Опыт организации режима работы с текстовой информацией

Миронова Юлия Леонидовна

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_avgustovka_novoe.docx34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации режима работы с текстовой информацией

в начальной школе.

(Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №1» Мироновой Ю.Л.)

Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.  

        Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется актуальность  проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

        Многолетний опыт работы    школ  показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

            Какова же методика работы с текстовой информацией  на уроках? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим? 
        Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. 
        Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. 

В своей практике работу с текстовой информацией организую следующим образом. С первых дней пребывания ребёнка в школе начинается активное приобщение  в увлекательный мир детской книги через многообразные формы работы с детской книгой. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.  Те приёмы учебной  работы, которые  использую,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом  формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Приемы активного чтения: (слайд)

  • Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

  • Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

        Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний: (слайд)

  • Прием  «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

        Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске  

  • Прием  «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей

работы.

  •  Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех «Да - нетка» учит:
  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала: (слайд)

  • Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

         На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное

и знак “-” там,  где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся: (слайд)

  • Прием «Синквэйн» и   «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это  универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания  для осмысления изученного на уроке.  В своем классе  использую два алгоритма написания таких стихотворений.

 

  • Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

  • Прием « Пятиминутное эссе»

        Этот вид письменного задания применяется   в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе: (слайд)

  • Метод  «Шесть шляп критического мышления

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

          Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

        Цель  - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

  • Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

          Маркировочные таблицы:  (слайд)

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.  

        Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

  • Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».

Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.

К наиболее эффективным технологиям относится: (слайд)
-  технология критического мышления;

- технология продуктивного чтения;

- проектная технология;

-  информационно - коммуникативная технология;

- технология групповой  работы.

В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках  литературного чтения, а также  при домашнем чтении.

Домашнее чтение художественных произведений  предполагает работу с читательским дневником, основная цель которого – содействие формированию читательских интересов младших школьников через научение способам ориентировки в мире книг и совершенствовании технической стороны чтения, что позволит сохранить у детей положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще. В читательском дневнике могут быть предложены разные формы подведения итогов читательской деятельности.

Например, в моём классе в читательском дневнике у ребят отмечены следующие параметры:

№ п/п

Автор.

Название произведения

Главная мысль

(чему учит)

Моё творчество

(эпизод, который произвел на меня впечатление)

Благодаря родителям, в классе имеется своя классная библиотека, в которой собраны книги. При отборе книг в классную библиотеку даю родителям следующие рекомендации:

Во -первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.

Во – вторых,  необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно – популярная литература; фольклор – сказки, загадки; произведения писателей – классиков и современных авторов.

В- третьих, детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами.

  Нашей  классной библиотекой заведует девочка, которая читает лучше всех в классе. Она ведёт  учёт книг, рекомендует детям книги по интересам. Один раз в неделю на уроке чтения мы подводим итоги, кто больше прочитал за неделю. Эти дети награждаются аплодисментами.

      В качестве контрольно-измерительных материалов  используются  тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Однако, как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.   Сказывается недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,  отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников.

    Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения – это, прежде всего:

  • Умение раскрывать тему, основную мысль;
  • Находить материал к высказыванию;
  • Систематизировать материал,  собранный к высказыванию;
  • Строить высказывания правильно, точно, ясно и, по возможности, ярко;
  • Определять авторскую позицию;
  • Высказывать собственное отношение.

   

    Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их,  тоже вызывают у учащихся большие затруднения.

С этой целью мною разработана «Творческая тетрадь». Работа по ней ведётся в основном на уроках риторики. В неё включены упражнения, стимулирующие творческую активность и познавательную деятельность. Обучающиеся составляют устные рассказы по готовому плану, по опорным словам, определяют тему текста, основную мысль, определяют тип текста и т.д. Упражнения могут быть использованы для фронтальной и групповой работы с учащимися на занятиях в классе и в качестве домашних заданий. Оформление яркое, тексты интересные, задания  развивающие и это привлекает  детей, способствуют  развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала. Положительная динамика уже сейчас  наблюдается в умении озаглавливать текст, делить текст на абзацы, озаглавливать части текста, воспроизводить его подробно, сохранять порядок действий, не допускать фактических ошибок.

 

   Формирование  коммуникативных умений и навыков  в процессе обучения вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.

В нашем учебном заведении у каждого учителя начальных классов оформлена папка «Формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальных классов МАОУ «Гимназия №1» », которая включает следующие разделы:

  1. Формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
  2. Виды работ с текстовой информацией на уроках литературного чтения.
  3. Правила работы с текстовой информацией на уроках литературного чтения в начальных классах.
  4. План мероприятий по формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальных классов МАОУ «Гимназия №1» на 2015-2016 уч.год
  5. Дидактический материал для организации работы с текстовой информацией:

- упражнения по формированию навыка чтения;

- внеклассные мероприятия;

- работа с родителями.

             6. Диагностический материал по проверке навыков работы с              

                 текстовой информацией:

-тексты для проверки техники и выразительности чтения;

- тесты для проверки работы с текстом.

           7. Мониторинг уровня читательской компетенции:

- техника чтения;

- план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Государство ставит перед нами задачу подготовить выпускников начальной школы, обладающих не только базой знаний, но и ключевыми компетенциями, позволяющими осуществить успешную социализацию в современном мире. Поэтому, я считаю, что  если работа с текстовой информацией будет вестись системно, то это  будет непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности.