Методические разроботки уроков и презентации к ним

Сурикова Наталия Георгиевна

 

Сурикова Наталия Георгиевна, учитель МОУ «Лиманская СОШ №2»

 

Урок русского языка во 2 классе.

 

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели урока: отрабатывать умения видеть орфограмму в корне слова,

Закреплять изученные способы проверки слов с безударными гласными в корне; реализовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению в работе парами, в  группах. Упражнять в применении знаний на практике, развивать речь и коммуникативные способности учащихся; воспитывать навыки коллективного сотрудничества.

 

Оборудование: карточки с тестами, карточки с предложениями, картины, таблицы, музыкальное оформление, учебники, тетради, презентация, компьютер, проектор.

 

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Вступление-объявление темы урока.

(Звучит песенка «Красной Шапочки»). (Слайд №1)

Сегодня мы отправимся в чудесную сказку. Мы побываем в гостях у Красной Шапочки. Она очень грамотная. Всегда усердно учится, хорошо разбирается в правилах русского языка.

(Летит шарик с посланием от Красной Шапочки). (Слайд №2).

Ребята, я отправляюсь к бабушке. Хочу пригласить вас с собой, хочу во время прогулки проверить, как вы знаете правила правописания безударных гласных в корне слов и многие другие правила.

 

  1. Актуализация знаний.

Я взмахнула «волшебной палочкой», и вот мы уже в сказке.

(Появляется картина с изображением Красной Шапочки). (Слайд №3).

Жила-была Красная Шапочка. Умная, способная, любознательная. Все любили девочку. Раз решила она навестить свою бабушку, что жила в лесу в домике, на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками здоровается.

(Таблички со словарными словами: заяц, лисица, медведь, сорока).

Давайте вспомним правописание словарных слов, запишем их в тетрадь, поставим ударение, отметим безударную гласную.

4 .Словарь: заяц, лисица, медведь, сорока. (Слайд №4).

Вспомнили словарные слова, а теперь отправляемся дальше в путь.

Свернули с тропинки вместе с Красной Шапочкой  и заблудились. А вот указатель стоит! Чтобы узнать, куда идти девочке, нужно записать эти словосочетания и узнаем, как зовут бабушку.

(Собака Бим, сова Клара, лесник Жак, бабушка Анна). (Слайд №5).

  1. А вот избушка бабушки. Зашла Красная Шапочка В избушку, хотела поздороваться с бабушкой, а на кровати какая-то подозрительная «бабушка» лежит, одеялом прикрывается. Молчит, а сама держит табличку со словами: «Что же ты, внучка, не спрашиваешь, почему у меня такие большие глоза, большие ушы, большие зубы?» (Слайд №6).

А девочка ей отвечает: «Ты не моя бабушка. Моя бабушка всегда грамотно пишет, а ты ошибок наделала». Ребята, давайте исправим ошибки этой горе-бабушки. Запишите слова правильно, к слову глаза подберите проверочное слово и однокоренное. (Глаза, глаз, глазной). (Слайд №7).

Как проверим безударную гласную в корне слова? Какое правило нужно знать?

  1. От удивления у волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб, огромные зубы. Но она не испугалась, и мы тоже не испугались, научим волка грамотно писать.

Возьмите листочки с тестами, вставьте пропущенные буквы в слова, подчеркните. (Задание по вариантам).

  1. Физкультминутка.

Мы в  сказку к Красной Шапочке

Собрались в дальний путь (шагаем)

Летели, плыли, ехали-

Пора и отдохнуть.

Нам в этой сказке встретятся

Сорока, заяц, ёж.

Дорогу к милой бабушке

Для внучки ты найдёшь  (ходьба).

Все любят сказки добрые  (руки в стороны)

Довольна детвора (руки вверх)

Скорее всем за дело, (быстрая ходьба).

Вновь в сказку нам пора.

  1. Работа в парах.

 Волк сильно разозлился, стал от возмущения топать ногами, махать лапами, реветь. Захотелось ему наших ребят с Красной Шапочкой поссорить. Но мы знаем, что дружба – наше главное правило. Поработаем в парах. Из разрозненных слов составить предложение, записать в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения.

(Проверка в процессе работы).

  1. Самостоятельная работа.

Красная Шапочка благодарит нас за дружбу и хорошую работу.

А волк призадумался и тоже написал предложение. Но все лесные жители подняли волка на смех, а над домиком сгустились тучи и закрыли солнышко. Что же натворил волк?

Вчяще подберёзой рос гребок. (Слайд №8).

Почему на волка обиделись тучки и смеялись лесные жители?

Исправьте ошибки.

  1. Работа в группах.

 Красная Шапочка решила немного отдохнуть, волк, наоборот, с интересом наблюдает за нашей работой на уроке. Хочет научиться грамотно писать. (Работа по группам).

Сильные дети выполняют работу по карточкам.

Слабые дети выполняют упражнение 43 на стр. 83. (Учебник 2 класса, 2 часть).

  1. Закрепление изученного.

 Волк почесал затылок, почесал нос: «До чего опасные эти гласные!» Чем можно помочь волку, чтобы он грамотно писал слова с безударной гласной? (Повторение правила правописания).

11. Волк придумал стихотворение о безударных гласных. (Слайд №9).

Безударные звуки гласные

Бывают такие опасные.

Звук нечётко слышится-

Буква, какая пишется?

Но подберём мы звук ударный

И гласный станет неопасный.

12.  Волку понравилось учиться, но  он не поймёт, почему весь урок дети говорят о каком-то корне в словах. Что же это такое?

Запишите однокоренные слова со следующими корнями:

 

1 ряд-лёд-, -ход-.      2 ряд –свист-, -звон-,    3 ряд –боль-, - вод-. (Слайд №10).

(Проверка выполнения)

13. Итог урока.

Что бы вы пожелали волку? А Красной Шапочке?

А они желают вам хороших оценок. (Слайд №11).

 

Урок русского языка в 4 классе.

 

Разработала и провела учитель начальных классов Сурикова Наталия Георгиевна

МОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» посёлка Лиман Астраханской области.

 

Тема урока: « Обобщение по теме: «Местоимение».

 

Цели урока:  обобщать знания детей по теме: «Местоимение»;

    совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

     развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

 

 Задачи урока: учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать

                         взаимовыручку, активность, формировать положительную

                         мотивацию к обучению.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник  русского языка (УМК «Школа России» авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями  для индивидуальной работы дифференцированного характера.

                                         

Ход урока

 

  1. Организация класса

 

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

Это девиз нашего урока,  к нему мы будем обращаться во время работы на уроке.  (Девиз высвечивается на слайде №1).

Сегодня мы заканчиваем работу над темой «Местоимение».

(слайд №2).

  1. Актуализация знаний детей.

 

2. 1. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.

а) Она весну встречает,

     Серёжки надевает.

 б )  А потом ты покатился

       И назад не воротился.

  в )  Как пустился я по улице бежать…

  г )  Стул чинил сегодня мастер,

        Клеил его и красил.

   д)  Мы с приятелем вдвоём

         Замечательно живём.

    е ) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

     ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

    - Сколько слов вы выписали? (7).

      -Проверьте себя:

 

(на слайде № 3 высвечиваются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).

 

       2.2 Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова?

     - Почему эти слова называются местоимениями?

       - Почему так называется эта часть речи?  Что вы знаете о местоимении?

( на слайде  №4 )  слова:

 

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

 

 

  1. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

 

   Индивидуальная работа по карточкам:

-Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

 

Лес пахнет дубом и смолой.

За лето высох он от солнца.

 

- Сколько предложений?

- Найдите основу каждого предложения.

Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

 

 Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица  вы знаете? (проверка по слайду № 5).

 

 

 

Лицо

Число

 

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

 

 

- Как склоняются местоимения?

 

  1. Практическая работа.

 

    Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они ( карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.

На слайде № 6.

 

Падежи

вопросы

я

ты

мы

вы

он

он

оно

они

И.п.

кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Д .п.

кому?

 

 

 

 

 

 

 

 

В.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.п.

кем?

 

 

 

 

 

 

 

 

П.п.

о ком?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проверка выполнения задания:

 

-Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).

Проверить правильность выполнения работы  по слайду №7.

 

 

Падежи

вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

 о нём

о ней

о нём

о них

 

 

  1. Работа в  дифференцированных парах.

 

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.

 

 (  Упражнения напечатаны на  отдельных листочках и лежат на партах учеников).

 

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С   ими был пёс  тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

 

 

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед   ими было озеро. Оно красивое. В   ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч  ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

 

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К   им пришла девочка. Иё зовут Надя. У  ей не было красок.  Ани дали ей краски. Ани стали рисовать  большую картину вместе. Картина у   их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

 

 

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую- к груди,

Да смотри – не  упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

 

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

 

  1. Работа по дифференцированным  группам  ( для каждой группы заранее приготовлены  карточки с заданиями).

 

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

                        Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

     Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

  2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед…..  сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

 3 группа у доски

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их,  сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им,  пестрели под ими, вместе с им.

 

  1. Словарная работа.

  -Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).

 

  1. Работа по развитию речи.

      Задание «Редактор»  (слайд № 9).

       Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

 

    Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами  и не получать замечаний.

 

  1. Итог  урока.

 

       Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?

Какие задания были особенно интересными?

Что было трудным на уроке?

Оценки:

 

 

Литература:

1.С.В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку».

2.С.Э Уразова «Стихотворения для уроков русского языка».

3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы». 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2.ppt422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


 

Комментарии

спасибо, урок хороший