Разработка урока окружающего мира 1 класс

Бычкова Екатерина Валериевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon KONSPEKT__UROKA.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Н.Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Методическая разработка урока окружающего мира

1 класс УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков

 «Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью?»

Сычева Екатерина Валериевна

учитель начальных классов

второй квалификационной  категории.

п.Светлый 2010

Тема «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»

Урок – путешествие.

Цель:

Образовательная: формировать представления о звездах, Солнце.

 Развивающая: развивать познавательную активность, речь, воображение. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

 

Воспитательная: воспитывать уважение к друг другу, чувство прекрасного (через картинки и музыку); учить видеть необычное в неживой природе; показать насколько удивителен мир;

Оборудование и ресурсы: карандаши, мультимедийный проектор, у каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, желтый).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. 

Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если расшифруете слово. (Ракета) Слайд 2.

- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?

-  Я предлагаю отправиться в путешествие по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное.

II. Повторение изученного материала .

- Но, чтобы отправиться в космос, нужно выполнить задание, которое приготовил для нас Муравьишка. Слайд 3

По горизонтали:

2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.

5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.

8. Часть велосипеда.

9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.

10. Время года, которое наступает после осени.

11. Основная работа этого человека – печь хлеб

12. В нее одевались первобытные люди.

По вертикали:

1. Первый месяц весны.

3. Излюбленная пища белых медведей.

4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”

5. Крупное животное, житель жарких стран.

6. Часть велосипеда.

7. Третий день недели.

8. Часть велосипеда.

Ответы:

По горизонтали: 1. Астроном. 2. Страус. 3. Рама. 4. Динозавры. 5. Зима. 6. Пекарь. 7. Шкуры.

По вертикали: 1. Март. 2. Рыбы. 4. Мороз. 5. Слон. 6. Педаль. 7. Среда. 8. Руль.

  1. Работа над новой темой.

– С заданием справились.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Итак, приготовились к путешествию. Спинки прямые, начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск. Слайд 4.

Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво. Слайд5  .

- Пока мы с вами летали, Муравьишка уже приготовил для вас вопрос. Читаем вопрос. «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?» Слайд 6. (Ответы детей.)

Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Слайд 7. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. Слайд 8. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Слайд 9. И только ночью становятся видны звезды.слайд 10

Я предлагаю вам отгадать загадку:

Голубой платок,

Желтый колобок

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и Солнце). Слайд 11.

– Что такое Солнце?

– Расскажет нам о Солнце Алсу. (Приложение 1)

– Так что же такое Солнце?

- Что интересного вы узнали про Солнце из рассказа Алсу?

IV Физминутка

Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот).

Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)

Муравьишка приготовил для вас еще  загадку.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Что это? (Звезды) Слайд 12.

– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?

Ответы детей.

V Работа по учебнику.

– Ребята, давайте с вами рассмотрим  рисунок на стр. 22.

- О звёздах нам расскажет Даша. (Приложение 2)

– Так что же такое звезды?

- Какие бывают Звёзды? По цвету? (голубые, белые, желтые, красные). Какие звёзды горячие? (белые, голубые).Холоднее белых? (жёлтые). Холоднее Солнца? (красные).  Слайд 13-14

По размеру?

 - Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом.

- Вернитесь к рисунку на стр. 22. Что можно сказать про Альдебарана? (холодный гигант). Про Регул и Сириус? (нормальные горячие Звёзды). Про Солнце? (менее горячий карлик).

- Почему такая большая звезда, как Альдебаран, на небе меньше, чем Солнце и не греет лучше. Чем Солнце? (далеко расположена).

Вывод: - Самые яркие звёзды испускают в 100 тыс. раз больше тепла и света, чем Солнце. Но Солнце – самая близкая к Земле звезда, поэтому она даёт нам достаточное количество тепла и света.

– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? (расположены далеко от Земли)

VI  Практическая работа слайд 15

У вас у каждого на столе лежит пластилин.

- Предлагаю вылепить их из пластилина (дети лепят).

Вывод: – Что такое звезды? Что такое Солнце? Слайд (вывод: Солнце – звёзда)

– Что создает нам Солнце?

– Почему днем не видно другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звёзд незаметен)

 – Кто изучает звезды? (астроном) слайд 16

– С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп)  слайд 17

- В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звёзд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.

- Что такое созвездия? (группа звёзд)

Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

Это созвездие состоит из 7 ярких звёзд. Слайд.

-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звёзд – 8.

Стр.23 (учебник)

Миф о созвездии Льва:

Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”. Слайд18 

        Давайте рассмотрим еще два созвездия:  созвездие Ориона и созвездие Большого и Малого Пса.

 VII Итог урока. Слайд 21

А чтобы закрепить наши знания мы выполним графический диктант. Вы должны будете ответить на вопросы если ваш ответ да-         , нет -        

(У каждого ребенка на столе конверт с солнышками и звездочками. Они выкладывают у себя на парте.) (приложение 3)

- Солнце – ближайшая к Земле звезда.

 

- Звезды – огромные пылающие шары.

 

- Солнце – самая большая звезда.

 

- В созвездии Большой Медведицы девять ярких звезд.

 

-  Созвездия – это группы звёзд.

        

- Звёзды по размеру и цвету все одинаковые.

 

Теперь мы должны проверить                                                   С этим заданием все хорошо справились. Молодцы!

         У меня еще есть для вас сюрприз. На доске вы видите кусочек ночного неба, но на нем нет ни одной звездочки. А у вас эти звездочки есть. Давайте небу поможем найти свои звездочки. (Дети прилепливают звезды)    

VIII Релаксация:  ( приложение 4)

- Кого похвалить и за что? Кто похвалить может себя и за что?

Солнышки на партах. Нарисуйте своё настроение после этого урока.

IX Домашнее задание  (приложение 5)

Задание на листочках: Соединить звёзды, чтобы получилось созвездие