Тема выступления на семинаре: «Форма оказания помощи ребёнку вслед за раскрытием случая насилия в семье».

Федотова Татьяна Александровна

В данном докладе речь о формах оказания пострадавшему от насилия ребёнку. Виды работы с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1

 (с углубленным изучением отдельных предметов)»

Тема выступления на семинаре:

«Форма оказания помощи ребёнку вслед за раскрытием случая насилия в семье».

Учитель начальных классов:

Федотова Татьяна Александровна

Моршанск

2015

Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями.

Альберт Лиханов.

За последнее десятилетие термин “жестокое обращение с детьми” вошел в нашу жизнь, стал широко использоваться в научной и публицистической литературе, нормативных документах. Завучи по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители, психологи чаще других сталкиваются с этой проблемой. Именно поэтому мы собрались сегодня с вами, для того, чтобы обсудить данную тему.

Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними должно проводиться в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

Нет сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. Заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удовольствиями и удобствами ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость.

Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытается ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При этом многие родители сами способны поднять руку на своих детей. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Почему возникает такая двойственность?

Возможно, считается, что в этом случае цель оправдывает средство (“потом еще мне спасибо скажет”).

Возможно, что мы исходим из своего жизненного опыта (“меня в детстве тоже ремнем “учили”, иначе неизвестно еще, что бы выросло”).

Возможно, в глубине души мы убеждены, что ребенок – наша собственность, и мы вправе делать с ним все, что захотим.

А может, иногда кажется, что просто нет другой возможности повлиять на ребенка, кажется, что физическое воздействие вернет власть и авторитет.

Возможно, телесные наказания служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не научат, а только оскорбляют и раздражают его, после побоев никто из членов семьи не знает, что ему делать – и все замыкаются в одиночестве.

А вероятнее всего, взрослые прибегают к оскорблениям, крикам, ударам вследствие неумения найти выход из сложившейся ситуации, вследствие бессилия или растерянности, которых сами не осознают.

У детей, переживших насилие в семье, в дальнейшем могут возникнуть серьезные психологические затруднения, возможно воздействие на всё дальнейшее развитие личности.  У ребенка, подвергшегося насилию, может развиваться «комплекс неполноценности», он склонен к уединениям, фантазиям, а также к агрессии и антисоциальному поведению.

Будучи учителем, вы можете наблюдать, что ребенок начинает проявлять агрессивное или деструктивное поведение в классе, в столовой или на школьном дворе, что может быть прямым результатом совершенного над ним насилия. 

В классе ребенок может быть чрезмерно угодлив, не способен сосредоточить внимание и испытывает трудности в общении со сверстниками. Реакции некоторых детей могут быть внутренними, они переживают все в себе, и им может быть, необходима помощь, чтобы они смогли рассказать о своих чувствах, доверить их другим. Их доверие подорвано, и им необходимо заново учиться доверять людям.

Роль педагога не кончается после раскрытия случая насилия.

Педагог может и должен играть существенную роль как участник команды реагирования, помогающей детям восстанавливаться после насилия. То, что происходит в классе, может иметь весьма существенное значение для тех учеников, которые подверглись насилию. Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после насилия и что педагоги могут, а также и обязаны чётко донести до ребенка, что «жизнь продолжается».

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Для преодоления последствий системного и тяжелого насильственного опыта ребенку требуется длительный процесс реабилитации, охватывающий, по возможности, не только ребенка, но и других членов семьи.

При организации первой встречи педагога с пострадавшим ребенком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям:

  1.  Установите контакт с ребенком

Акцент необходимо сделать на искренне заботливом отношении к нему. Нужно помнить, что уровень доверия ребенка к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние - угнетенным, поведенческие реакции -защитными.

Важно, чтобы при контакте с ребенком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Перед беседой стоит поинтересоваться, не хочет ли ребенок в туалет, не голоден ли он. Желательность присутствия родителей зависит от того, насколько ребенок им доверяет. В целом присутствие родителей нежелательно, т. к. они могут влиять на реакции ребенка.

При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы преимущественно открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией:

  • Есть ли у тебя друзья?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Расскажи о своей семье.
  • Что делает тебя счастливым? От чего ты грустишь?

Детям дошкольного и младшего школьного возраста для снижения напряжения можно предложить «нарисовать что захочешь».

  1.  Сфокусируйтесь на теме насилия

Если установлена безопасная атмосфера, можно начать во время беседы постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием: «Расскажи, пожалуйста, что с тобой произошло?». При планировании беседы важно учитывать степень готовности ребенка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии, когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой «секрет». Если педагогу известно о факте насилия, то можно сказать ребенку, что бывают хорошие секреты (например, заранее приготовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой нужно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь).

Основные мотивы отказа детей от разговора о случаях насилия: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасение, что окружающие станут хуже к ним относиться, боязнь или привязанность к обидчику, опасение огорчить родителей и т. д.

Когда ребенок сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ о трагическом событии может вызвать у вас гамму чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от педагога внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексуального, неэффективно и даже вредно:

  • спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика;
  • задавать вопросы, усиливающие чувство вины;
  • спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь;
  • говорить о том, что бы сделали вы сами в подобной ситуации;
  • давать советы и навязывать собственные решения;
  • говорить «успокойся, не переживай...», т. е. отрицать чувства ребенка;
  • быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; говорить «я тебя понимаю...»;
  • слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.

3. Учитывайте уровень личностного развития ребенка

 Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто. При построении беседы с детьми младшего возраста:

  • используйте короткие вопросы и предложения, не превышающие пяти слов;
  • избегайте специальных терминов, вопросов с двойным отрицанием, абстрактных понятий;
  • используйте те же слова для названия интимных частей тела, какие использовал ребенок;
  • старайтесь реже использовать местоимения (он, они), употребляйте имена собственные;
  • перефразируйте вопрос, если ребенок его не понимает;
  • после полученного ответа постарайтесь обобщить, что сказал ребенок, таким образом, вы побуждаете его к лучшему пониманию себя и ситуации.
  1.  Используйте приемы активного слушания

Важно активно слушать, а не добиваться подробностей и не проводить расследование, т. к. это - компетенция правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы.

  1.  Осторожно применяйте физический контакт

Физический контакт с ребенком - объятия, дотрагивание до коленки, плеча - могут напоминать ему о перенесенной травме. Дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок может неадекватно реагировать на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям. Может потребоваться значительный период времени, прежде чем ребенок вновь научится доверять своим телесным ощущениям.

  1.  Окажите ребенку поддержку

Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените его доверие. Важно укрепить представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. Скажите ребенку, что не он один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.

  1.  Оцените степень безопасности ребенка:
  • убедитесь, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых;
  • выясните, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет, и которые не допустят повторения насильственных действий;
  • есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок.
  1. Объясните ребенку ход дальнейшего развития событий

Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: "Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути тебя защитить".

Дайте ребенку знать, к каким действиям вы готовы (например, что вы всегда готовы с ним поговорить).

Важно придерживаться тактики "мягкого ведения", максимально заботясь о безопасности ребенка.

Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возможностей разрядки своей тревоги.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

  1. Я тебе верю.
  2. Мне жаль, что с тобой это случилось.
  3. Это не твоя вина.
  4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.
  5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность. 

Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия. Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий.

Заключение.

Насилие является очень распространенным явлением во всем мире. Оно существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе. И в каждой стране имеется свой опыт искоренения названой проблемы.

Для того чтобы начать борьбу с насилием, надо открыто обсуждать эту проблему, вести последовательный разговор, показывать пути решения.

Наше общество должно научиться воспринимать любой вид насилия не как «бытовуху», а значит, что-то второстепенное, но как любое другое преступление, совершенное в обществе.

Тем, кого не оставляет равнодушным эта тема, придется работать и над продолжением диких стереотипов нашего создания. И без формирования у людей современного, гуманистического взгляда на насилие, мы не сможем далеко продвинуться в решении этой проблемы.

Данные рекомендации могут помощь в работе с жертвами насилия и помочь найти пути решения данной проблемы.

 Дети – наше будущее и нужно заботиться о них. Потому, что как мы воспитаем наших детей, как их вырастим, здоровыми в физическом и нравственном плане или морально неустойчивыми, зависит то, в каком обществе, в здоровом или неуравновешенном мы сами будем доживать свой век.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Слайд 2

Существует ли проблема насилия в семье?

Слайд 3

Какие формы насилия в семье встречаются чаще?

Слайд 4

Кто применяет насилие в семье?

Слайд 5

НАСИЛИЕ

Слайд 7

ВИДЫ НАСИЛИЯ ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (эмоциональное) отвержение терроризирование изоляция игнорирование

Слайд 8

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЁНКА СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Слайд 9

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога Боязливость Чувство вины, стыда, отвращения Чувство беспомощности, испорченности Отстранённость Агрессия

Слайд 10

ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Страх Чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру Сложности в определении семейных ролей Нарушение сна, аппетита Агрессивное поведение Молчаливость либо неожиданная разговорчивость


 

Комментарии

Федотова Татьяна Александровна

Данный материал является актуальным на сегодняшний день, поэтому с ним стоит ознакомиться классным руководителям.