Моя педагогическая концепция "Моделирован ие ситуации успеха - первостепенное условие становления личности учащихся"

Мошникова Татьяна Владимировна

Педагогическая концепция " Моделирование ситуации успеха - первостепенное условие становления личности учащихся"

учителя МОУ "Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2"

 Мошниковой Татьяны Владимировны.

 

Введение.

Современная школа ориентирована на развитие личности каждого ученика. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации , социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать её психолого -педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному учителю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приёмы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества учителя и ученика. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к ученику, является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению её на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приёмов и методов. Особое внимание я хочу уделить моделированию ситуации успеха.

Основной стратегией образования, я считаю, является совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе - учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы убедиться, правильно ли он выбрал способы их преодоления.

Я считаю, что учитель должен не только вести ребёнка к успеху в ученик, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

 

Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей - одна из важнейших задач в моей работе. В решении столь нелёгкой задачи помогает создание ситуации успеха. Считаю необходимым:

• Дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний;  

•Пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

 

Моделирование ситуации успеха.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальнейших проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что «не курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально -психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учётом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, если помочь ребёнку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен смоделировать учитель. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее:

- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;

- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

Задача учителя - создать максимально комфортные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности.

Каждый учащийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и собственные достижения.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлииский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

 

Приёмы работы.

В своей работе стараюсь использовать комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развиваю эти возможности, воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Приём «Эмоциональное поглаживание».Стремлюсь искать пути эмоционального контакта с детьми.

«Анонсирование».Заранее предупреждаю ученика о предстоящее проверке знаний. Иначе этот приём можно было бы обозначить,как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребёнок. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

«Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, Ню скрытых до сих пор способностей.

Приём «Следуй за нами».Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребёнка, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Приём «Эмоциональный всплеск». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Важную роль в повышении учебно - познавательной деятельности учащихся играетусвоение коммуникативной стороны процесса учения, т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только содержание учебного материала, но и модели взаимодействия при его усвоении: «учитель - ученики» (при изучении нового материала), «ученик - ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик- учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает детей к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку.

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

Развитию коммуникативных навыков способствует работа в паре. Работа в паре - это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Они обучаются разным способом получения и обработки информации;дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать; смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.

Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности. Его материальная основа - потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Моя задача - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.

Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям я опираюсь на их потенциальные возможности. К ним относится тип высшей нервной деятельности и основные свойства нервной системы, связанные со скоростью протекания психических процессов (активная и инертная динамика).

Дети с активной динамикой основных психических процессов быстро включаются в работу, быстро переключаются с одного задания на другое, любят устные ответы, обсуждения, с удовольствием работают в парах и микрогруппах, не боятся высказываться. Как правило они быстро заканчивают работу. Однако эти дети не любят слушать учителя, планировать свою работу, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Они устают от однотипных заданий. Эти дети не всегда прилежны.

Дети с инертной динамикой психических процессов медленно включаются в работу, медленно переключаются с одного задания на другое, боятся внезапных ответов, лучше выполняют письменные задания. Они не могут работать в шумной обстановке, затрудняются при выполнении одновременно сложных и разнообразных по содержанию и способам выполнения заданий. Стараюсь давать им сначала серию заданий с постепенным усложнением, а затем серию

заданий разнообразных по форме и содержанию. Эти учащиеся могут могут долго слушать учителя, работать с текстом, с одним и тем же материалом, вникать в суть, в детали. Они любят читать, расширять кругозор, умеют рассчитывать свои силы. У них склонность к самостоятельной работе. Эти дети хорошо запоминают, достаточно прилежны, но работают медленно. Наблюдая за детьми и выявляя их различия я установила, что дети одного к другого генотипа имеют много положительных особенностей, значит могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные. Поэтому я обязана обеспечить учащимся условия для успешного выполнения задания, осуществить индивидуальный и дифференцируемый подход к обучению. При этом в пары и микрогруппы я объединяю детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задания своим темпом. На этапе формирования у учащихся установки на успешное выполнение задания необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Достижения подкрепляю словами: «Уверена, что у тебя сегодня всё получится», «Ты на совесть потрудился, я тобой горжусь», «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других».

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:

• творчество как процесс развлечения, игры;

• творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

• творчество как особая форма коммуникации.

Творческие задания помогают учащимся на уроке раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. Одним из важнейших условий в организации творческих заданий является создание атмосферы доброжелательности и доверия,. Которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении.

Использование технологии развивающего обучения позволяет включить учащихся в творческую деятельность. С этой целью планирую на уроках вопросы общего характера, которые позволяют выразить разные точки зрения. Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа, более близкого ребёнку. Отвечать на проблемные вопросы начинают неуверенные дети, таким образом они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации урока

каждый ребёнок может и должен иметь успех деятельности, контролировать свои знания, свои возможности.

На мой взгляд, одним из наиболее эффектных методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектов. Именно при создании и защите творческих проектов легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности».

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, заве р шающийся созданием творческих работ. Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, книга, макет и т.д. Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, развивает творчески. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Технологические операции создания ситуации успеха:

 1 .Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

 2.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в его силы и возможности.

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.

4.Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 5.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных деталей.

7.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Личностно - ориентированное обучение ставит в центр всей школьной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных и безопасных условий её развития. При планировании уроков применяю такие формы работы, которые

способствуют активизации учебной деятельности, созданию на уроке атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использую развивающие упражнения, дифференцированные задания, игровые, групповые формы работы.

 При проектировании урока всегда учитываю следующие моменты:

 1.Должно обеспечиваться саморазвитие личности;

 2.Применение ситуации выбора, вариативности;

3.Создание на уроке «ситуации успеха».

 Итоговый этап моделирования ситуации успеха.

Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Я стараюсь оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного задания. Ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует педагогической корректности и такта.

В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:

 •Организуется на всех этапах учебного процесса;

 •Усложняет учебные и воспитательные задачи;

•Реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приёмов и средств.

Для себя эволюцию эффективности моделирования ситуации успеха на уроке я представляю в виде следующей схемы:

 •Положительные эмоции в деятельности

 •Чувство успеха

•Эмоции радости, интеллектуального подъёма

 •Удовлетворение, вызванное преодолением трудностей

 Таким образом, моя концепция, основанная на личностно ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:

- добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её практически значимой;

- обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

- способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

- создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled011.doc61.83 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция " Моделирование ситуации успеха - первостепенное условие становления личности учащихся"

учителя МОУ "Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2"

 Мошниковой Татьяны Владимировны.

Введение.

Современная школа ориентирована на развитие личности каждого ученика. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации , социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать её психолого -педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному учителю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приёмы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества учителя и ученика. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к ученику, является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению её на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приёмов и методов. Особое внимание я хочу уделить моделированию ситуации успеха.

Основной стратегией образования, я считаю, является совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе - учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы убедиться, правильно ли он выбрал способы их преодоления.

Я считаю, что учитель должен не только вести ребёнка к успеху в ученик, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей - одна из важнейших задач в моей работе. В решении столь нелёгкой задачи помогает создание ситуации успеха. Считаю необходимым:

• Дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний;  

•Пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Моделирование ситуации успеха.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из актуальнейших проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что «не курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально -психологическая атмосфера урока. На мой взгляд, ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учётом многих факторов. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмётся за подобную работу. Следовательно, если помочь ребёнку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен смоделировать учитель. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее:

- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;

- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;

- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

Задача учителя - создать максимально комфортные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности.

Каждый учащийся - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и собственные достижения.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлииский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Приёмы работы.

В своей работе стараюсь использовать комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развиваю эти возможности, воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Приём «Эмоциональное поглаживание». Стремлюсь искать пути эмоционального контакта с детьми.

«Анонсирование». Заранее предупреждаю ученика о предстоящее проверке знаний. Иначе этот приём можно было бы обозначить,как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребёнок. Чем-то это напоминает репетицию, которая создаёт психологическую установку на успех, даёт уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».

«Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, Ню скрытых до сих пор способностей.

Приём «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребёнка, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Приём «Эмоциональный всплеск». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Важную роль в повышении учебно - познавательной деятельности учащихся играет усвоение коммуникативной стороны процесса учения, т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов уроков продумать не только содержание учебного материала, но и модели взаимодействия при его усвоении: «учитель - ученики» (при изучении нового материала), «ученик - ученик» (парная работа при закреплении), «ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «ученик- учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает детей к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку.

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

Развитию коммуникативных навыков способствует работа в паре. Работа в паре - это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Они обучаются разным способом получения и обработки информации; дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать; смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.

Я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности. Его материальная основа - потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.

Моя задача - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.

Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям я опираюсь на их потенциальные возможности. К ним относится тип высшей нервной деятельности и основные свойства нервной системы, связанные со скоростью протекания психических процессов (активная и инертная динамика).

Дети с активной динамикой основных психических процессов быстро включаются в работу, быстро переключаются с одного задания на другое, любят устные ответы, обсуждения, с удовольствием работают в парах и микрогруппах, не боятся высказываться. Как правило они быстро заканчивают работу. Однако эти дети не любят слушать учителя, планировать свою работу, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Они устают от однотипных заданий. Эти дети не всегда прилежны.

Дети с инертной динамикой психических процессов медленно включаются в работу, медленно переключаются с одного задания на другое, боятся внезапных ответов, лучше выполняют письменные задания. Они не могут работать в шумной обстановке, затрудняются при выполнении одновременно сложных и разнообразных по содержанию и способам выполнения заданий. Стараюсь давать им сначала серию заданий с постепенным усложнением, а затем серию

заданий разнообразных по форме и содержанию. Эти учащиеся могут могут долго слушать учителя, работать с текстом, с одним и тем же материалом, вникать в суть, в детали. Они любят читать, расширять кругозор, умеют рассчитывать свои силы. У них склонность к самостоятельной работе. Эти дети хорошо запоминают, достаточно прилежны, но работают медленно. Наблюдая за детьми и выявляя их различия я установила, что дети одного к другого генотипа имеют много положительных особенностей, значит могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные. Поэтому я обязана обеспечить учащимся условия для успешного выполнения задания, осуществить индивидуальный и дифференцируемый подход к обучению. При этом в пары и микрогруппы я объединяю детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задания своим темпом. На этапе формирования у учащихся установки на успешное выполнение задания необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Достижения подкрепляю словами: «Уверена, что у тебя сегодня всё получится», «Ты на совесть потрудился, я тобой горжусь», «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других».

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:

• творчество как процесс развлечения, игры;

• творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

• творчество как особая форма коммуникации.

Творческие задания помогают учащимся на уроке раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. Одним из важнейших условий в организации творческих заданий является создание атмосферы доброжелательности и доверия,. Которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении.

Использование технологии развивающего обучения позволяет включить учащихся в творческую деятельность. С этой целью планирую на уроках вопросы общего характера, которые позволяют выразить разные точки зрения. Постановка общих вопросов предполагает свободное оперирование материалом, выбор аспекта анализа, более близкого ребёнку. Отвечать на проблемные вопросы начинают неуверенные дети, таким образом они не теряются на уроке, не чувствуют себя лишними, а принимают активное посильное участие в работе. Сильные учащиеся обобщают, делают выводы. При такой организации урока

каждый ребёнок может и должен иметь успех деятельности, контролировать свои знания, свои возможности.

На мой взгляд, одним из наиболее эффектных методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектов. Именно при создании и защите творческих проектов легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности».

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, заве р шающийся созданием творческих работ. Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, книга, макет и т.д. Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, развивает творчески. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами я помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Технологические операции создания ситуации успеха:

 1 .Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

 2.Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в его силы и возможности.

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания.

4.Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 5.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных деталей.

7.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Личностно - ориентированное обучение ставит в центр всей школьной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных и безопасных условий её развития. При планировании уроков применяю такие формы работы, которые

способствуют активизации учебной деятельности, созданию на уроке атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Использую развивающие упражнения, дифференцированные задания, игровые, групповые формы работы.

 При проектировании урока всегда учитываю следующие моменты:

 1.Должно обеспечиваться саморазвитие личности;

 2.Применение ситуации выбора, вариативности;

3.Создание на уроке «ситуации успеха».

 Итоговый этап моделирования ситуации успеха.

Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Я стараюсь оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного задания. Ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует педагогической корректности и такта.

В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:

 •Организуется на всех этапах учебного процесса;

 •Усложняет учебные и воспитательные задачи;

•Реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приёмов и средств.

Для себя эволюцию эффективности моделирования ситуации успеха на уроке я представляю в виде следующей схемы:

 •Положительные эмоции в деятельности

 •Чувство успеха

•Эмоции радости, интеллектуального подъёма

 •Удовлетворение, вызванное преодолением трудностей

 Таким образом, моя концепция, основанная на личностно ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:

- добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её практически значимой;

- обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

- способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

- создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.