Творческая тетрадь (работа с текстовой информацией)

Миронова Юлия Леонидовна

Работа с текстовой информацией - задача важная.  Младшие школьники недостаточно  подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.

Пособие представляет собой систему упражнений, стимулирующих творческую активность и познавательную

деятельность учащихся. Учащиеся под руководством учителя

составляют устные рассказы, используя картинную и деловую речь, связный текст из деформированных предложений, определяют тип текста, выделяют главную мысль и т.д.. Упражнения могут быть использованы для фронтальной и групповой  работы с учащимися на занятиях в классе и в качестве домашних  заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_tetrad_3_kl.doc653 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   http://reshebnik.masterotvetov.com/image/687474703a2f2f7270702e6e617368617563686562612e72752f706172735f646f63732f726566732f3136332f3136323737392f696d67372e6a7067

                                                                                                               Тетрадь

                                                                                                 для творческих работ

                                                                                                   учени…. 3 класса ….

              …………………………………………………………………………

                     Реши ребусы!

http://gestiya83.narod.ru/olderfiles/1/7.png

Составитель:    учитель начальных классов   Ю. Л. Миронова

Работа с текстовой информацией - задача важная.  Младшие школьники недостаточно  подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.

Пособие представляет собой систему упражнений, стимулирующих творческую активность и познавательную

деятельность учащихся. Учащиеся под руководством учителя

составляют устные рассказы, используя картинную и деловую речь, связный текст из деформированных предложений, определяют тип текста, выделяют главную мысль и т.д.. Упражнения могут быть использованы для фронтальной и групповой  работы с учащимися на занятиях в классе и в качестве домашних  заданий.

Мои достижения.

Я теперь  знаю………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

Я  теперь умею……………………………………………………….

…………………………………………………………………………

Я хочу научиться……………………………………………………..

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

Полезные советы.

Правила внимательного слушания.

1.Не отвлекайся, постарайся сосредоточиться.

2.Не перебивай говорящего.

3.Постарайся определить по началу текста или по его заголовку, о  

    чём в нём будет говориться.

4.Обращай внимание на то, что говорящий  выделяет голосом, на  

    выражение его лица, жесты.

5. Если вы что-то не поняли, спросите об этом.

Правила культурного общения.

Если вам что-то непонятно, можно спросить так:

  - Скажите, пожалуйста, что означает слово…?

  - Извините, я не поняла, как выполнить задание….

  - Объясните, пожалуйста, как  записать…….

Мои ребусы.

Мои достижения.

Я  узнал

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

Я  научился в 3 классе

………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

Я хочу научиться

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

………………………………………………………

                                      http://www.eduvluki.ru/data/school/4/gallery/1631/13.jpg

              Правила работы в группах, в парах.

1.Не торопись. Говори чётко, не глотай слова.

2.Не кричи, но и не говори очень тихо.

3.Говори выразительно: выделяй голосом главные слова, делай  

   паузы.

4.Правильно строй предложения.

5.Не употребляй слова-паразиты (это, ну, да и т.д.)

6. Не забывай о культуре речи.

7.Активно принимай участие в обсуждении.

8.Обращайся к членам группы по имени.

9.Выслушивай мнение каждого члена группы.

10. Умей договариваться.

Знаем - вспомним, не знаем- узнаем

  1. Игра «Назови одним словом»

а)     [ а],   [в],  [ц] - ……………….

б)     [л о ш к а] -   ……………………

в)     Самолёт  -      ………………………..

г)     Родной язык- это язык, на котором мы говорим с самого  

        раннего детства.                   …………………………..

д)    Эти рыбы похожи на лёгкую парусную лодку. У парусника

        большой плавник на спине. Рыбка выставляет его из воды.

        Ветер гонит рыбку вперёд.                ………………………..

  1. Игра «Найди пару».

       Маленький                 трусливый

       волосы                        язык

       храбрый                      кресло

       кисти                           волосяной

       книга                           крохотный

Обоснуй свой выбор.

  1. Игра «Сделай выбор».

Однокоренные слова

это слова, которые имеют общее значение и общую часть – корень

Антонимы

это слова противоположные по значению

Синонимы

это слова близкие по значению

Словосочетание

это сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу

Предложение

это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль

Пернатые обитатели лесов и полей прилетали из тёплых стран.

50. Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.

Сегодня с утра поднялся сильный ветер. Сильные порывы раскачивали деревья. Потом хлынул сильный дождь с градом. Слышались сильные удары крупных градин по стёклам домов. К вечеру сильное ненастье сменилось хорошей погодой.

51. Отредактируй. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения.

Кастрюля стояла на плите. Она была горячая.

Света увидела пушистую белку. Она испугалась.

На бабушке была белая косынка. Она ей очень шла.

Витя подбежал к столбу. Он был очень высокий.

46. Отредактируй.

Мы с мамой в магазине купили много покупок к празднику.

Я зацепился за ветвистую ветку.

Он взглянул на меня сероглазыми глазами.

В лагере просигналили сигнал.

Этот геройский поступок героя мы не забудем.

47. Найди для слова точного определения.

Далёкий                     сопоставление предметов по степени

                                    отдалённости

Дальний                     находящийся на большом расстоянии

Греметь                      производить громкие, резкие звуки

Грохотать                  производить сильный шум с раскатами

Вид                            то, что открывается взгляду

Панорама                  вид местности, открывающийся с высоты

Бояться                      испытывать страх

Пугаться                   думать о возможной угрозе или несчастье

Опасаться                 испытать страх неожиданно

48. Найди в тексте повторяющуюся мысль. Отредактируй его.

Лунная ночь.

На тёмном небе появился яркий диск полной луны. Мимо него пробегали легкие облачка. Вокруг сверкали звёзды. Было полнолуние. Деревья отбрасывали длинные пепельные тени.

49. Найди в тексте повторяющуюся мысль. Отредактируй его.

Весна.

Долгая зима была, наконец, позади. Весна вступила в свои права. Возвращались перелётные птицы. Земля, деревья и кусты покрывались свежей зеленью.

Текст

это несколько предложений, связанных между собой по смыслу

Абзац

часть текста

Однозначные слова

слова, которые имеют одно значение

Многозначные слова

слова, которые имеют два и более значений

План

это главные предложения, слова, расположенные по порядку

4.Соедини слова- синонимы.

      Вспыльчивый               верхушка, гребень

      вершина                        ребята

      дети                               гневный

      задира                           забияка

      зелёный                        изумрудный

      мокрый                         веселить

      радовать                       беречь

      охранять                       сырой

5. Подбери синонимы к словам.

    Видеть- …………………           сказать-………………….

    большой- ………………..          холод-……………………

    ласковый- ………………           чародей-…………………

    голубой-…………………          бояться-………………….

    белый-    ………………..           враг-………………………

    аккуратный-…………….           греметь-…………………..

6. Соедини слова- антонимы.

           Лишний                 голодный

           сытый                    сходство

           различие                необходимый

           щедрый                 тусклый

           помогать               скупой

           яркий                     ненавидеть

           любить                   мешать

           гласный                 неуклюжий

          ловкий                    согласный

7. Подбери антонимы к словам.

   Родина-……………..                      чёрный-…………………..

   мудрый-……………                      гладкий-………………….

   город-……………..                        говорить-…………………

   тужить-……………                       жесткий-…………………..

   помогать-………….                      зелёный-………………….

   робкий-……………                      согреться-…………………

  отважный-…………..                    лентяй-…………………….

8. Поставь ударение и  произнеси слова правильно.

   Включит, звоним, клала, красивее, начал, включим, начала, поняли, послали, убрала, брала, ножницы, свекла, документ, договор, повторим, поняла, банты, баловать, ракушка, столяр, туфля, украинский.

9. Подчеркни правильно написанное слово.

Положить-покласть, обуть-набуть, ежевичный- ежевиченный,

капустный-капустенный, козье- козиное, конский- кониный, ослиный- ослячий, верблюдиный- верблюжий.

Работа над ошибками

(редактирование)

43.Определи границы предложений.

Зимнее утро выдалось на редкость тихим. У деревьев и кустарников петляли следы зайцев.

Коля подошёл к отцу. И попросил карандаш.

Берёзки пробуждаются от зимнего сна. Наполняются соками.

У нашей кошки шесть котят они живут на кухне на печке.

Однажды осенью мы пошли в лес в густом лесу было тихо.

Светит солнышко. Поют птицы.

Жара мы бежим к морю.

44. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то постарайся сделать это.

Интересная книга.

Во время каникул я прочла интересную книгу. Я настолько увлеклась чтение, что даже не смотрела телевизор. Ко мне часто заходили подруги. Несколько раз мы ходили на каток. А один раз взяли санки и пошли кататься с горки.

45. Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то постарайся сделать это.

Лучший друг.

Моего лучшего друга зовут Гена. Он живёт в соседнем доме. В его доме двенадцать этажей, а в моём - шестнадцать. Но Гена живёт на восьмом этаже, а я на третьем. А еще один мой друг Серёжа живет в Генином доме на одиннадцатом этаже.

5. Прочитай.

Каким бывает снег.

Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки — утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.                                    

                                                                                   (По С. Иванову)

Найди и подчеркни  в тексте слова, которые автор использует для описания снега.

6.Прочитайте.

Веселые тыквы.

        Огород портила куча мусора. Садовник забросал кучу землей и посадил семечки тыквы.

        Протянула тыква длинные стебли. Всю кучу заплела. По забору ползет, по веткам березы.

        Зацвела тыква. Большие желтые цветы похожи на колокольчики. Жужжит над ними пчелиный народ. Под листьями появилась завязь.

        Выросли тыквы. Садовник вырезал на них глазки, бровки, широкие рты. Весело глазеют тыквы. Улыбки вызывают у прохожих.                                                       (По Э. Шиму)

Восстанови верную последовательность пунктов плана.

План.

…    Цветет тыква.

…    Глазеют веселые тыквы.

…    Ползет тыква.

…    Куча мусора.

Оцени свою работу                                    Учитель -

10. Прочитай словосочетания. Изобрази все моменты в цвете. Озаглавь свою картину.

Ласковое солнце, зелёная трава, отдых на реке, голубое небо, смех ребят, тёплая вода, горячий песок.

………………………………..

Составь  рассказ по картине.

11.  Прочитай. Вставь в рассказ имена существительные.

Кормушка.

Мы повесили под окном …………………. . В неё насыпали ………

и  положили  ……………… сала. К кормушке стали слетаться ……………………. . Прилетели пёстрые синички с жёлтыми ……………………. . С весёлым ……………….. накинулись на ………………. воробьи. Появилась большая …………………. . Она схватила кусок и улетела. Мы были очень рады …………….. .

Теперь  каждый ……………. насыпаем   ………………..    в кормушку. Пусть птицы будут  сыты !

Подчеркни опорные слова и подготовься к подробному пересказу.

12. Прочитай. Вставь в рассказ глаголы.

Прятки.

Летом на даче дети ……………………. в прятки. Сначала ………………. Миша. Он ……………. лицом к большому дереву и принялся ……………………. до ста. Ребята ………………. разные стороны. Лена ………………… за сараем. Костя ………………….. в кустах. Паша ………………… в большую бочку. Даша ……………….  за деревом. Игорь ………………..  в канаву.  Миша  ……………………. на  поиски и сумел ………………….. Костю. Теперь он …………………. . Так дети ………………………. до вечера в эту весёлую игру.

                     Раздели текст на части.

13. Прочитай. Вставь в рассказ имена прилагательные.

Жираф.

Жираф живет в Африке. Это …………………… и ………………….

животное. У него очень …………………… шея. Благодаря своей шее он может дотянуться до …………………….. веток. Шкура жирафа …………………… цвета. Она покрыта …………………. пятнами. Ноги у жирафа ………………….. и ………………………..

          Подготовь краткий пересказ.

Особенно радовалась синица. Теперь они с соловьем вновь будут петь вместе.

Синичка по голосу узнала старого друга. Соловей пел о зеленых рощах в южной стране, о счастье вернуться в родные края. Песня передавала радость встречи с другом.                                                                  

                                                                       (По Г. Скребицкому)

4.Прочитай текст. Определи тему текста. Озаглавь.

        …………………………….

Этой осенью в саду было много орехов. Они уже поспели. Сюда повадились ходить две белочки. Они ловко лазили по веткам и выбирали самые спелые орехи. Шустрые зверьки не боялись людей. Белки знали: их здесь не обидят. Но однажды белки столкнулись с непонятным зверем. Это был соседский кот. Он замяукал, зашипел и бросился на орешник. Белочки сначала растерялись: поблизости не было высоких деревьев. Тогда они спрыгнули с орешника и побежали по колышкам забора. А кот — за ними. Но где коту догнать проворных белок! Так и остался ни с чем горе-охотник. Повернулся туда-сюда и поплелся восвояси.                                                

                                                                   (По Л. Савоненковой)

Раздели текст на абзацы и составь план.

                    План.

  1. ……………………………………
  2. ……………………………………

3.……………………………………

Проверь себя!

  1. Соедини нужное с понятием.

            ТЕКСТ                      ПРЕДЛОЖЕНИЕ                  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Пришла Настя         Она была трусливой                  Ясный месяц

из школы.         девочкой.

Мама была дома.         

Настя села у стола.

Она стала читать

книгу. Мама была

рада.                                   

  1. Прочитай. Определи текст по типу речи.

Старый пруд.

Рядом с нашим домом есть старый пруд. Он весь зарос водорослями. Его поверхность затянута ряской. Среди зелени белеют крупные кувшинки. По берегам пруда высятся заросли камыша.    ……………………………….

О пользе чтения.

Мы знаем, как полезно читать хорошие книги. Во- первых, узнаёшь много нового и интересного. Во- вторых, хорошая книга воспитывает читателя. В – третьих, она развивает у него художественный вкус. И, наконец, в – четвёртых, чтение просто доставляет удовольствие.  ……………………….

  1. Расположи абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

                            Чудесная песня.

Однажды теплым весенним вечером над ручьем послышалась песня. Далеко разносился по лесу чудесный голос крылатого певца.

Весной синица переселилась в лесной овраг. Всюду журчала вода. Блестели на солнце лужи. Расцвели подснежники. По вечерам синица вспоминала старого друга соловья.

Эту песню о родине, о счастье слушали птицы, притихший лес.

14. Отредактируй. Употреби слова в правильном значении.

а)У него были рыжие / оранжевые волосы. На столе лежал рыжий/ оранжевый апельсин. Начальник должен во всем показывать образец / пример своим подчинённым. Он был для нас образцом / примером для подражания.

б) У них была очень сильная / крепкая дружба. Он покраснел от сильной / крепкой натуги. У Кати были коричневые / тёмно- русые косы. Под дубом лежали коричневые / тёмно- русые жёлуди. Войти / зайти в историю. Войти/ зайти в комнату.

в) Кустовая/ кустистая клубника. Кустовые/ кустистые усы. Пернатые/ перистые хищники. Пернатые/ перистые облака. Каменный/ каменистый уголь. Каменный/ каменистый пляж.

Дождливый/  дождевой день. Дождливый/ дождевой плащ.

15. Найди в предложениях многозначные слова.

На нос села муха. В начале лета спеет земляника. Гребень петуха был красным от ярости. Курицу запекают в рукаве. Люблю берёзу белоствольную. Держи язык за зубами.

16. Поработай с источником информации и запиши многозначные и однозначные слова.

        Однозначные слова                            Многозначные слова

……………………………                    ……………………………..

……………………………                    ……………………………...

……………………………                     ……………………………..

……………………………                     …………………………….

……………………………                     ……………………………..

……………………………                     ……………………………..

……………………………                     ……………………………..

17. Прочитай словосочетания. Какое значение у слов прямое, а  

      какое – переносное. Докажи.

Звезда экрана- звезда на небосклоне, золотой характер- золотой брелок, лёгкий чемодан- лёгкая задача, ехать зайцем- трусливый заяц, глубокая река- глубокие знания, горят щеки- горят леса.

18. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.

Мы собрали семена цветов. Ты посеял семена раздора. По отцовской линии фамилия Пушкиных принадлежит к боярской ветви. Ветви деревьев покрыты снегом. Медвежьи лапы мягко ступали по тропе. Друг оказал мне медвежью услугу. Самолёт вылетел из Москвы в соответствии с расписанием. Футбольная команда проиграла матч и вылетела из полуфинала.

19. Поработай с источником информации и запиши    

      словосочетания   с прямым и переносным значением.

           Прямое значение                        Переносное значение    

………………………………..         ………………………………..

……………………………….          ………………………………..

……………………………….          ………………………………..

………………………………..         …………………………………              

Не могла стерпеть этого лиса. Шерсть у нее встала дыбом, хвост трубой. Бросилась она на соперницу. Кошка юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут она и попала в руки пчеловода. Узнал он свою помощницу из леса, засмеялся и отпустил. А лиса и на следующее утро пришла спокойно мышковать у омшаника.

Расположите абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

42. Прочитайте.

Берёза.

Один раз и я мой друг Сашка возвращались из школы. В синем небе сияло золотое весеннее солнце. Над полями дрожал воздух, а в небе пели жаворонки. Школа наша находилась в двух километрах от дома на опушке леса. Показалась береза, и мы побежали к ней, чтобы поваляться под ее ветками, отдохнуть. Наша любимая береза была изранена. На ее белой коре были прорублены засечки. Из ран капал сок. Я смотрел на Сашу. По его щекам текли слезы. На другой день мы пришли к березе и обвязали ее раны. Только через два года раны зажили.

Расположите абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

Какова главная мысль рассказа? Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали.

Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали.

Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали.

Подготовьтесь к краткому пересказу.

40. Прочитайте.

Птенчик.

Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал молча.

Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.

Он принёс его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане.

Какова главная мысль рассказа?

Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали.

Проделайте такую же работу над остальными частями текста.

Подготовься к краткому пересказу.

41. Прочитайте.

Рыжая помощница.

Рыжая кумушка повадилась ходить на пасеку. Пчелы зимуют в омшанике. А там их донимают мыши. Лиса старательно ловила мышей на зимовье. Пчеловоды ее не трогали. Но однажды лиса повстречалась на пасеке с кошкой Муркой. Та тоже ловила мышей.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы делают нашу речь богаче и лучше.

20. Соедини слова из левого столбика с подходящими по смыслу фразеологизмами из правого.

            Молчать                    рассеяться как дым

            Хвалить                    держать язык за зубами

            Обманывать             намять бока

            Бить                           возносить до небес

            Исчезать                    обвести вокруг пальца

            Бездельничать           бить баклуши

21. Объясни фразеологизмы.

Сквозь землю провалиться, палец в рот не клади, бирюком жить, испокон веков, зарубить на носу, мухи не обидит, белая ворона, волк в овечьей шкуре, купить кота в мешке, сесть в лужу.

22. Замени устойчивые  сочетания одним словом.

Пуститься наутёк- ……………………..

Диву даваться- ………………………….

Глазам не верить- ……………………….

Навострить лыжи- ……………………….

Поминай как звали-………………………

Раскрыть рот-…………………………….

Хлопать глазами- ……………………….

От корки до корки- ………………………

Из мухи делать слона- ……………………

Живота не пожалеть-………………………

Душа не лежит- …………………………...

Вгонять в краску- …………………………

23. Зачеркни словосочетание,  не являющееся фразеологизмом.  

      Запиши синонимы к фразеологическим оборотам.

Мало каши ел-……………………………………….

Наломать дров- ……………………………………

Ломать голову-…………………………………….

Раскинуть умом-…………………………………..

Шевелить мозгами-……………………………….

Напасть на человека-……………………………..

24. Запиши предложения, включив в них фразеологический  

      оборот.

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………….

25. Соедини словосочетания, подходящие по смыслу.

        Убраться дома                           навести порядок

        Убраться из дома                      уйти из дома

        Погрязнуть в глине                   задолжать много денег

        Погрязнуть в долгах                 увязнуть в глине

        Потерять совесть                       провиниться

        Потерять  кошелёк                    лишиться денег

        Довести до ума                          завершить начатое дело

        Довести до школы                     проводить в школу

— Это кто? — спрашивает Никита.

— Тише, тише, — говорю я ему, — не пугай, это рябчик.

                                                                                  (По Е. Чарушину)

Найдите в тексте сравнения в описании рыжиков.

Найдите и подчеркните описание грибов, а затем рябчика.

38. Опишите  любое животное  или птицу, используя сравнения.

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

39. Прочитай.

Как белка готовится к зиме.

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала отборные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров.

Самый веселый и проворный зверек в наших лесах – это шустрая белка.

                                                              ( И. Соколов-Микитов)

36. Прочитайте.

Иван-царевич на сером волке.

      Мы смотрим на картину известного художника Виктора Михайловича Васнецова. Она похожа на сказку. В центре ее видим чудесных всадников. Серый волк несет их через дремучий лес. Мрачные деревья окутаны туманом. Лес обступает героев со всех сторон.

     Хорош собой Иван- царевич! Тонкое лицо, черные глаза, брови. Одежду украшает золотое шитье. Беглец смотрит, нет ли погони.

     Рядом сидит царевна. Она бледна, словно месяц. Головка лежит на плече спасителя. Голубой  наряд девушки расшит золотом. Светлое пятно на картине- волшебная яблонька. Она дает робкую надежду на спасение. Никому не отдаст царевич Елену Прекрасную!                                                           (По Н. Шаниной)

Найдите сравнение в описании внешности царевны.

Подчеркни описание внешности царевны и Ивана- царевича.

37. Прочитайте.

Рябчонок.

Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки пролезают. Их очень хорошо солить.

Взяли мы по корзинке — я большую, а Никитка маленькую — и отправились в лес. И Томка с нами побежал.

Мы ещё и до полянки с рыжиками не дошли, как Томка закрутился, завертелся на одном месте около ёлки, — принюхиваться стал. И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями.

Посмотрели мы за куст, а там ходит какая-то удивительная курочка, ходит и на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голове чёрный хохолок — то поднимется колпачком, то ляжет.

Проверь себя !

  1. Вставь пропущенное слово.

Слова, которые имеют два и более значений -……………………

 Главные предложения, слова, расположенные по порядку-…….

Часть текста-………………………

Слова, которые имеют одно значение-…………………………….

 Несколько предложений, связанных между собой по смыслу….

Это слова, которые имеют общее значение и общую часть – корень

- ………………………………………….

 Слова противоположные по значению-…………………………

 Слова близкие по значению- …………………………………….

 Сочетание двух слов, связанных между собой по смыслу-

………………………………………..

 Несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль-………………………………..

  1. Назови группы слов.

…………………………                        ……………………..

      плюс-минус                                               дом- изба

     правда-ложь                                        близкий- соседний

     свет- темнота                                      блестящий- яркий

…………………………                      ………………………..

   сосед- соседний                                      знать назубок

   волк- волчий                                          и след простыл

  белизна- белый                                        как с гуся вода

………………………..                       …………………………

          ножка                                                 золотые руки

          ручка                                                свежие новости

          хвост                                                     злая вьюга

3. Подбери синоним к слову.

Забияка-…………………                 Отчизна-…………………

детвора-…………………                 сырой-……………………

4. Подбери антоним к слову.

Помогать-………………..             север-…………………….

ложиться-………………..             жара-……………………..

5. Поставь в словах ударение.

Звонит,  красивее, туфля, украинский, столяр, статуя, включим, банты, творог, баловать, ракушка, документ, алфавит, послала, клала.

6. Подчеркни правильно написанное слово.

Дощатый / досковый,  комаровый / комариный, слоновый / слоний, соловьячий /соловьиный, морожное /мороженое.

7. Употреби слова в правильном значении.

Коронный / коронованный номер. Коронный / коронованный принц. Листовой / лиственный лес. Листовой / лиственный чай. Классная / классическая музыка. Классная / классическая комната.

8. Выбери для слова подходящее определение.

        Громкий                             слишком громкий

       Оглушительный                 резкий на слух

       Пронзительный                 сильно звучащий

Оцени  свою работу -                          Учитель -

34. Прочитай.

………………………………………………

     Я стоял на вершине холма. Передо мной пестрела рожь. Но уже надвигалась гроза.

     Солнце еще светило, но там, за рожью, не слишком далеко синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Я глядел на синюю громаду, и смутно было на душе. Туча не двигалась. Она давила на землю.

     Наконец, сорвалась буря. Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно клочья, разорванные облака. Всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром. Запахло серой.                                                   (По И. Тургеневу)

Определите тему текста. Озаглавьте. Определите тип текста.

Найдите в тексте описание грозы.

Подчеркните глаголы, которые автор использовал, чтобы нарисовать картину сильной грозы.

35. Прочитайте.

Ель.

     Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки.

    Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый праздник!

    Ель- очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Определи тип текста.

Обозначь отрывок, в котором говорится о пользе ели.

32.  Прочитайте.

Какого цвета подснежник.

Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой! Подснежник белого цвета».Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый, а фиолетовый». «Самый красивый подснежник- розовый»,- спорит тот, кто был на Селигере.

Так какого же цвета это цветок?

   В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны. Подснежники на севере зовут  перелесками. Обычно перелески синие, голубые , а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?

   А какие подснежники  растут у вас?                 (По И. Зениной)

Подчеркни предложения, которые дают ответ на вопрос: какого цвета подснежник и где он растет?

33. Прочитайте.

Главный певец.

      Давно разливают радостные песни жаворонки. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в чистой лазури. В садике и в рощице звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но главного певца нет. Соловей еще не прилетел.

    Вот явилась серенькая птичка с умными черными глазками. Она совсем невзрачная, ростом чуть больше воробья. И зазвучал настоящий гимн красавице весне. У этой маленькой птички чудесный голос. И нет в мире голоса богаче и красивее.

                                                                             (По Д. Кайгородову)

Кого автор называет главным певцом? Найдите  в тексте описание главного певца.

Почему автор считает соловья главным певцом?

Текст.

26. Соедини понятие с его примером.

         ПРЕДЛОЖЕНИЕ                          СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Однажды услышал я                                          соловьиная песня

какой-то жалобный визг

в саду.

                                     ТЕКСТ

В городе Гагарине родился первый космонавт. Этого человека звали Юрий  Алексеевич Гагарин. Раньше этот город называли  Гжатск.

27. Прочитай. Какую из записей можно озаглавить? Почему?

а) Изобрели стул древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знаменитые люди нашей страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли. ……………………

б) Давно сняли пахучую антоновку. Налетел осенний ветер. Проходит день. Одним листком в календаре становится меньше. И так триста шестьдесят пять раз. ………………………

28. Расположи абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

Аист прилетел.

     Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Самый сильный аист подлетел  к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.

       Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.

Составь план.

  1. ……………………………………
  2. ……………………………………
  3. ……………………………………

29. Расположи абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

       Озаглавь.

                     …………………………..

     Через высокие кочки, через лесные открытые поляны идёт еж. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает он в нору под старым пнем душистые  сухие листочки, мягкий лесной мох. Готовит зимнюю постель…..

     Скоро придет зима. Накроет его нору снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под теплым пушистым одеялом, хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж. И будет он видеть лесные сны.

     Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.

Составь план.

  1. ……………………………………
  2. ……………………………………
  3. ……………………………………

30. Прочитай. Определи тему текста. Озаглавь.

…………………………..

    С озера долетело странное щелканье и стук. Казалось, будто там дрались палками мальчишки. Я вгляделся в озеро. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым  цветом. Птица вытащила из воды маленькую голову величиной с яйцо, заросшую курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с красным мешком. Это был пеликан. Он смотрел на нас. Из клюва торчал хвост толстого окуня. Пеликан тряс шеей, чтобы протолкнуть рыбу.

                                                                          (По К. Паустовскому)

Найди в тексте описание пеликана. Подчеркни словосочетания, которые автор использует для описания птицы.

31. Прочитайте.

Дивный цветок.

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные  листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

        Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали – подсолнечник. По имени яркого солнышка.                                            (По Е. Пермяку)

Что дивного автор увидел в цветке?

Как писатель объяснил название цветка? Подчеркни.