Рабочая программа и тематическое планирование по риторике 2 класс Школа 2100

Рабочая программа и тематическое планированиес соответствуют авторской программе "РИТОРИКА" (для четырехлетней начальной школы) Т. А. Ладыженская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«_______________ №__»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Риторика» для 2 класса

начального общего образования

в рамках Образовательной системы

«Школа 2100»

на 201_ – 201_ учебный год.

Составитель:

учитель начальных классов

________________________

г. ______________________

201_ год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по курсу «Риторика» для 2 класса.

Рабочая программа составлена в соответствии:

  1. с Примерными программами начального общего образования;
  2. с компонентом образовательного учреждения;
  3. с учебным планом МБОУ «Гимназии №5»;
  4. с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)

На изучение данного курса во 2 классе отводится:

Всего:                                        34 часа (1 час в неделю)

Учебно-методический комплект.

  1. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса  в 2 частях.
  2. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Нравственно-риторические идеи курса.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)

Будь своему слову господин. (Пословица)

Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Программное содержание  курса.

Общение                                         (18 часов).

  1. Повторение.                                  (1 час).
  2. Наука риторика                                 (3 часов).
  3. Как мы говорим                                (5 часов)        
  4. Учусь слушать                                (5 часов)                                        
  5. Вежливая просьба                                (2часа)                                        
  6. Учусь читать и писать                        (2часа)                                        

Речевые жанры                                (16 часов)                                        

  1. Текст.  Тема и основная мысль.                (3 часа)                                        
  2. Пересказ.                                        (3 часа)                                        
  3. Вежливый отказ.                                (2 часа)                                        
  4. Типы текстов.                                 (1 час)                                                
  5. Рассуждение.                                (2 час)                                                
  6. Описание.                                        (2 час)                                                
  7. Навыдуманный рассказ.                        (2 часа)                                        
  8. Обобщение.                                        (1 час)                                                
  9. Резервные часы                                 (0 часов)                                        

Основные риторические умения.

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;

• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).


В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

Страницы учебника

план

факт

Обобщение.

4

1

Проверь себя.

1

Обобщение.

Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.

Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их.

Тематический (с.5, №1-5).

Часть I.

5

2

Наука риторика.

1

Объяснение нового материала.

Знать значение науки риторики.

Уметь объяснить значение риторических умений.

С.8, №10.

3

Кто – что – кому
(с.11-13).

1

Объяснение нового материала.

Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит);

Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь;

Текущий контроль.

С.11-13

4

Кому – кто. Адресат – адресант
(с.14-19).

1

Урок-игра.

Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.

Текущий контроль.

Творческое задание «Письмо другу».

С.17

№25

Как мы говорим.

5

5

Темп.  Громкость
(с.20-27)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон.

- дополнительные средства выразительности  устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

- различать оттенки тона.

соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

 - передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.

Игра «Угадай, чей голосок».

С.20-27

6

Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить
(с.28-34).

1

Объяснение нового материала.

С.29

№39

7

Настроение, чувства и тон говорящего

(с.35-40).

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Чтение по ролям.

С.39

№49

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд

(с.41-44).

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Инсценирование беседы  с помощью жестов.

С.45

№57№58

8

Как мы говорим

(с.45-50).

1

Обобщение.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 минут).

С.49

№64

Учусь слушать.

5

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

(с.53-57)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- слушание как вид речевой деятельности;

- участников слушания: адресат и адресант;

- значение слов, называющих разные виды слушания;

- цели слушания;

-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;

Уметь:

- быть внимательными слушателями;

- понимать текст, воспринимаемый на слух:

  • определять тему звучащего текста;
  •  определять его основную мысль;
  • спрашивать о том, что непонятно;

- слушать, обращая внимание:

  • на содержание речи;
  • на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.56

№67

№68

10

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

 (с.58-63)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.63

№78

11

Слушаем и выделяем непонятное.

(с.64-66)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.65 №82 №83

12

Слушаем, как говорят.

(с.67-69)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.68 №86

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день!

(с.70-73)

1

Обобщение.

Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь.

Текущий контроль.

Письменный опрос.

С.72 №96

 №97.

Вежливая просьба.

2

14

Вежливая просьба.

(с.74-83)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- просьба как этикетный речевой жанр;

- отличие просьбы от требования, мольбы;

- средства вежливого выражения просьбы;

- прямая и скрытая просьба;

- слова согласия и отказа.

Уметь:

- просить вежливо и убедительно;

- выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

- правильно реагировать на отказ и просьбу.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Игра-инсценировка.

С.83

№116

15

Скрытая просьба.

(с.83-85)

1

Обобщение и систематизация знаний.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос.

С.85

№119

Учусь читать и писать.

2

15

О чем нам говорит шрифт?

(с.88-90)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

- как оформление текста на письме помогает  понять его смысл;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.90 №124

№125

16

Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.

(с.91-94)

1

Комбинированный урок.

Уметь:

- читать схемы, таблицы;

- понимать значение рисунков в учебных книгах;

Текущий контроль.

Индивидуальный опрос.

С.93

№134

Текст. Тема и основная мысль.

3

17

18

Тема и основная мысль текста.

(с.5-10)

2

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

- текст;

- тема текста;

- основная мысль текста;

- заголовок текста;

- ключевые (опорные) слова.

Уметь:

- отличать текст от набора предложений;

- определять тему текста;

- подбирать заголовок, отражающий тему текста;

- определять основную мысль текста;

- подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;

- выделять ключевые (опорные) слова в тексте;

- определять тему текста по опорным словам;

- создавать текст на основе опорных слов;

Текущий контроль.

Устный опрос.

Часть 2.

с.10, №10

19

Опорные слова.

(с.12-14)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль.

Тест.

С.14

Пересказы.

2

20

Подробный пересказ.

(с.15-18)

1

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

- пересказ текста;

- подробный пересказ;

- краткий пересказ;

- план-оглавление.

Уметь:

- в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;

- в пересказе передавать основное содержание текста;

- соотносить текст и план;

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.18

№23

21

Краткий пересказ.

(с.18-23)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.23

№32

Пересказы.

2

22

Подробный пересказ.

(с.15-18)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что такое пересказ текста; подробный пересказ; краткий пересказ; план-оглавление.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.18

№23

23

Краткий пересказ.

(с.18-23)

1

Комбинированный урок.

Уметь  в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; в пересказе передавать основное содержание текста; соотносить текст и план;

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.23

№32

24

План. Текст и план.

(с.24-31)

1

Объяснение нового материала

Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану.

Текущий контроль.

Игра «Репортер».

С.31

№39

Вежливый отказ.

2

25

Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.

(с. 32-43)

1

Объяснение нового материала.

Знать  согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ.

Текущий контроль.

С.43

№54

№55

26

Ответы на отказ.

(с.44-49)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.49

№64

Типы текстов.

5

27

Типы текстов.

(с.50-54)

1

Объяснение нового материала.

Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу;  подбирать заголовок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.53

№72

28

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

(с.55-62)

1

Комбинированный урок.

Знать, что  текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»;  структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос, игра.

С.62

№86

29

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

Подведем итоги.

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.64

№90

30

Описание.

Признаки предмета.

(с.70-76)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания;  объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием;  конструировать загадки, включающих признаки предметов.

Текущий контроль.

Игра «Узнай сказку».

С.71

№98

С.76

№105

31

Описание в объявлении.

Загадки – описания. Сочини загадку.

(77-83)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.81

№111

Невыдуманный рассказ.

2

32

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?

(87-89)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Тест.

С.88

№116

33

Части рассказа.

(с.90-92)

1

Комбинированный урок.

Уметь  выделять части рассказа, строить его по частям;

Текущий контроль. Индивидуальный и фронтальный  опрос.

С.92

№121

34

Хочу вам рассказать.

(93-94)

Подведем итоги

1

Обобщение.

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Тематический смотр знаний.

Рассказ на тему «Случай из жизни».