Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 2 класс Школа 2100

Рабочая программа и тематическое планирование составлены в соответствии с авторской программой «ЧТЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»(для четырехлетней начальной школы)Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«______________ №____»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 2 класса

по курсу литературного чтения

начального общего образования

в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

на 201_ – 201_ учебный год.

Составитель:

учитель начальных классов

_________________________

г. _________________

201_ год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана  на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное образование» для  1-4 классов (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева),[1]рекомендованной МО и науки РФ (Письмо №341/11-17 от 16.05.2000 г.)

В рабочую программу не внесено изменений, так как логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям:

  • примерной программы по литературному чтению начального общего образования[2];
  • базисного учебного плана 2004 года;
  • федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Задачи уроков литературного чтения:

  • формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и ознакомление с отдельными литературными понятиями;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В соответствии с учебном планом гимназии рабочая программа рассчитана

всего:

  • на 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)

в том числе:

  • на проведение проверочных работ – 6 часов;
  • на проведение уроков проверки техники чтения – 2 часа;
  • на проведение уроков внеклассного чтения – 8 часов.

Для реализации программного содержания используется учебник по литературному чтению для 2-го класса «Маленькая дверь в большой мир»[3] в 2-х частях (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), составленный в  соответствии с авторской программой «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). В основе учебника лежит традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Интерес к самому процессу чтения достигается с помощью «сквозных» персонажей, тем самым реализуется принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения.

Главное, отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя.  В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебник, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Тематика чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приемов понимания прочитанного.
  4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетическое переживание прочитанного.
  5. Практическое знакомство с литературоведческого характера.
  6. Развитие устной и письменной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ[4].

  1. Тематика чтения.

«Там, на неведомых дорожках...». (21 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р. Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо». (24 ч). Сказки А. де Сент'Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

2. Техника чтения.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст  про себя без учета скорости.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

  1. Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.
  2. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
  3. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
  4. Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
  5. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.
  6. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
  7. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
  8. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
  9. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

4.Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.  

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.

«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

Таблица требований

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

• овладение приемами и навыками различных видов устной и письменной речи;

• определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе.

2-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;

• умение делить текст на части, озаглавливать части;

• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробный и выборочный пересказ текста;

• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

• размышления о характере и поступках героя;

• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

• умение относить сказочных героев к одной из групп положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
    «Маленькая дверь в большой мир»: учебник для  2 класса в 2 частях.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
    «Маленькая дверь в большой мир»: тетрадь по чтению к учебнику для 2 класса.
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

«Уроки литературного чтения»: методические рекомендации для учителя.

Дополнительная литература:

  1. И. А. Антипова, А. Ф. Белоусов.
    «Очерки о детских писателях»: справочник для учителей начальных классов.
  2. Бажов П. «Уральские сказки»
  3. Балтвикс Я. «Где почует дрёма?» (стихи).
  4. Берестов В. «Как найти дорожку».
  5. Владимиров Ю. «Чудаки» (стихи) .
  6. Бородинская М. «Последний день учения», «Детям на потеху» (русские народные песни, загадки, пословицы).
  7. Демьянов И. «Ребятишкина книжка».
  8. Ершов П. «Конек-горбунок».
  9. Заходер Б. «Стихи и сказки».
  10. Квитко Л. «Стихи для детей», «Киргизские народные сказки», «Корейские сказки».
  11. Курляндский  А. «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят».
  12. Линдген А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
  13. Маршак С. «Сказки, песни, загадки».
  14. Матвеева Н. «Стихи», «Между зимой и летом» (стихи, считалки, загадки, скороговорки).
  15. Милн А. «Винни-Пух».
  16. Мориц Ю. «Стихи».
  17. Одоевский В. «Сказки».
  18. Прокофьев А. «Шутки-прибаутки».
  19. Пушкин А. «Сказки».
  20. Родари Д. «Сказки по телефону», «Русские былины», «Русские народные сказки».
  21. Сапгир Г. «Чуридило» (стихи), «Сказки народов мира» (сборник), «Татарские народные сказки».
  22. Толкин Дж.Р.Р. «Хоббит».
  23. Толстой А. «Приключения Буратино», «Тридцать три Егорки» (русские народные скороговорки).
  24. Хмельницкий В. «Соловей и бабочка» (сказки).
  25. Цыферов Г. «Как лягушонок искал папу» (сказки).
  26. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной».
  27. Экзюпери А. «Маленький принц».
  28. Янссон Т. «Шляпа волшебника и другие сказки», «Японские народные сказки».

Г О Д О В О Й    П Л А Н.

Четверть

Количество часов в четверти

Содержание теоретической части

программы

Количество часов по программе

Содержание практической части программы

I

32

Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…»

Раздел 2. Сказочные человечки.

20

12

Проверочная работа по 1 разделу.

II

29

Раздел 2. Сказочные человечки (продолжение)

Раздел 3. Сказочные богатыри.

15

14

Проверочная работа по 2 разделу.

Проверочная работа по 3 разделу.

Проверка техники чтения.

 III

38

Раздел 4. «Сказка мудростью богата…»

Раздел 5. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

19

19

Проверочная работа по 4 разделу.

Проверочная работа по 5 разделу.

IV

35

Раздел 6. Самое обыкновенное чудо.

Резервные уроки. 17

23

14

Проверочная работа по 6 разделу.

Проверка техники чтения.

134

136

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Количество часов.

Тип урока

Планируемые результаты

Оборудование

Форма и содержание проверки знаний

Домашнее задание.

план

факт

1 четверть (32 ч)

1.

Знакомство с учебной книгой.

Б. Заходер «Моя Вообразилия», «Сказочка»

1

Вводный урок.

Научить учащихся работать с новой учебной книгой, тетрадью. Познакомить с приемом контраста (резкого противопоставления); с доказательствами жанра сказки (нахождение вымысла, наличие светлых и темных сил, медленное начало).

Иллюстрации города, страны и т.д.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть; нарисовать свою Вообразилию. Составить о ней рассказ.

Раздел 1. «Там на неведомых дорожках».

20

2

Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу».

1

Изучение нового материала

Познакомить с разделом I. Систематизировать представления о сказке, познакомить с особенностями жанра сказки, показать отличие устных народных сказок от литературных. Продолжить работу по анализу стихотворения.

Книги И.Сурикова. Иллюстрации к произведениям. Выставка рисунков на тему: «Моя страна Вообразилия».

.

Выразительное чтение стихотворения «В субботу». Подготовить пересказ любимой народной сказки (можно самый страшный эпизод сказки).

3

4

5

Русские народные сказки. Русская народная сказка «Царь-девица».

Народная сказка «Царь-девица». «Законы» волшебной сказки.

Как сказки сказываются.

3

Изучение нового материала.

Комбинированный урок

Закрепление изученного материала

Познакомить с героями-персонажами учебника. Ввести понятие: зачин, познакомить со сказочными элементами сказки.. Обогащать словарный запас учащихся. Научить составлять таблицу героев сказки (положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники), Обратить внимание на идею сказки. Учить выборочному пересказу и пересказу по плану.

Выставка книг с русскими народными сказками. Таблица героев. Иллюстрации.

Чтение сказки, сказ. Элементы Изменить 4 часть сказки.

6

7

8

П.Ершов «Конек-Горбунок» (отрывки из 1-й, 2-й части).

3

Изучение нового материала.

Комбинированный урок

Закрепление изученного материала.

Показать отличие народной и литературной сказки, познакомить с понятием – архаизмы. Продолжить работу над составлением таблицы героев. Сравнить зачины сказок, сказочные приметы.

Книги разных изданий, иллюстрации.

Выраз. Чтение разных частей. Рисунок Жар-птицы. Наизусть 1 из отрывков

9

10

11

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Идея сказки. Герои.

3

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Закрепление изученного материала

Формировать умения отличать народную и литературную сказки, закрепить  понятие – архаизмы. Продолжить работу над составлением таблицы героев. Сравнить зачины сказок, сказочные приметы.

Таблица героев книги А.С.Пушкина, иллюстрации

проверка техники чтения

Письм. ответ на вопр. Обложка к сказке книги

12

13

14

В.Одоевский Мороз Иванович». От сказки народной к сказке авторской.

3

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Закрепление изученного материала

Формировать умения отличать  народную и литературную сказки. Продолжить работу над составлением характеристики героев. Сравнить зачины сказок, сказочные приметы.

Диафильм, книги, иллюстрации, рисунки, таблица героев

Чтение сказки. Чтение диалога. Вопр.с.53 . Рис. Героя, пересказ

15

16

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Особенность сказки Бажова. Гуманистическая идея в сказке.

2

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Формировать умения отличать  сказ и сказку, составлять характеристику героев.

Диафильм. Составление плана. Книги, иллюстрации.

Пересказ 1-3ч. Народные выражения.

17

18

Литовская народная сказка «Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая коса».

2

Комбинированный урок.

Закрепление изученного материала

Познакомить учащихся с особенностью сказок народов Прибалтики (показать страны Балтии), учить сравнивать концовки сказок, структуру сказок.

Карта. Иллюстрации, рисунки.

Рисунки по заданию, скороговорки, сочинить сказку выучить наизусть, пересказ 1-3ч.

19

Русские народные скороговорки. Скороговорка часть фольклора.

1

Изучение нового материала.

Формировать представление о устном народном творчестве (познакомить со скороговорками как частью фольклора).

Книги. Иллюстрации.

Выучить 3 скороговорки. Нарисовать веселые картинки со скороговорками.

20

Обобщающий урок по разделу 1 учебника

1

Обобщающий урок.

Систематизировать и обобщить знания детей по изученным темам.

Иллюстрации стихи, рисунки детей.

Тематический.

Проверочная работа  №1

Перечитать полюбившиеся сказки.

21

Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок.

1

 «Сказочные человечки».

23

22

«Морская прогулка» (голландская народная песенка).

1

Вводный урок Изучение нового материала.

Формировать представления о устном народном творчестве разных народов. Развивать речь учащихся, отрабатывать технику чтения.

Иллюстрации.

Вступление к сказке Т.Янсон с.90-92.

23

24

25

26

Туве Янссон «Шляпа волшебника» (отрывок).

4

Изучение нового материала.

Комбинированные уроки.

Закрепление изученного материала

Познакомить с творчеством писательницы. Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, продолжить работу над приемом словесного рисования. Формировать умение кратко пересказывать текст, составлять характеристику героев. Обучать чтению по ролям.

Выставка книг.

Выразительное чтение1ч с.92-95. Отрывки иллюстациис.98, нарисовать рисунок..

27

Джон Р.Р. Толкиен «Хоббит», глава «Пауки и мухи».(ч.1-2)

1

Изучение нового материала.

Познакомить с творчеством писателя.

Портрет писателя

Выразительное чтение. 1-2ч., чтение слов «оживляющих» пейзаж.

28

Глава «Пауки и мухи» (ч. 3-4). Наблюдение над характером Бильбо, его чувствами, настроением.

1

Закрепление изученного материала.

Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, продолжить работу над приемом словесного рисования.

Иллюстрации, рисунки

.

Чтение 3-4 ч., описание картин природы и размышлений хоббита о себе.

29

Глава «Пауки и мухи» (ч.5-6). Продолжение наблюдения над характером образа – персонажа.

1

Закрепление изученного материала.

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев. Учить детей отвечать на вопросы учебника.

.

Чтение 5-6ч., черты характера Бильбо. Иллюстрации к фрагменту.

30

Глава «Пауки и мухи» (ч. 7,8). Завершение сбора материала для характеристики Бильбо.

1

Комбинированный урок.

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев.

Рисунки. План пересказа

Чтение  7-8 ч. портрет героя и характеристика по плану.

31

32

Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит»

2

Комбинированный урок.

Обобщающий урок.

Обобщить знания детей по данной теме. Завершить работу над составлением устного рассказа о хоббите Бильбо Беггинсе.

Книга «Хоббит». Выставка рисунков

2 четверть (22 ч)

33

34

Алан Милн  «Винни-Пух». Глава третья.

2

Комбинированный урок.

Изучение нового материала.

Дать понятие о художественном авторском пересказе литературного произведения. Сравнить сказочные повести. Познакомить с пересказом  от лица персонажа. Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев.

Книга «Винни-Пух». Иллюстрации, рисунки.

проверка техники чтения

Чтение, подчеркивание слов, вызывающих улыбку. Отрывок к иллюстрации с.132, рассказ о герое.

35

Песенки сказочных человечков.

1

Обобщающий урок

Формировать умение делать пересказ  от лица персонажа.

Книга. Вопросы к иллюстрации.

Наизусть понравившуюся песню.

36

37

38

А.Н.Толстой «Приключения Буратино» (главы).

3

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Закрепление изученного материала

Формировать понятие о художественном авторском пересказе литературного произведения. Сравнить сказочные повести. Отрабатывать чтение по ролям. Формировать умение находить в тексте необходимую информацию.

Фильм. .Книги А.Толстого. Иллюстрации.

Инсценирование сцены. Читать с.150-158, №1 с.159. Иллюст. выр.чт.с предвор. Пересказ событий.

39

40

Дж. Родари Приключения Чиполлино».

2

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Познакомить с творчеством писателя, идеей создания книги. Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, составлять характеристику героев. Формировать умение пересказывать текст, читать текст по ролям.

Портрет. Иллюстрации. Фильм.

Выразительное чтение. С.160-165. Пересказ по вариантам. Рекомендации для чтения.

41

42

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

2

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Познакомить с творчеством писательницы, идеей создания книги (юмор в произведении). Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, составлять характеристику героев. Формировать умение пересказывать текст, читать текст по ролям.

Иллюстрации. Книги автора.

Чтение, пересказ, творческие задания

43

Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».

1

Обобщающий урок

Формировать умение отвечать на вопросы учебника, пересказывать эпизоды, решать кроссворды.

Иллюстрации. Картинки сказочных героев

Тематический.

Проверочная работа  №2

Творческие задания

44

Любимые герои книг – сказочные человечки ( по итогам самостоятельного домашнего чтения

1

Внеклассное чтение.

Формировать умение отвечать на вопросы учебника, пересказывать эпизоды, решать кроссворды.

проверка техники чтения

Сказочные богатыри.

13

45

А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

1

Вводный урок.

Изучение нового материала.

Формировать представления о творчестве писателя, эпохе.

 Формировать умение выразительно читать стихи, анализировать, делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Дополнительная литература

по теме

Выучить отрывок наизусть

46

Былина как фольклорный жанр.

1

Изучение нового материала

Формировать представления о былине – фольклорном жанре. Познакомить с характерными чертами былин. Познакомить с историей возникновения былин.

Портреты. Иллюстрации

Рассказ о былинах

47

 «Сказка про Илью Муромца».

1

Изучение нового материал

Формировать представления о богатырской сказке.

Иллюстрации

Чтение сказки

48

49

Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».

2

Комбинированный урок

Закрепление изученного материала

Учить сравнивать богатырскую сказку и былину. Формировать умение делить текст на части, продолжить работу над словесным иллюстрированием, выборочным чтением.

Книги. Иллюстрации таблица

Чтение с.198

50

Сравнение богатырской сказки и былины.

1

Обобщение изученного материала

Формировать умение сравнивать богатырскую сказку и былину.

Иллюстрации

51

52

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв».

2

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Познакомить с характерными чертами киргизских сказок. ормировать умение находить в тексте необходимую информацию, составлять характеристику героев.

Книги. ллюстрации

Чтение частей. Пересказ.

53

54

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

2

Изучение нового материала.

Познакомить с характерными чертами дагестанских сказок. формировать умение находить в тексте необходимую информацию, составлять характеристику героев.

Книги. Иллюстрации

Чтение частей. ересказ

3 четверть (38 ч)

55

Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»

1

56

Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты».

Обобщение по разделу «Сказочные богатыри»

1

Обобщающий урок

Формировать умение анализировать стихотворение, развивать фантазию. Проверить ЗУН по теме «Сказочные богатыри».

Книги. Иллюстрации. Тетрадь

Тематический.

Проверочная работа  №3

Выучить отрывок из стихотворения

57

Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой.

1

Комбинированный урок.

Обобщить знания детей по теме «Сказочные богатыри»

Книги. Иллюстрации. Тетрадь

Сказка мудростью богата.

17

58

Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже»

1

Вводный урок

Формировать представления о сказках разных народов, их жизни, быте, характерах. Развивать умение прогнозировать текст, отрабатывать технику чтения

Ответ-размышление по 1 части учебника.

59

60

 «Мудрый старик» (татарская сказка).

2

Изучение нового материала

Комбинированный урок.

Формировать представления о татарских сказках, о жизни, быте, характерах татарского народа. Учить детей читать текст по ролям, раскрывая характеры героев; составлять план сказки, пересказывать текст по плану.

Книги. Иллюстрации

Чтение по ролям. Работа в тетради № 2 стр. 32.

61

62

«Мудрая девушка» (Киргизская народная сказка).

2

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Формировать представления о киргизских сказках, о жизни, быте, характерах киргизского народа. Составлять план сказки, пересказывать текст по плану.

План. Книги. Иллюстрации.

Чтение текста. Озаглавить части, проиллюстрировать загадки и отгадки.

63

64

«Мудрая дева» (русская народная сказка).

Сравнительный анализ сказок о мудрости

2

Комбинированный урок.

Повторение изученного материала.

Расширять представления о РНС, о жизни, быте, характере русского народа. Сравнивать сказки разных народов. Составлять сравнительную таблицу по сказкам. Учить детей находить в каждой сказке её идею.

Книги. Иллюстрации. Сравнительная таблица.

Проверка техники чтения

Чтение по ролям. Чтение сказки, в которой герои отгадывают загадки. Найти сказку сходную по содержанию, чтение.

65

«Как появились разные народы» (долганская сказка)

1

Изучение нового материала

Формировать представления о творчестве долганского народа. Расширять понятие о сказках-мифах.

Иллюстрации, книги, мультфильм.

Найти сказку сходную по содержанию, чтение.

66

«Честный мальчик» (корейская сказка)

1

Комбинированный урок

Формировать представления о творчестве корейского народа. Сравнивать сказки разных народов. Учить детей находить в каждой сказке её идею. Учить детей читать текст по ролям, раскрывая характеры героев.

Иллюстрации, книги.

Чтение по ролям.

67

68

«Настоятель и служка» (японская сказка)

2

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Формировать представления о творчестве японского народа. Сравнивать сказки разных народов. Учить детей находить в каждой сказке её идею. Развивать умение пересказывать сказку.

Иллюстрации, книги

Пересказать сказку и придумать для неё название. Разделить на части, озаглавить. Нарисовать иллюстрацию к одной из частей.

69

«Три калача и одна баранка» (русская сказка)

1

Комбинированный урок

Обобщающий

Учить детей определять жанр произведения. Развивать умение прогнозировать текст, отрабатывать технику чтения.

Книги, иллюстрации.

Выучить наизусть сказку. (по желанию одну часть)

70

«Сказка о глупости»

Иван Франко

1

Комбинированный урок

Познакомить с понятием сказка-анекдот. Продолжить работу над анализом  сказок,  составлением цитатного плана, сравнением сказок.

71

Русские народные пословицы и поговорки об уме и глупости.

1

Комбинированный урок

Завершить работу над сравнительным анализом сказок..

Иллюстрации.

Задание на стр.43.

72

Русские народные загадки.

Литературные загадки

1

Комбинированный урок

Продолжить аналитическую работу с загадками для уяснения принципа их создания. Познакомить со структурой и формой загадок, литературными загадками-стихами

Книги, иллюстрации.

Придумать загадку самостоятельно.

73

Обобщающий урок по разделу

Сказка мудростью богата.

1

Обобщающий урок

Тематический.

Проверочная работа  №4

74

Зачем поют  колыбельные песни

Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

1

Обобщение изученного материала

Формировать представление о жанре произведений, анализировать колыбельные песни.

Аудиозапись, книги, рисунки, иллюстрации.

Выучить наизусть колыбельную песню.

«Сказка-ложь, да в ней намёк…».

18

75

Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»

1

Изучение нового материала.

Показать жанровое различие стихотворений. Продолжить работу над развитием речи учащихся, отрабатывать технику чтения.

Иллюстрации, книги, аудиозапись.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, сделать к нему рисунок.

76

«Лиса и рак» (русская сказка) Братья Гримм

«Ёж и заяц».

1

Комбинированный урок.

Формировать умение ставить  и решать  проблемные вопросы. Продолжить работу над сравнительным анализом сказок.

Иллюстрации, книги.

Выучить наизусть сказку «Лиса и рак».

77

78

«Напуганные медведь и волки» (русская народная сказка)

2

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала

Расширять представления о РНС. Показать мифологические образы трансформированные в сказке.

Учить сопоставлять сюжеты

сказок..

Иллюстрации, книги.

Выразительное чтение сказки, найти ответы на вопросы учебника

79

80

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».

2

Изучение нового материала.

Комбинированный урок

Формировать представления о творчестве африканского народа. Учить детей определять жанр произведения. Развивать умение прогнозировать текст, отрабатывать технику чтения. Сравнивать сказки разных народов. Учить детей находить в каждой сказке её идею. Учить детей выразительно читать текст, раскрывая характеры героев.

Иллюстрации, книги.

Проверка техники чтения.

Выразительное чтение, пересказ. Иллюстрация к понравившемуся отрывку.

81

82

83

84

Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Любимые герои сказок.

3

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Закрепление изученного материала

Формировать представления о творчестве афроамериканского народа. Учить детей определять жанр произведения. Сравнивать сказки разных народов. Учить детей находить в каждой сказке её идею. Учить детей выразительно читать и пересказывать текст, раскрывая характеры героев, анализировать образ главного героя, составлять устную характеристику.

Иллюстрации, книги.

Выразительное чтение, пересказ, озаглавить части, составить рассказ о кролике. Сочинить свою сказку- продолжение.

85

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена» и латышская сказка «Как петух лису обманул».

1

Изучение нового материала

Закркпление изученного материала

Формировать представление о творчестве эстонского и латышского народа. Развивать умение становить  и решать проблемные вопросы. Учить сопоставлять сюжеты сказок. Отрабатывать технику чтения.

Иллюстрации, выставка книг.

Задание на стр.82, инсценирование сказок.

86

А.Курляндский «Ну, погоди!»

1

Комбинированный урок

Формировать представление о литературной сказке. Учить детей выразительно читать и пересказывать текст, раскрывая характеры героев.

Иллюстрации, выставка книг, мультфильм.

Чтение. Нарисовать кадр к диафильму.

87

Как создаются мультфильмы. Сравнение текста сказки и сказки – сценария.

1

Комбинированный урок

Учить сравнивать текст сценария сказки с текстом сказки. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Иллюстрации, выставка книг, мультфильм.

Пересказать сюжет любого выпуска мультфильма.

88

Стихотворения Г.Сапгира «Песня» и Л.Квитко «Смелые воробьи».

1

Изучение нового материала

Обучать приему словесного иллюстрирования на материале прочитанных стихотворений. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Иллюстрации, выставка книг.

Одно стихотворение выучить наизусть.

89

Л.Квитко «Веселый жук», Ю.Мориц «Резиновый ёжик».

1

Изучение нового материала.

Обучать приему словесного иллюстрирования на материале прочитанных стихотворений. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Иллюстрации, выставка книг.

выучить стихотворение наизусть.

90

Авторские считалки.

1

Изучение нового материала.

Формировать представление о жанре произведений, познакомить с авторскими считалками. Продолжить работу над развитием речи учащихся, отрабатывать технику чтения. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Выставка книг.

Проверка техники чтения

Задание на стр.95

Проиллюстрировать считалки

91

Б.Заходер «Считалия». Литературные игры.

Сочиняем считалку.

1

Комбинированный урок

Формировать представление о жанре произведений, познакомить с авторскими считалками Б.Заходера.. Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Иллюстрации.

Проиллюстрировать фрагменты считалки по вариантам.

92

Обобщение по разделу. Колыбельные русских поэтов.

1

Обобщающий урок.

Формировать представление о жанре произведений,

Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся.

Тематический.

Проверочная работа  №5

4 четверть (35 ч)

Самое обыкновенное чудо

20

93

Введение в новый раздел. Г.Горбовский «Розовый слон».

1

Изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Формировать представление о жанре произведений, познакомить с идеей раздела.Продолжить работу над развитием речи учащихся, отрабатывать технику чтения.

Рисунки.. Книги.

Выразительное чтение, нарисовать рисунок главного героя.

94

А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц», ч.1. ч.2. Знакомство с Маленьким принцем.

1

Изучение нового материала.

Формировать представление о жанре произведения, познакомить с идеей. Учить детей читать текст по ролям, раскрывая характеры героев. Показать взаимосвязь между автором и героем произведения.

Иллюстрации, выставка книг.

Читать 1-2 части, пересказ 2 части.

95

«Маленький принц», ч.3,4. «А как это – приручить?»

1

Комбинированный урок

Познакомить с идеей произведения. Продолжить работу над анализом сказки. Отрабатывать технику чтения, продолжить работу над составлением цитатного плана.

Иллюстрации, выставка книг.

Выучить монолог Лиса.

96

97

«Маленький принц», ч.5,6. Секрет Лиса.

2

Комбинированный урок Обобщающий урок.

Показать отличие сказки А. Экзюпери от других, ранее прочитанных сказок. Продолжить работу над инсценированием сказки

Иллюстрации, выставка книг.

Инсценирование сказки.

98

Дж.Родари «Солнце и туча».

1

Изучение нового материала.

Учить детей наблюдать за созданием автором образов и проявлением их характеров через речь, поступки. Продолжить лексическую работу, учить находить ключевые слова.

Иллюстрации, выставка книг.

Пересказ, самостоятельно сочинить сказку.

99

Дж.Родари «Как Алиса в море побывала», В.Орлив «Я рисую море».

1

Комбинированный урок.

Продолжить работу над формированием умения анализировать произведения. Учить детей составлять рассказ от лица героя.

Иллюстрации, выставка книг репродукции.

Выразительное чтение, задание №2 на стр.126, выучить стихотворение.

100

В.Берестов «Честное гусеничное».

1

Изучение нового материала.

Продолжить работу над формированием умения анализировать произведения. Учить детей составлять рассказ о героине. Отрабатывать технику чтения.

Иллюстрации, выставка книг.

Чтение, нарисовать портреты героини к каждой части.

101

В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка».

1

Комбинированный урок.

Учить детей составлять рассказ от лица героя. Продолжить работу над инсценированием сказки. Продолжить лексическую работу, учить находить ключевые слова.

Иллюстрации, выставка книг.

.

Выучить наизусть 1 сказку, проиллюстрировать 2 сказку.

102

В.Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка».

1

Изучение нового материала.

Формировать умение обмениваться вопросами по тексту, анализировать художественные средства. Познакомить с понятием «сказка - миниатюра».

Иллюстрации, выставка книг, рисунки.

Задание на стр.132, проиллюстрировать миниатюру.

103

Г.Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка».

1

Комбинированный урок.

Познакомить учащихся с языком произведения и структурой текста. Продолжить лексическую работу, словесно- образное рисование.

Иллюстрации, выставка книг.

Выучить наизусть сказку «Про чудака лягушонка».

104

Б.Сергуненков «Куда лето прячется?», «Одуванчик».

1

Закрепление изученного материала

Учить детей определять жанр. Учить детей находить в каждой сказке её идею. Учить детей выразительно читать и пересказывать текст, раскрывая характеры героев.

Иллюстрации, выставка книг, рисунки.

Проверка техники чтения

Пересказ одной из сказок близко к тексту.

105

Б.Сергуненков «Неспетая песня», «Мальчик и леший», «Кот белый- кот черный».

1

Комбинированный урок.

Познакомить с понятием сказка-загадка. Учить детей выразительно читать и пересказывать текст, раскрывая характеры героев.

Иллюстрации, выставка книг.

Ответить на вопросы к сказке.

106

Обобщающий урок по разделу «Самое обыкновенное чудо».

1

Обобщающий урок.

Обобщить знания детей по разделу «Обыкновенное чудо», выполнять самостоятельную работу, опираясь на свои знания.

Рисунки, кроссворды, карточки с творч заданиями..

Проверочная работа №6

Написать ответ Лису.

107

Дж.Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».

1

Закрепление изученного материала.

Развивать умение прогнозировать текст, отрабатывать технику чтения. Сравнивать сказки, упражнять в инсценировании сказок.

Рисунки..

Подготовиться к инсценированию, выучить слова, продумать костюмы.

108

Веселые стихи Ю.Владимирова и Г.Остера. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!»

1

Закрепление изученного материала.

Продолжить работу над анализом художественных средств, жанра, темпа, ритма и т.д.Отрабатывать умение выразительно читать стихи, передавать, при чтении, настроение автора и героев.

Рисунки, книги, аудиазапись..

Выучить веселое стихотворение по выбору, проиллюстрировать

109

Б.Сергуненков «Поэт и заходящее солнце».

1

Обобщающий урок.

Продолжить работу над анализом художественных средств, жанра, темпа, ритма и т.д.

Отрабатывать умение выразительно читать стихи, передавать при чтение настроение автора и героев.

Рисунки, книги.

Прочитать список книг на стр.156, отметить те книги, которые уже прочитали полностью.

110

111

Урок – отчет «Вот и закрыли мы маленькую дверь в большой мир».

1

Закрепление и обобщение изученного материала.

Контроль.

Учить детей анализировать материал учебника, определять жанры прочитанных произведений, зачитывать цитаты из понравившихся произведений. Проверить сформированность навыка чтения.

Рисунки, кроссворды, карточки с творч заданиями, книги.

Проверка техники чтения.

Чтение полюбившихся произведений.

112

Урок по итогам самостоятельного домашнего чтения.

1

Обобщение изученного материала.

Обобщить знания детей о произведениях прочитанных самостоятельно.

Книги, иллюстрации, папки с творческими работами.

Чтение полюбившихся произведений.

Повторение

15

 



[1] Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Чтение и начальное литературное образование» (программа для 1-4 кл.) / «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ.  Дошкольное образование. Начальная школа». – М.: Баласс, 2008. – С. 148-163.

[2] Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения)

[3] Учебник «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) является составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100», имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

[4] Из программы «Чтение и начальное литературное образование» Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.