ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАУМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 1-М КЛАССЕ.

 Елена Александровна Шилова

 

«...творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...»  (Л.С. Выготскогий)

В условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется  деятельности школьников во внеурочное время, целью которой считаетсясоздание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций [Кондакова,2008:29].

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. Именно  внеурочная деятельность   способствует выявлению и развитию способных, талантливых детей, развитию коммуникативных навыков и умений. В нашей гимназии  создаются благоприятные условия для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Кроме того, наше образовательное учреждение,МБОУ «Гимназия № 12»,на протяжении трех  лет  является областной экспериментальной площадкой «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения».

Занятия по внеурочной деятельности проводятся и по английскому языку в первом классе.  Они построены на основе разработанной нашими педагогами программы «Английский - детям», целью которой является формирование элементарных навыков общения  на английском языке у детей младшего школьного возраста, а также мотивация речевой деятельности на английском языке, рост познавательной активности.Программа рассматривает такие темы, как «Животные», «Я и моя семья», «Мои друзья», «Игры, развлечения, спорт», «Мои игрушки».Одна из ее центральных задач - формирование метаумений.

Ряд метаумений, которыми младшие школьники овладевают на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку, имеют существенную роль и на других учебных дисциплинах. Сегодня педагогу недостаточно легко ориентироваться в специфике только своего предмета, ему необходимо быть профессионалом и в других областях науки. Теперь педагог не просто должен передавать необходимый багаж знаний, но, самое главное, учить школьников работать со знаниями и уметь применять их в дальнейшей жизни. Нужно объяснять им, что полученныеметаумения можно применять и на другом предметном материале. И в итоге, ученик должен понять и согласится с тем, что, действительно, метаумения носят универсальный характер и оказывают неоспоримую помощь при выполнении большого количества разнообразных заданий по различным учебным дисциплинам.

Одно из метаумений, над которым мы активно работаем на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку, является формирование творческого мышления младших школьников. И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют  такие  черты, как  самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом, умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода уего поиску, умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других [Лeрнeр,1981:185].

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.Оно неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные  задания на английском языке  выполняют дети.

Формированию творческого мышления способствуют логические задачи, построенные в виде «загадочных» ситуаций.
В их основе лежат факты и события повседневной жизни, на первый взгляд вполне правдоподобные, но содержащие элемент необычности, недосказанности. Разгадка этих ситуаций требует нестандартного подхода, оригинальных решений.
Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию. Например, изучив с первоклассниками вежливые слова, просим назвать их в зависимости от предлагаемой ситуации.

Использовать задания для развития творческого мышления возможно на разных этапах  внеурочных занятий. Они могут выполняться индивидуально, но наиболее эффективна в начальный период обучения групповая работа. Чаще всего задания даются в игровой форме,  так как с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного  занятия не способны проявлять умственную деятельность.Например, даем первоклассникам задание, в котором нужно назвать английские слова, в которых слышится тот или иной звук. Учащиеся начинают поочередно произносить изученные слова, выигрывает та группа, которая назвала больше всего слов. Далее игру можно усложнить, дав первоклассникам задание, в котором нужно составить предложения с предложенными словами или игрушками.

Дети младшего школьного возраста мгновенно включаются в любую игру, так как игра в этом возрасте – это основная развивающая деятельность, направленная на обучение без «напряжения», то есть ребенку не нужно дополнительно объяснять многие правила игры, они знакомы ему с детства, поэтому этот процесс происходит с особой радостью и приносит отличные результаты. Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями целесообразно использовать такие игры, как "Угадай предмет" или «Что исчезло». Чем интереснее и больше ребенок расскажет о любом загаданном объекте, тем самым он проявит свой высокий уровень видения ситуации [Никитин,1991:24]..

Разнообразие творческих заданий  способствует и выявлению, и дальнейшему развитию творческого мышления  младших школьников. Для того, чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не только хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.  На каждом внеурочном занятии мы имеем дело с буквами английского алфавита. Например, введение любой буквы мы начинаем с выявления того, на что она похожа. Некоторые первоклассники называют похожие на них русские буквы, а большая часть ребят начинают фантазировать, добавлять к элементам английской буквы ряд других, предлагают ее перевернуть или наклонить. Конечно, чем богаче у ребенка воображение, тем выше у него уровень  творческого мышления. Первоклассники начинают переносить имеющиеся знания и свой хоть и небольшой опыт на видение нового объекта. Порой их представления перерастают в целую предметную или сюжетную картинку. При выполнении подобных заданийпервоклассники учатся  анализировать элементы букв, находить общее между ними. Такой подход позволит детально изучить информацию и осознанно ее запомнить [Осипова,1999:37].

Творческое мышление особенно ярко проявляется при создании собственных вариантов ответов первоклассников. Так, например, изучив  тему из программы «Игрушки», ребенок вступает в диалог не с одним одноклассником, а сразу с несколькими, показывая при этом не только свои прочные знания лексического и грамматического материала, а умения легкого и быстрого принятия решений в стандартной ситуации.

Важным методом активизации творческого мышления младшего школьника являются ролевые игры, которые могут применяться на этапах закрепления, обобщения материала, а также при введении новых лексических единиц и лексико-грамматических структур. Ролевая игра может занимать  все занятие или являться ее элементом[Денисова,1990:11].Для этого мы используем мягкие игрушки, пальчиковые куклы, картонные иллюстрации.Это вовлекает первоклассников  в иноязычную среду, помогает им чувствовать себя более уверенно, развивает творческое мышление. Например, изучив на занятии новую английскую фразу, он начинает активно ее использовать в своей диалогической или монологической речи наряду с уже ранее изученными оборотами.

Самое главное для учителя - отслеживать результаты деятельности школьников, вести мониторинг выявления и развития метаумений, начиная с первого класса. С этой целью по итогам прохождения каждой темы  внеурочного занятия заполняется таблица по сформированностиметаумений, один из критериев которой - уровень развития творческого мышления. Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат (табл. 1). Анализируя  полученные метаумения, следует отметить рост творческого мышления:  перенос (65%),видение новой функции (70 %),видение структуры объекта (80 %),   альтернативное решение (85 %), комбинирование известных способов деятельности с новыми (85 %).

Ученики первого класса легко включаются во внеурочную деятельность и по английскому языку. Уже в первом классе мы учим школьников обобщать предметы, находить схожие и отличительные элементы в процессе написания букв и звуков, переносить имеющиеся знания на новые, составлять образы, конструировать и создавать новые объекты.Использование игровых приемов, ролевых игр, логических задачек изаданий творческого характераявляются ключевыми в организации учебного процесса младших школьников, повышают мотивацию к предмету, способствуют активному развитию мыслительных процессов, воображения, творческого мышления. Первоклассникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности. Поскольку творчество - это создание объективно или субъективно нового, для детей важна новизна их творческой деятельности на каждом внеурочном занятии.

Список литературы.

.1.Денисова, Л.Г. Драматические игры для творческого этапа обучения[Текст] /Л.Г.Денисова//ИЯШ.-1990.-№9.-С.11

2. Кондакова, А.М.,Кузнецова, А.А.Концепция ФГОС НОО: проект [Текст]// А.М. Кондакова., А.А. Кузнецова.- Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещение, 2008. – С.29.

3 .Лeрнeр, И.Я. Дидaктичeскиeoснoвымeтoдoвoбучeния[Текст]// И.Я.Лернер. - М.: Пeдaгoгикa.- 1981. –С. 185

4. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] // Б.П. Никитин.– М., 1991. –С.24-27

5. Осипова, М.П.Активизация познавательной деятельности младших школьников[Текст]  //  М.П. Осипова.- М., 1999. – С. 37-43