Развитие у учащихся готовности к рефлексивно - оценочной деятельности.

Тема моего выступления - Развитие у учащихся готовности к рефлексивно-оценочной деятельности.                   (слайд № 1)

1.    Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учащихся                                   (слайд № 2)
      Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.      (слайд № 3)
 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
 Целесообразно на каждом уроке выделять время для рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
1.    Классификация    (слайд № 4)
 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала.
1)    Рефлексия настроения и эмоционального состояния.   (слайд № 5)
      Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением смайликов, четверостишья, вопросы….
Самое полюбившееся моим детям: словарь настроения и игра «Поймай птицу Стремления». (слайд № 6)
      Словарь настроения распечатала на всех учащихся, начиная с января месяца ещё в первом классе применяю на любом уроке. Раздаю ребятам и задаю вопрос.
-Прочитайте и соотнесите своё настроение с написанным.
(Даю время ознакомится, затем ребята читают слова, которые они выбрали)
Например, боязливое.
- Объясни, как ты себя при этом чувствуешь? (боюсь, что не всё у меня получится) или доброжелательное – желаю всем добра.
Эта игра имеет несколько целей: познавательная:
1)    Развивает речь учащихся, так как содержит слова, которые дети раньше мало употребляли или совсем не употребляли в своей речи. Заставляет задуматься над значением малознакомых слов, подбирать близкие по значению.
Коммуникативная:
2)    Даёт возможность учащимся поделиться с учителем своими  страхами и неуверенностью и избавиться от них. Приобрести уверенность в своих силах.
Личностная:
3)    Несёт воспитательный момент. Формируется  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, к людям, к жизни.
                                       Словарь настроения
беспокойное                      бодрое                                           боязливое                  
весёлое                 возбуждённое                               восторженное
грустное                             гордое                                           героическое   
добродушное                          доброжелательное                      дружеское
жуткое                                жизнерадостное                          жёсткое
загадочное                       задиристое                                   задорное
капризное                  коллективное            кислое
ликующее                           любвеобильное                           лидерское
мечтательное                     мрачное                                        молчаливое
насмешливое                     нежное                                          неожиданное
обиженное                         одинокое                                      обоюдное
печальное                          поучительное                               приветливое
радостное                           робкое                                          решительное
спокойное                       светлое                                          сердитое
серьёзное                           сказочное                                      солнечное
сонное                               сосредоточенное                          смешное
скорбное                            скрытное                                      сочувствующее
таинственное                     тёплое                                          тихое
торжественное                  тоскливое                                    тревожное
хвалебное                          хвастливое                                  хмурое
шаловливое                      шумное                                        шутливое


В конце урока полезно вернуться к словарю. Сравнить: у кого осталось такое же настроение, а у кого изменилось и в какую сторону, стало лучше или наоборот.
Игра «Поймай птицу стремления» (слайд № 7)
  Проводится тоже в начале урока. Показываю слайд и задаю вопрос:
- Какую птицу «Стремления» вы бы хотели поймать сегодня на уроке.
Дети с удовольствием называют и расшифровывают, например, (Я хочу поймать птицу «Красота в тетради» т. е. я хочу красиво написать классную работу в тетради. или Я хочу поймать птицу «Бонус» т. е. хочу получить поощрение, подарок, оценку.)
      Эта игра даёт возможность детям наметить основные цели урока и стремиться к их достижению.
2)    Рефлексия деятельности.  (слайд № 8)
      Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например  
Листы самооценки   (слайд № 9)
Листы самооценки по разным предметам, а так же по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием.  Привожу пример листа самооценки по литературному чтению. Второй столбик в листе самооценки – моя деятельность – разделён на три части – Как я был готов к уроку, - как я работал на уроке с новым материалом, - подвожу итог моей работы на уроке. Дети продумывают, вспоминают каждый этап урока, а некоторые в течение всего урока постепенно заполняют  в таблице  каждую строчку и подводят итог. Лист покрываем скотчем, поэтому он многоразовый.
 
№    Моя деятельность на уроке    Баллы
1.    Как я был готов к уроку    
2.     Как я работал на уроке с новым материалом:    
    Отвечал(а) на вопросы    
    Работал(а) со словарём    
    Давал(а) характеристики персонажам    
    Читал(а) самостоятельно    
    Читал(а) по ролям    
    Работал(а) в паре, группе    
    Выполнял(а) творческую работу    
    Делал(а) выводы на уроке    
3.    Подвожу итог моей работы на уроке    
 
3)    Рефлексия содержания учебного материала. (слайд № 10)
       Рефлексию содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием (слайд № 11) незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
    Синквейн (стихотворение из пяти строк)
•    1 строка: одно существительное (ключевое понятие)
•    2 строка: два прилагательных или причастия
•    3 строка: три глагола
•    4 строка: фраза из четырёх слов
•    5 строка: существительное
3. Сложности формирования рефлексивных способностей у учащихся.
В ходе работы над формированием рефлексивных способностей у учащихся столкнулась с такими трудностями:
А) Не развита речь у учащихся; дети  не умеют планировать свою работу; (предлагаю алгоритм,  где пошагово расписано как надо действовать, что говорить….
(слайд № 12)    Алгоритм взяла из                              Приложения №6
к Положению о системе оценок обучающихся,
о формах и порядке проведения промежуточной
аттестации обучающихся в рамках реализации ФГОС
                                                         «Алгоритм самооценки»
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты
Алгоритм самооценивания 1 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
Алгоритм самооценивания  2 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Какое умение развивали при выполнении  задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
                                            Алгоритм самооценивания 3 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Какое умение развивали при выполнении  задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Алгоритм самооценивания 4 класс
1.    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …
2.    Наиболее трудным мне показалось …
3.    Я думаю, это потому, что …
4.    Самым интересным было …
5.    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …
6.    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …
7.    Я бы хотел попросить своего учителя …
 
  Б) Не умеют контролировать свою деятельность; (предлагаю листы самооценки )
Г) Не умеют правильно оценивать себя и окружающих, боятся признаться в том, что у них не всё получилось (предлагаю игру «Камешек в ботинке».  (Слайд № 13)
      После этих приёмов снижается уровень тревожности, повышается мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне.   Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  
      Рефлексивная деятельность позволяет реализовать принцип психологической комфортности на уроке. Во время работы актуализируются мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия. Данные приёмы способствуют формированию у учащихся способности к коррекции собственной деятельности,  учат давать самооценку результата деятельности, подготавливают к целеполаганию последующей деятельности.   (слайд № 14)
   Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.
 
 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления - Развитие у учащихся готовности к рефлексивно-оценочной деятельности.                   (слайд № 1)

  1. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учащихся                                   (слайд № 2)

      Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.      (слайд № 3)

 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 Целесообразно на каждом уроке выделять время для рефлексии.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

  1. Классификация    (слайд № 4)

 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала.

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.   (слайд № 5)

      Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением смайликов, четверостишья, вопросы….

Самое полюбившееся моим детям: словарь настроения и игра «Поймай птицу Стремления». (слайд № 6)

      Словарь настроения распечатала на всех учащихся, начиная с января месяца ещё в первом классе применяю на любом уроке. Раздаю ребятам и задаю вопрос.

-Прочитайте и соотнесите своё настроение с написанным.

(Даю время ознакомится, затем ребята читают слова, которые они выбрали)

Например, боязливое.

- Объясни, как ты себя при этом чувствуешь? (боюсь, что не всё у меня получится) или доброжелательное – желаю всем добра.

Эта игра имеет несколько целей: познавательная:

  1. Развивает речь учащихся, так как содержит слова, которые дети раньше мало употребляли или совсем не употребляли в своей речи. Заставляет задуматься над значением малознакомых слов, подбирать близкие по значению.

Коммуникативная:

  1. Даёт возможность учащимся поделиться с учителем своими  страхами и неуверенностью и избавиться от них. Приобрести уверенность в своих силах.

Личностная:

  1. Несёт воспитательный момент. Формируется  внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, к людям, к жизни.

                                       Словарь настроения

беспокойное                      бодрое                                           боязливое                  

весёлое                     возбуждённое                               восторженное

грустное                             гордое                                           героическое  

добродушное                                  доброжелательное                      дружеское

жуткое                                жизнерадостное                          жёсткое

загадочное                               задиристое                                   задорное

капризное                              коллективное                кислое

ликующее                               любвеобильное                           лидерское

мечтательное                     мрачное                                        молчаливое

насмешливое                     нежное                                          неожиданное

обиженное                         одинокое                                      обоюдное

печальное                          поучительное                               приветливое

радостное                           робкое                                          решительное

спокойное                           светлое                                          сердитое

серьёзное                           сказочное                                      солнечное

сонное                               сосредоточенное                          смешное

скорбное                            скрытное                                      сочувствующее

таинственное                     тёплое                                          тихое

торжественное                  тоскливое                                    тревожное

хвалебное                          хвастливое                                  хмурое

шаловливое                      шумное                                        шутливое

В конце урока полезно вернуться к словарю. Сравнить: у кого осталось такое же настроение, а у кого изменилось и в какую сторону, стало лучше или наоборот.

Игра «Поймай птицу стремления» (слайд № 7)

  Проводится тоже в начале урока. Показываю слайд и задаю вопрос:

- Какую птицу «Стремления» вы бы хотели поймать сегодня на уроке.

Дети с удовольствием называют и расшифровывают, например, (Я хочу поймать птицу «Красота в тетради» т. е. я хочу красиво написать классную работу в тетради. или Я хочу поймать птицу «Бонус» т. е. хочу получить поощрение, подарок, оценку.)

      Эта игра даёт возможность детям наметить основные цели урока и стремиться к их достижению.

  1. Рефлексия деятельности.  (слайд № 8)

      Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например  

Листы самооценки   (слайд № 9)

Листы самооценки по разным предметам, а так же по разным разделам и темам будут различаться своим содержанием.  Привожу пример листа самооценки по литературному чтению. Второй столбик в листе самооценки – моя деятельность – разделён на три части – Как я был готов к уроку, - как я работал на уроке с новым материалом, - подвожу итог моей работы на уроке. Дети продумывают, вспоминают каждый этап урока, а некоторые в течение всего урока постепенно заполняют  в таблице  каждую строчку и подводят итог. Лист покрываем скотчем, поэтому он многоразовый.

 

Моя деятельность на уроке

Баллы

1.

Как я был готов к уроку

2.

Как я работал на уроке с новым материалом:

Отвечал(а) на вопросы

Работал(а) со словарём

Давал(а) характеристики персонажам

Читал(а) самостоятельно

Читал(а) по ролям

Работал(а) в паре, группе

Выполнял(а) творческую работу

Делал(а) выводы на уроке

3.

Подвожу итог моей работы на уроке

 

  1. Рефлексия содержания учебного материала. (слайд № 10)

       Рефлексию содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием (слайд № 11) незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

    Синквейн (стихотворение из пяти строк)

  • 1 строка: одно существительное (ключевое понятие)
  • 2 строка: два прилагательных или причастия
  • 3 строка: три глагола
  • 4 строка: фраза из четырёх слов
  • 5 строка: существительное

3. Сложности формирования рефлексивных способностей у учащихся.

В ходе работы над формированием рефлексивных способностей у учащихся столкнулась с такими трудностями:

А) Не развита речь у учащихся; дети  не умеют планировать свою работу; (предлагаю алгоритм,  где пошагово расписано как надо действовать, что говорить…. 

(слайд № 12)        Алгоритм взяла из                              Приложения №6

к Положению о системе оценок обучающихся,

о формах и порядке проведения промежуточной

аттестации обучающихся в рамках реализации ФГОС

                                                         «Алгоритм самооценки»

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты

Алгоритм самооценивания 1 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Алгоритм самооценивания  2 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении  задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

                                            Алгоритм самооценивания 3 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении  задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритм самооценивания 4 класс

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …
  2. Наиболее трудным мне показалось …
  3. Я думаю, это потому, что …
  4. Самым интересным было …
  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …
  6. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …
  7. Я бы хотел попросить своего учителя …

 

      Б) Не умеют контролировать свою деятельность; (предлагаю листы самооценки )

Г) Не умеют правильно оценивать себя и окружающих, боятся признаться в том, что у них не всё получилось (предлагаю игру «Камешек в ботинке».  (Слайд № 13)

      После этих приёмов снижается уровень тревожности, повышается мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне.   Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  

      Рефлексивная деятельность позволяет реализовать принцип психологической комфортности на уроке. Во время работы актуализируются мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия. Данные приёмы способствуют формированию у учащихся способности к коррекции собственной деятельности,  учат давать самооценку результата деятельности, подготавливают к целеполаганию последующей деятельности.   (слайд № 14)

   Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития.

 

Приложение №1

                             Словарь настроения

беспокойное            бодрое                                боязливое                  

весёлое                     возбуждённое                    восторженное

грустное                   гордое                                 героическое  

добродушное           доброжелательное             дружеское

жуткое                      жизнерадостное                 жёсткое

загадочное               задиристое                          задорное

капризное                   коллективное               кислое

ликующее               любвеобильное                   лидерское

мечтательное          мрачное                               молчаливое

насмешливое          нежное                                 неожиданное

обиженное             одинокое                               обоюдное

печальное               поучительное                       приветливое

радостное               робкое                                   решительное

спокойное              светлое                                  сердитое

серьёзное               сказочное                              солнечное

сонное                    сосредоточенное                  смешное

скорбное                скрытное                              сочувствующее

таинственное         тёплое                                   тихое

торжественное      тоскливое                              тревожное

хвалебное               хвастливое                           хмурое

шаловливое            шумное                                 шутливое

Приложение №2

         

                                                         «Алгоритм самооценки»

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты

Алгоритм самооценивания 1 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Алгоритм самооценивания  2 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении  задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

                                            Алгоритм самооценивания 3 класс

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении  задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритм самооценивания 4 класс

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …
  2. Наиболее трудным мне показалось …
  3. Я думаю, это потому, что …
  4. Самым интересным было …
  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …
  6. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …
  7. Я бы хотел попросить своего учителя …