Эссе «Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она состояние духа человека». Учеба на дистанционных курсах по гуманной педагогике

Чупрова Анастасия Ивановна

Чупрова А.И.

Эссе

«Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она состояние духа человека»

Человечество наделено особыми формами сознания, благодаря чему развивается во всех его аспектах. Этими формами являются: религиозное, философское, научное, этическое, эстетическое, бытовое и педагогическое сознание.  Но педагогическое сознание является особенным, хоть и самостоятельным, так как в него проникнуты некоторые свойства остальных форм сознания.

Человек развивает эти формы сознания у себя, находясь в окружении природы, других людей, наблюдая за всеми происходящими явлениями вокруг него и т.д. Он от рождения несёт страсть к познанию, нравственный закон, чувство совести, чувство прекрасного, чувство воспроизведения рода - родительское чувство. Вот основа для формирования сущности человека.

Вера – служит для развития религиозного сознания. Она живет в каждом человеке, открывает путь к Истине, к возможным знаниям, учениям. Вера охватывает всю планету, является основой создания культуры, образа жизни, ценностей и устремлений. Она является общечеловеческой формой сознания. В педагогику (педагогическое сознание) вера так же проникнута, так как это чувство носит в себе воспитание.

Родительское чувство – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Оно дает возможность дарить новую жизнь на Земле. Это чувство формируется на духовном уровне и содержит в себе родительское чувствознание. Каждый родитель является воспитателем собственных детей, поэтому, родительское чувствознание - это есть педагогическое сознание, и оно является общечеловеческой культурой мышления.

Получается, что каждый человек на Земле является педагогом (прирожденное родительское чувство), но не каждый является учителем. Тот человек, который является носителем высокой нравственности и культуры, имеющий богатый духовный мир, может считаться Учителем (от санскрита «Учитель» – «Дух, дарящий Свет (жизнь, любовь, мудрость, знания)»). Учитель, создающий вокруг себя образовательную среду, наполненный чувством счастья, успеха, любви, уважительного отношения к детям - по-настоящему может считаться гуманно настроенным педагогом. Учитель и воспитатель – как центр образовательной среды, потому что только его уровень сознания, помыслы, знания, опыт, характер, составляющие личность педагога, влияют на качество образования. Какой духовный мир педагога, его педагогическое сознание, такой субъективный мир он сформирует вокруг себя, и это будет отражением уже объективных реалий, процессов.

Педагогика есть состояние духа, когда педагог живет своей профессией, чувствует его изнутри, любит профессию и детей тоже... Педагог служит верой и правдой работе, переживая все процессы в душе, происходящие снаружи, но при этом он остается добрым, верным подрастающему поколению. Такого педагога сложно "сломать". Лучшим реформатором образования являются педагог с его богатым духовным миром, а не "нововведения" и законы министерства образования и других структур. Чтобы педагогика была состоянием духа, нужно выбрать профессию осознанно, по призванию, быть высоко нравственным, культурным человеком, любить детей и понимать это уже со школьном скамьи, так как в руках будущего педагога окажутся сотни маленьких сердец, которые будут верить в лучшего педагога-творца.

Таким образом, педагогика как общечеловеческая, планетарная культура мышления есть состояние духа каждого человека. Если даже она является профессией - учителя или воспитателя, педагогика всё же остается состоянием духа, т.е. той внутренней силой, которая будет побуждать нашу внешнюю деятельность.