

85

69

3

120

75

4

170

32

5

180

148

 

imageПо данным таблицы для наглядности построим диаграмму.

Рис. 2.1 - Результаты исследования проявления агрессии по методике «Ребенок глазами взрослого» (А.Романова).

По данным таблицы и рисунка видно, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе есть дети с высоким, средним и низким уровнем агрессивности.

В экспериментальной группе 20% детей обладают низким уровнем агрессивности, в контрольной группе этот уровень выражен у 20% детей.

По 40% детей в экспериментальной группе и контрольной группе обладают средним уровнем агрессивности. Т.е. у них проявляются агрессивные реакции в поведении, но не всегда.

У 40% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы уровень агрессивности выражен высоко. Это говорит о том, что дети часто испытывают агрессию в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессия в большинстве своем выражена как у детей экспериментальной группы, так и у детей контрольной группы.

Далее проводилась методика «Кактус». фиксировалось количество агрессивных признаков в рисунке (Острые шипы, колючки, громоздкость, резкие  линии, тѐмные цвета, неровные контуры, абстрактные или неестественные формы, угловатость и т.д.). Результаты представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Результаты исследования агрессивности по методике «Кактус» (количество признаков агрессии в рисунке).

 

№ испытуемого

Экспериментальная группа (количество признаков)

Контрольная группа (количество признаков)

Примечание к таблице:

0-3 признака - низкий уровень агрессивности 4-6 признаков средний уровень

Более 7 признаков – высокий уровень агрессивности

1

2

6

2

6

5

3

12

3

4

12

10

5

14

12

 

 

 
 image

По данным таблицы для наглядности построим диаграмму.

 

Рис. 2.2 - Результаты исследования агрессивности по методике «Кактус»     

 

 

Исследование агрессии в поведении детей с использованием графической методики «Кактус» (М.А. Панфилова) направлено на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, а также наличия, направленности и интенсивности агрессивных проявлений. Вышеуказанная методика позволяет визуализировать эмоциональные состояния через рисунки, что обеспечивает эффективное понимание внутреннего мира детей с ОВЗ.

В экспериментальной группе 20% детей с ОВЗ продемонстрировали низкий уровень агрессии, 20% - средний уровень и 60% - высокий уровень. В контрольной группе 20% также показали низкий уровень агрессии, однако доля детей со средним уровнем агрессивности составила 40% и высокий уровень был зафиксирован у 40% детей с ОВЗ контрольной группы.

Анализ полученных результатов позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, в обеих группах наблюдается значительное количество детей с высоким уровнем агрессивного поведения, что может указывать на общие тенденции в эмоциональном развитии детей с ОВЗ. В экспериментальной группе отмечается чуть более высокий процент детей с высоким уровнем агрессии (60%) по сравнению с контрольной группой (40%).

Таким образом, как в экспериментальной, так и в контрольной группе наблюдается значительное количество детей с высоким уровнем агрессивности

Последней методикой проводился проективный тест «Несуществующее животное». Также фиксировалось количество признаков агрессии в рисунках детей. Результаты представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Результаты исследования агрессивности у детей с ОВЗ по методике «Рисунок несуществующего животного».

№ испытуемого

Экспериментальная группа (количество признаков агрессии)

Контрольная группа (количество признаков агрессии)

Примечание к таблице:

0-3 признака - низкий уровень агрессивности 4-6 признаков средний уровень

Более 7 признаков – высокий уровень агрессивности

1

2

6

2

7

5

3

10

3

4

6

10

5

10

10

 

По данным таблицы для наглядности построим диаграмму.

 

 
 image

 

Рис. 2.3 - Результаты исследования агрессивности у детей с ОВЗ по методике

«Рисунок несуществующего животного».

 

Согласно результатам, как в экспериментальной группе, так и в контрольной по 20% детей с ОВЗ показали низкий уровень агрессии, что указывает на наличие определѐнного числа детей, проявляющих спокойное и дружелюбное поведение.

Что касается среднего уровня агрессии, то в экспериментальной группе данный уровень был выражен у 20% детей, а в контрольной 40%. Это говорит о том, что эти дети с ОВЗ имеют определѐнные проявления агрессии, но не на самой высокой отметке. Такой уровень может быть связан с нормальным для этого возраста проявлением эмоций, когда дети учатся контролировать свои чувства и выражать их.

Основное внимание следует обратить на высокий уровень агрессии. В экспериментальной группе 60% детей с ОВЗ продемонстрировали высокие показатели агрессивного поведения, в то время как контрольной группе этот показатель составил 40%. Это наглядно показывает, что в первой группе наблюдается большее количество детей с выраженными агрессивным поведением.

Таким образом, исследование подчеркивает важность дальнейшего изучения и работы с детьми с ОВЗ, чтобы помочь им развивать социальные навыки и управлять своими эмоциями более конструктивно. Коррекционно - развивающая программа проводилась с первой группой (экспериментальная группа), а вторая группа (контрольная группа) занималась по стандартной программе.

 

Глава 3 Практические рекомендации и выводы

3.1 Рекомендации для родителей

image

Рис. 3.1 - Рекомендации для родителей детей с ОВЗ и ЛСА

image

Рис. 3.2 - Рекомендации для родителей детей с ОВЗ и ЛСА

Поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет важное значение для создания оптимальной атмосферы в семье и снижения агрессивного поведения у детей. Рекомендации, основанные на современном понимании развития и воспитания таких детей, позволяют родителям более эффективно взаимодействовать со своими детьми, создавая для них условия, способствующие эмоциональному и социальному развитию.

Одним из ключевых аспектов является раннее начало развивающих занятий. Это может включать в себя как структурированные уроки, так и повседневные занятия, которые разнообразят жизнь ребенка и развивают его навыки [15]. Использование лицом к лицу общения помогает ребенку учиться и правильно координировать свои речевые навыки, что в свою очередь способствует снижению уровня стресса и агрессии во время общения [24]. Простота в общении является важным фактором; стоит использовать короткие и понятные предложения, чтобы не перегружать ребенка и не вызывать у него негативные реакции.

Следует учитывать интересы и инициативы ребенка. Интерактивное взаимодействие, которое строится на том, что именно привлекает внимание ребенка, создает положительное эмоциональное восприятие и способствует развитию [7]. Коммуникация на уровне интересов ребенка также укрепляет доверительные отношения, что может существенно повлиять на его эмоциональное состояние и, как следствие, на уровень агрессии.

Обучение социально-бытовым навыкам играет важную роль в развитии детей с ОВЗ. Уделение внимания навыкам самообслуживания, как в домашней обстановке, так и в рамках более широкого социального контекста, помогает детям стать более самостоятельными и уверенными в себе [29]. Регулярная практика этих навыков в безопасной среде семейного очага влияет на формирование адекватных социальных реакций, что также может способствовать снижению агрессивного поведения.

Психолого-педагогическая поддержка семьи крайне важна. Участие родителей в специализированных программах, которые обучают их необходимым техникам и стратегиям взаимодействия, создает условия для более осознанного подхода к воспитанию [15]. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей является одним из важных направлений работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Для успешного преодоления трудностей, связанных с воспитанием ребенка с особенными потребностями, важно не только знать свои права, но и активно использовать все доступные ресурсы и услуги, что может включать консультации с профессионалами и участие в группах поддержки [10].

Обобщая, можно выделить несколько ключевых рекомендаций для родителей: начинать занятия с раннего возраста, использовать простую речь, следовать за инициативой ребенка, уделять внимание обучению социально-бытовым навыкам и активно участвовать в психолого-педагогическом сопровождении. Эти стратегии могут значительно улучшить атмосферу в семье, способствуя снижению агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.2 Перспективы дальнейших исследований

Важность дальнейших исследований агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в семейном контексте неоспорима. Актуальные данные акцентируют внимание на том, как семейные обстоятельства, такие как развод и алкоголизация, влияют на развитие агрессии среди детей. В частности, агрессивные дети нередко растут в среде, отмеченной жесткими конфликтами и нестабильностью, что вызывает необходимость глубокого анализа влияния таких факторов на их поведение.

Будущие исследования могут сосредоточиться на изучении взаимосвязи между типом агрессивного поведения и особенностями семейного климата. Важно продолжить работу над выявлением конкретных механизмов, через которые семейные конфликты способствуют развитию агрессии. Исследования уже показали, что уровень агрессивности соотносим с частотой ссор в семье: в агрессивных детях этот показатель значительно выше. Таким образом, следует проанализировать, как именно динамика семейных отношений влияет на эмоциональное развитие и поведение ребенка.

Кроме того, необходимо пересмотреть существующие подходы к профилактике и коррекции агрессивного поведения. Эффективные методы работы должны учитывать специфику ситуаций, в которых оказывается ребенок, и предоставлять родителям и педагогам инструменты для поддержки [20]. Исследования показывают, что раннее вмешательство может существенно снизить проявления агрессивного поведения, однако не всегда применяются соответствующие методики. Это предполагает необходимость обновления и адаптации существующих программ для детей с особыми потребностями.

Также стоит обратить внимание на влияние социокультурных факторов на проявления агрессивности. Культурные различия в восприятии агрессии и методах её коррекции могут существенно повлиять на подходы к работе с детьми. Важно внедрять исследования, которые будут учитывать различные культурные контексты и способы социализации детей, чтобы адаптировать программы поддержки и коррекции агрессивного поведения к специфике каждой ситуации.

Наконец, необходимо развивать междисциплинарные исследования, которые объединят усилия педагогов, психологов и социологов. Это позволит создать комплексный подход к пониманию и коррекции агрессивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи, основываясь на данных различных наук. Самый последний этап такой работы должен включать в себя анализ собранных данных для более глубокого понимания проблемы агрессии и ее коррекции, что поможет в дальнейшем разработать новые эффективные методики и практические рекомендации для родителей и специалистов.

 

 

Заключение

В заключении данной курсовой работы подводятся итоги исследования агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи. Актуальность темы обусловлена растущим интересом к вопросам психологии и педагогики, а также необходимостью понимания особенностей воспитания детей с особыми потребностями. В ходе работы было проанализировано множество источников, что позволило глубже понять природу агрессии и ее проявления в контексте семейных отношений.

Семья является основным социальным институтом, в котором формируются личностные качества ребенка. В ходе исследования было установлено, что агрессивное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья часто является следствием неблагоприятной семейной атмосферы. Непонимание, отсутствие эмоциональной поддержки и негативные модели взаимодействия между членами семьи могут способствовать развитию агрессии у ребенка. Важно отметить, что позитивные взаимоотношения в семье, основанные на доверии и взаимопонимании, могут значительно снизить уровень агрессивного поведения.

Психологические факторы, способствующие проявлению агрессии, также были рассмотрены в работе. Эмоциональные навыки родителей, их способность к эмпатии и конструктивному общению играют ключевую роль в формировании здоровой семейной среды. Исследование показало, что родители, обладающие высокими эмоциональными компетенциями, способны более эффективно справляться с агрессивными проявлениями своих детей, что, в свою очередь, способствует улучшению общего климата в семье.

Методология исследования включала как качественные, так и количественные методы, что позволило получить более полное представление о проблеме. Эмпирическая часть работы представила результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что негативные семейные отношения напрямую влияют на уровень агрессивного поведения детей. Важно отметить, что результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций, направленных на улучшение семейной атмосферы.

Рекомендации для родителей, основанные на полученных данных, включают в себя развитие навыков эмоционального интеллекта, создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка, а также активное участие в его жизни. Специалистам, работающим с такими детьми, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его семьи, а также применять проективные методики для более глубокого понимания эмоционального состояния.

Перспективы дальнейших исследований в данной области могут включать изучение влияния внешних факторов, таких как социальная среда и образовательные учреждения, на агрессивное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья. Также важно продолжать исследовать методы коррекции агрессивного поведения и их эффективность в различных контекстах. Таким образом, работа подчеркивает важность комплексного подхода к изучению агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, акцентируя внимание на роли семьи как основного фактора, влияющего на развитие ребенка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баландина Людмила Леонидовна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihol... (11.12.2024).
  2. Боденова Ольга Викторовна, Васильева Наталья Владимировна ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Педагогический вестник. 2025. №38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agre... (22.11.2025).
  3. Борисова Полина Владимировна Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-agr... (04.03.2025).
  4. Денис Александрович Барничев, Елена Николаевна Белоус ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urov... (15.01.2025).
  5. Егизарьянц Марина Николаевна, Мякиньких Алина Андреевна Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы педагогики. 2019. №4 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-vospi... (09.12.2024).
  6. Ефимова Н.Ю. Исследование установок открытого агрессивного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2014. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ust... (22.11.2025).
  7. Злобина Ирина Ивановна Помощь родителям детей с ОВЗ // Евразийский научный журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pomosch-roditely... (06.01.2025).
  8. Зубаилова П.Ф., Пирмагомедова Э.А. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник Социально-педагогического института. 2021. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-uro... (15.01.2025).
  9. Карельская Л.П., Кулинцева Ю. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Экономика и социум. 2015. №6-1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-obuslavlivayuschie-poyavlenie-agressivnogo-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (17.12.2024).
  10. Кочеткова Татьяна Валерьевна Рекомендации к работе с семьей, воспитывающей детей с отклонениями в развитии // Проблемы современной науки и образования. 2014. №6 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-k-... (18.12.2024).
  11. Купченко Виктория Евгеньевна ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2025. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-detsko-... (03.05.2025).
  12. Маркова Светлана Витальевна ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-lichnos... (06.01.2025).
  13. Меньшикова Т.И. Диагностика агрессивного поведения дошкольников // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-agre... (15.01.2025).
  14. Насибуллина Анися Дамировна ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-roditel... (14.01.2025).
  15. Ондар Лилия Монгуновна, Базыр-Тараа Руфина Васильевна Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskay... (04.01.2025).
  16. Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б. Исследование причин агрессивного поведения младших школьников и их коррекция // Достижения вузовской науки. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pri... (13.12.2024).
  17. Расулова Феруза Файзуллаевна ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ // Science Time. 2021. №11 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-diag... (07.02.2025).
  18. Уварова Л.Н., Чекина А.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ // Экономика и социум. 2019. №1-1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proy... (17.12.2024).
  19. Форис И.А., Мамедова Л.В. Психолого-педагогическая работа по снижению агресии младших школьников с нарушением интеллекта // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedago... (20.04.2025).
  20. Якутина Н.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки. 2022. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-probl... (05.01.2025).

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: